Конспект организованной образовательной деятельности. (5-6 лет) " От зернышка до хлебушка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с историей хлеба и его культурной значимости. Формировать представление детей о выращивании хлеба; о получении хлебобулочных изделий; о технике, которая необходима для сбора урожая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zernyshka_do_hlebushka_metod._razr._2015g.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Обучающая:
Познакомить детей с историей хлеба и его культурной значимости. Формировать представление детей о выращивании хлеба; о получении хлебобулочных изделий; о технике, которая необходима для сбора урожая.
Развивающая:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности (через знакомство с конкретными операциями по изготовлению хлеба: посадка зерна, полив, работа с тестом).
Воспитывающая:
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой. Совершенствовать умение согласовывать свои действия в соответствии с текстом (Физкультминутка – «Замесили тесто»).
Предварительная работа:
- Чтение сказок и рассказов
- «Мальчик с пальчик»
- «Мужик и медведь»
- «Жерновцы»
- Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.
- Знакомство с техникой (Комбайн, трактор, грузовик)
- Рассматривание зерна
- Подвижная игра «Замесили тесто»
- Дидактическая игра – лото «Кем быть?»
- Разучивание пословиц и поговорок по данной теме.
Оборудование и материалы:
Земля в лукошке, зерно, мука, тесто, слайды с изображением последовательности выращивания зерновых культур, фартуки, косынки, каравай, булочки готовые, столы стулья расставленные полукругом, компьютер, мультимедийный проектор, экран, петрушка (взрослый человек).
Ход занятия:
Дети входят в группу. На проекторе слайды с изображением хлебобулочных изделий.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. А как вы думаете чему посвящено сегоднешнее занятие? Я думаю вы ответите, отгадав загадку.
Он у нас такой душистый,
Вот он теплый, золотистый. (показать на слайды)
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Дети: Хлеб
Воспитатель: Молодцы, догадались.
Стук в дверь. Вбегает петрушка, подбрасывает к верху кусок хлеба отбивает его ногой, рукой, головой и роняет на пол.
Воспитатель:
Здравствуй, петрушка! Постой, погоди, чем это ты играешь? Петрушка: Да ничем! Вон кусок хлеба остался от обеда, а выбросить не куда. А вот куда! (Бросает хлеб в мусорное ведро).
Воспитатель:
Да ты, что Петрушка, разве ты не знаешь, что хлебом нельзя играть. Раньше в народе говорили, что хлеб всему голова! Мы с ребятами сегодня хотим познакомиться с историей возникновения хлеба. Хочешь и ты оставайся с нами?
Петрушка:
Да очень хочу! Расскажите пожалуйста.
Воспитатель:
История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб занимал особое место. Считалось, что люди разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно он считался связующим звеном между народами. Времена идут, а хлеб все также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда был на столе хлеб. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, нужно было разломать и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция поцеловать каравай, когда хозяева подавали его с солью в знак гостеприимства. По мнению историков, хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет назад. В древние времена люди думали, как прокормиться и выжить в тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, поэтому они обратили внимания на необычное растение. Люди заметили, что их семена очень хорошо прорастают. Особенно на взрыхленной и политой почве. При этом они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, поэтому можно получить большой урожай. Эти растения – пшеница, рожь и овес. Изначально люди поедали в сыром виде зерна, затем стали растирать зерна камнями получая муку грубого помола. Однажды во время приготовления каши часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень понравилась людям своим поджаристым вкусом и запахом. Так люди стали выпекать хлеб. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Таким образом на Руси появилось хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки, выпекание хлеба внесли новый виток в развитие культуры древних людей. Из давно хлебу отводили особое место в жизни людей его почитали и уважали. Хлебу поклонялись, как солнцу и сравнивали с золотом. Его воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали одним из основных блюд. Детей на Руси учили с малых лет относиться к хлебу на просто, как к еде, а ценить и любить его также, как и Родину, Мать и Отца. Детям объясняли, что ценность хлеба очень велика так как появляется он благодаря тяжелому труду 120 профессий.
Воспитатель:
Вот и я вчера вечером испекла для вас хлеб. Этот хлеб называется каравай (потому что, он круглый, красивый и похожий на солнце).
Вот он каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый
Словно солнцем налитой.
Ребятки, вспомним из чего хлеб пекут?
Дети:
- вода, мука
Воспитатель:
- Молодцы, правильно вы говорите, но только не всё, сейчас я вам расскажу все по подробнее. Ты Петрушка запоминай!
Посмотрите, что вы видите на своем столе?
Дети:
-Зернышки.
Воспитатель:
- Правильно, зернышки давайте посмотрим, какие они по цвету?
Дети:
- жёлтые.
Воспитатель:
-А какие они на ощупь?
Дети:
-твердые, мягкие, гладкие, шершавые.
Воспитатель:
-А вы заметили бороздку на зернышке, которая делит зерно на две половинки. Посмотрите
Дети:
-Да
Воспитатель:
-В каждом зернышке живёт росток, но для того, чтобы его разбудить нужно посадить его в землю. А хотите сами вырастить свое пшеничное поле? Проходите к столику, на нем стоит лукошко с землей. Давайте представим, что это поле пока еще ничем не засеяно.
