РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
рабочая программа (подготовительная группа)
Введение
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах. При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью выделяются следующие:
- Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- Умение ребенка работать по образцу;
- Умение ребенка работать по правилу;
- Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
- Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу».
В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе:
- уровень общего развития ребенка;
- самоконтроль;
- мотивация учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по подготовке детей «Скоро в школу»
на 2017 – 2018 учебный год
Возраст детей 6 – 7 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель:
воспитатель 1 кв.категории
Ивочкина Н.А.
г. Орел- 2018
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение …………………………………………………………………3
- Пояснительная записка …………………………………………………5
- Содержание программы …………………………………………………6
- Учебно-тематический план ………………………………………….…12
- Методика диагностики………………………………………………….24
- Список литературы ………………………………………………….….27
Введение
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах. При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью выделяются следующие:
- Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- Умение ребенка работать по образцу;
- Умение ребенка работать по правилу;
- Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
- Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу».
В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе:
- уровень общего развития ребенка;
- самоконтроль;
- мотивация учения.
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Содержание программы
Основные задачи программы
- Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
- Привить любовь к конкретному предмету – математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
- Развитие представлений о величине:
- Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр)).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Развитие ориентировки во времени:
- Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:
- Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
- Умение играть;
- Развитие речи;
- Уровень самообслуживания у ребенка.
- природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
Основными принципами программы кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гумманости: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
В процессе используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
Результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Контроль
- Итоговые занятия
- Мониторинг
Необходимое оборудование и материалы
- Цветные счетные палочки
- Мозаика
- Объемные геометрические фигуры
- Шаблоны из геометрических фигур
- Конструкторы
- Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
- Цветная бумага
- Крупа (гречка, рис)
- Цветные веревочки
- Пуговицы
- Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага).
Учебно-тематический план
Вся организованная деятельность проводится на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятия используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятие проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
Минимальный состав группы -10 человек.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 30-35 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Перспективный план
Месяц. | Название темы | Цели | Задачи |
Октябрь | «Число и цифры от 1 до 10» | развитие математических представлений | Закрепить умение писать цифры от 1 до 10, закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, закрепить знания о квадрате и прямоугольнике. |
«Сравнение чисел» | развитие математических представлений | Упражнять в сравнении рядом стоящих чисел 9 и 10. Упражнять в нахождении сходства с геометрическими фигурами в окружающей действительности. | |
Величина, ориентировка на листе. | развитие математических представлений | Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков. Учить ориентироваться на листе бумаги. | |
Соотнесение количества предметов с цифрой, ориентировка во времени. | развитие математических представлений | Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. Познакомить с часами, их разнообразием и назначением. | |
Ноябрь | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логические загадки. | развитие математических представлений
| Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, закрепить знания о днях недели, учить решать логические загадки. |
Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. | |
Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве. | развитие математических представлений | Продолжать учить решать арифметические задачи. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Цифры от 1 до 10, число 11, ориентировка во времени. | развитие математических представлений | Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10. Познакомить с образованием числа 11. Знакомить с часами. | |
Декабрь | Число 12, 13, решение примеров, геометрические фигуры. | развитие математических представлений
| Познакомить с образованием числа 12, 13 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить решать примеры и логическую задачу. |
Решение примеров, величина, логическая задача, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Учить составлять примеры, читать записи. Учить решать логическую задачу. Познакомить с элементами геометрической фигуры. | |
Число 14, дни недели, логическая задача. | развитие математических представлений | Познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить решать логические задачи. Способствовать развитию зрительного внимания. | |
Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа 9 из двух меньших. | развитие математических представлений | Продолжать учить считать по образцу и названному числу, продолжать учить составлять арифметическую задачу, учить составлять число 9 из двух меньших. | |
Январь | Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. | развитие математических представлений
| Познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. |
Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача на анализ и синтез. | развитие математических представлений | Учить понимать отношения между числами в числовом ряду. Учит решать примеры в пример второго десятка. Закреплять умение решать логическую задачу. | |
Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. | развитие математических представлений | Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить определять время по часам. Учить решать логическую задачу. | |
Ориентировка на листе бумаги. Арифметические задачи. | развитие математических представлений | Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Упражнять в решении задач на вычитание. Закреплять знание о цифрах. | |
