Рабочая программа кружка по предшкольной подготовке
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа кружковой работы в подготовительной группе по подготовке детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shkola_ispravlennaya.docx | 124.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
предшкольной подготовки
будущих первоклассников
« Хочу всё знать!»
Воспитатель Зимина Ольга Сергеевна
Рассмотрено
На заседании
педагогического совета
Протокол №
от 2015г.
2015 – 2016 г.
Пояснительная записка
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходят новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы?
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
На данный момент уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Таким образом, в рамках общего образования ДОУ, на основе № 273-ФЗ от 29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»» составлена рабочая программа «Хочу всё знать!», направленная на формирование фонетического и речевого слуха ребёнка, а также элементарных математических представлений.
Цели программы:
1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
- положительное отношение к себе и окружающему миру;
- познавательную и социальную мотивацию;
- инициативность;
- самостоятельность.
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,
позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.
7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Занятия по программе «Хочу всё знать!» способствуют формированию:
- направленного внимания;
- интереса к чтению;
- познавательного и коммуникативного мотива;
воспитывают:
- любовь и уважение к родителям;
- интерес к изучению окружающей среды;
- наблюдательность;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- желание помогать другим;
обучают:
- правилам личной гигиены;
- приёмам самообслуживания;
- работе с простейшими инструментами;
- приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляют:
- чувство уверенности в своих силах;
- чувство собственного достоинства.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- наглядность;
- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник, и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
Режим проведения занятий:
На базе МДОУ «Детский сад № 161» с 1 октября по 15 мая, в течение 32 недель, по 2 занятия в неделю, что составляет 64 занятия по 30 минут с 1 физминуткой. Динамическая пауза после каждого занятия 10 минут.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:
- Словесные, наглядные и практические методы.
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
- Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры)
- Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.
Предлагаемая программа по оказанию платной образовательной услуги рассчитана на 64 часа и предназначена для детей старшего и дошкольного возраста.
План реализации программы предшкольной подготовки
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике. Программа доработана для детей предшкольной подготовки.
Программа рассчитана на 32 рабочие недели.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
- создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
- формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
- производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
- учащиеся знакомятся с название чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и обратном порядке;
- используя изученную последовательность слов, учатся пересчитывать предметы;
- учатся выражать результат числом и записывать цифрой.
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
Дата | № | Тема занятия | К-во час |
1 | Знакомство с учебными принадлежностями | 1 | |
2 | Свойства предметов: цвет, форма, размер | 1 | |
3 | Счёт в пределах 10 | 1 | |
4 | Числа и цифры 1 - 10 | 1 | |
5 | Геометрические фигуры. | 1 | |
6 | Пространственные отношения | 1 | |
7 | Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 1 | |
8 | Понятие «много», «один» | 1 | |
9 | Знакомство с цифрой 1 | 1 | |
10 | Число 2.письмо цифры 2. | 1 | |
11 | Число 3. письмо цифры 3. | 1 | |
12 | Письмо цифры 4. | 1 | |
13 | Письмо цифры 5. | 1 | |
14 | Письмо цифры 6. | 1 | |
15 | Письмо цифры 7. | 1 | |
16 | Письмо числа 8. | 1 | |
17 | Состав чисел: 5,6,7,8, | 1 | |
18 | Письмо числа 9. | 1 | |
19 | Состав числа 9. | 1 | |
20 | Письмо числа 10. | 1 | |
21 | Состав числа 10. | 1 | |
22 | Числа от 0 до 10. | 1 | |
23 | Прибавить и вычесть 1. | 1 | |
24 | Прибавить и вычесть 2. | 1 | |
25 | Прибавить и вычесть 3. | 1 | |
26 | Прибавить и вычесть 4 и 5. | 1 | |
27 | Знакомство с понятием «задача». Счёт от 1 до 10. | 1 | |
28 | Закрепление понятий «один»- «много», структура задачи. | 1 | |
29 | Закрепление понятия « задача». Решение простых задач на сложение и вычитание | 1 | |
30 | Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше - меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. | 1 | |
31 | Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. | 1 | |
32 | Итоговая диагностика | 1 |
К концу обучения дошкольники должны:
называть:
- предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
- числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
- число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);
различать:
- число и цифру;
- знаки арифметических действий(+, - , ., : );
- шар и круг, куб и квадрат;
- многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;
сравнивать:
- предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
- ориентироваться в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути передвижения и пр.);
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих указанным свойством;
- определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов;
- изображать отрезок заданной длины;
- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» начального общего образования составлена
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Целью данного курса является – овладение первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
- формирование общих представлений о слове и предложении;
- формирование действий звукового анализа;
- формирование навыка письма;
- развитие речи.
Календарно- тематическое планирование по курсу
“Обучение грамоте и развитие речи» (письмо)
дата | № | Содержание программного материала | Кол-во час. |
1 | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами» | 1 | |
2 | Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». | 1 | |
3 | Звуки (общее понятие). Рабочая строка. Междустрочное пространство. | 1 | |
4 | Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. | 1 | |
5 | Знакомство с гласным звуком «А», письмо буквы «А» Гласный звук «О», письмо буквы «о». Игра «Каркушина школа». | 1 | |
6 | Гласный звук «У» , письмо буквы «у» Гласный звук «ы», письмо буквы «Ы» | 1 | |
7 | Звук «Н», письмо буквы «н». «Игры деда Буквоеда». | 1 | |
8 | Звук «С», письмо буквы «С» | 1 | |
9 | Звук «К», письмо буквы «К» | 1 | |
10 | Звук «Т», письмо буквы «Т» | 1 | |
11 | Звук «Л», письмо буквы «Л» | 1 | |
12 | Звук «Р», письмо буквы «Р» | 1 | |
13 | Звук «В», письмо буквы «В». «В стране занимательных игр». | 1 | |
14 | Буква «Е», письмо буквы «Е» Буквы «Ё» ,письмо буквы «Ё» | 1 | |
15 | Звук «П», письмо буквы «П» | 1 | |
16 | Звук «М», письмо буквы «М» | 1 | |
17 | Звук «З», письмо буквы «З» | 1 | |
18 | Звук «Б», письмо буквы «Б» | 1 | |
19 | Звук «Д», письмо буквы «Д» | 1 | |
20 | Звук «Я», письмо буквы «Я» | 1 | |
21 | Звук «Г», письмо буквы «Г» | 1 | |
22 | Звук «Ч» , письмо буквы «Ч» | 1 | |
23 | Мягкий и твердый знак. | 1 | |
24 | Звук «Ш», ,письмо буквы «Ш» | 1 | |
25 | Буква «Ж», письмо буквы «Ж». «Добрый жук». | 1 | |
26 | ЗВУК «й» ,письмо буквы «Й». «В гостях у Айболита». | 1 | |
27 | Буква «Х», письмо буквы «Х» | 1 | |
28 | Буква «Ю», письмо буквы «Ю» Буква «Э», письмо буквы «Э» | 1 | |
29 | Буква «Ц», письмо буквы «Ц» | 1 | |
30 | Повторение изученных букв | 2 | |
31 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА | 1 | |
32 | Итоговая диагностика | 1 |
К концу курса «Обучение грамоте»
дошкольники должны уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и звонкие, мягкие и твердые);
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, указывающих на мягкость и твердость согласных;
- определять количество букв и звуков в слове;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа для групп предшкольной подготовки
В образовательной программе описываются направления работы с детьми, не посещающими детский сад...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
рабочая программа кружка "Подготовка к обучению в школе. 2018-2019"
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...
Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте
Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста ....
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит ...
Рабочая программа кружка по подготовке детей к овладению английским языком
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28748446","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...