Воспитатель:
- Сейчас я сделаю бороздки и вы каждый сможете посадить свое зернышко.
Ну, что начнем?
Дети:
- Да
Воспитатель:
-Посадили, молодцы. А теперь я прикрою наши зернышки землей. Скажите пожалуйста, а что поможет нашим зернышкам быстрее прорасти.
Дети: слайд
-вода, солнце.
Воспитатель:
- Правильно, давайте попросим Артема (он у нас сегодня дежурный), чтобы он взял леечку и полил наши посевы. Ребята посмотрите, какие расточки появятся из наших зерен, а из росточков появятся колосья.
Вот какой колосок
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят.
- Посмотрите, сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков.
А это поле останется у нас в группе. Будем за ним ухаживать, наблюдать и обязательно не забывайте поливать.
А сейчас я расскажу вам, какие машины помогают выращивать хлеб. Посмотрите на экран, что это за техника?.
Дети:
- комбайн.
Воспитатель:
- Правильно комбайн- с его помощью люди убирают колосья с поля. А это что?
Дети:
- грузовая машина- эта техника нужна для перевозки зерна на мельницу. Там из них намелют муку. И только после этого можно сделать тесто.
Ну, что устали?
Дети:
-Да
Воспитатель:
Хотите поиграть в шуточную игру (Физкультминутку) «Замесили тесто?»
Дети:
-Да
Воспитатель:
- Ладушки, ладушки
Мы печем оладушки,
Замесили тесто,
А тесту в миске тесно,
Тесто выпало на стол,
Тесто шлепнулось на пол,
Тесто убежало начинай сначала. 2 раза.
- Отдохнули ?
А теперь посмотрите, пожалуйста сколько можно разных булочек испечь из муки. А хотите сами испечь, такие булочки.
Дети:
-Да
Воспитатель:
-Сейчас мы превратимся в пекарей и испечем много сладких булочек. Но для этого нам нужны фартуки и косынки. А еще волшебные слова. Давайте скажем их в месте: «Раз, два, три в пекаря обернись». Вот теперь мы пекари.
Скажите, пожалуйста, а что нужно сделать перед тем как сесть за стол и начать работу.
Дети:
-Помыть руки
Воспитатель:
Правильно, помыть руки.
Воспитатель:
-Ребятки посмотрите, что у вас лежит на столе?
Дети:
-Мука, тесто.
Воспитатель:
-Молодцы! А давайте разровняем муку по доске, потрогаем ее, какая она на ощупь.
Дети:
-мягкая, рассыпчатая.
Воспитатель:
- Теперь возьмем в руки тесто.
- Для того, чтобы тесто не прилипало к рукам, нужно обвалять его в муке. И будем лепить булочки. Противень я смажу растительным маслом, чтобы булочки не пригорели. Очень аккуратно и бережно кладите свои булочки на противень. Ребята скажите, пожалуйста, а можно хлебом играть?
Дети:
-Нет
Воспитатель:
- Правильно. Играть с хлебом нельзя, потому что очень много людей потрудились для того чтобы вырастить, собрать, перемолоть, замесить и испечь хотя бы маленький кусочек хлеба. Поэтому в древности и говорили: «Хлеб - всему голова!» Так как он спасал людей от голода.
- Понравилось вам лепить булочки?
Дети:
- Да
Воспитатель:
А, что вам больше всего понравилось?
Дети:
Сажать зернышки, смотреть на экран, катать тесто.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
И хочу спросить тебя Петрушка: «Теперь то ты понял, почему нельзя играть хлебом?»
Петрушка:
Да теперь я понял и никогда больше играть хлебом не буду. Спасибо вам ребята.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, какие прянички мы с вами испекли!
Слава Миру на земле!
Слава Хлебу на столе!
В нем – Здоровье наше, сила
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук Его растило,
Охраняло, Берегло!
Людям – хлеб, Детям – мир
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора Хлебу дружное УРА!
А теперь пора лакомиться этим красивым, душистым, вкусным караваем и булочками.
До свидания!
Список используемой литературы.
- Беседы с детьми о нравственности и экологии/- Минск: «Асар», 2002.
- Земля на зернышке стоит / А. Владимиров.- М.: Детская литература, 1984.
- А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва Детская литература 1990г.
- Энциклопедия «Сто тысяч почему»/ М. Ильин.- Москва. 1989г.
- Энциклопедия «Почемучка»/ Москва, 1991г.
- Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова, Д. Володихин, И.Стрикалов – М: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кичанзинский детский сад
Конспект организованной образовательной деятельности.
(5-6 лет)
" От зернышка до хлебушка"
Подготовила :
Воспитатель
Голубкова А.В.
Кичанзино 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».
Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие Кубанского зернышка"
Разработка авторской организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя
конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)
Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Дорога хлебушка к столу
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка)...