Февраль | Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. | развитие математических представлений | Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Учить решать логическую задачу. |
Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Продолжать знакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Продолжать учить решать логическую задачу. | |
Число 18, состав числа восемь из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Познакомить с образованием числа 18 и новой счетной единицей – десятком. Закрепить умение составлять число 8 из двух меньших. Учить решать логическую задачу. | |
Число 19. Логическая задача. | развитие математических представлений | Продолжать знакомить с образованием числа 19. продолжать учить измерять линейкой. Продолжать учить решать логическую задачу на анализ и синтез. | |
Март | Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. | развитие математических представлений
| Познакомить с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу. Учить решать логическую задачу на анализ и синтез. |
Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги. | развитие математических представлений | Продолжать учить решать арифметические задачи, продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка, продолжать учить решать логическую задачу, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. | |
Величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. | развитие математических представлений | Продолжать учить измерять с помощью линейки, закреплять умение отгадывать математическую загадку, закреплять умение определять время на часах с точностью до получаса. | |
Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку. | развитие математических представлений | Закреплять умение соотносить количество предметов с числом, продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка. Решение примеров, закреплять знания о геометрических фигурах. | |
Апрель | Соответствие между количества предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача. | развитие математических представлений
| Закреплять умение устанавливать соответствие между количества предметов и цифрой, закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку. |
Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки. | развитие математических представлений | Учить решать загадки – шутки с математическим содержанием. Закреплять знания о весенних месяцах. Продолжать учить решать примеры. | |
Счет по образцу и названному числу, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Закрепить умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. | |
Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве. | развитие математических представлений | Продолжать учить решать арифметические задачи. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Май | Решение примеров, величина, логическая задача, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Учить составлять примеры, читать записи. Учить решать логическую задачу. Познакомить с элементами геометрической фигуры. |
Математическая загадка, арифметические задачи, состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Продолжать учить отгадывать математическую загадку, решать математические задачипродолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел. | |
Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. | развитие математических представлений | Продолжать учить решать логическую задачу. | |
Логические задачи | : развитие математических представлений | Закрепление умения решать все виды задач |
Дополнение к планированию:
Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
- Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
- Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
- Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
- Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
- Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
- Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Сентябрь. «Цвет, форма»
Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».
(Используя Цветные счетные палочки)
Размер.
Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».
(Используя мозаику) .
Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».
Счёт, порядковые числительные.
Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
Октябрь. Пространственные представления
Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
Игра: «Весёлые человечки».
Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
Счет до 10
Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»
Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.
Ноябрь. Интеллектуальная игра «Близкие по значению»
Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.
Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».
(Использовать мозаику из пуговиц)
Круг, квадрат, прямоугольник.
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .
Сравнение.
Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой», «Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.
Декабрь. Графические умения.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .
Счет.
Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Задачи на смекалку.
Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Январь. Задачи на смекалку.
Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.
Пирамида, цилиндр.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».
Зрительно – мыслительный анализ
Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», «Игра со счетными палочками». Выложи предмет по образцу.
Цель: развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику
Февраль. Работа с альбомами.
Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.
Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».
Предметы ближайшего окружения. ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д.).
Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерева, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей
Март. Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.
Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
Классификация.
Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.
Игра: «Сколько всего».
Классификация.
Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.
Апрель.
Формирование навыков сложения и вычитания. 1.
Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.
Формирование навыков сложения и вычитания. 2
Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».
Формирование навыков сложения и вычитания. 3
Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.
Символы.
Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .
Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.
Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;
Май «Закрепление математических знаний и умений»
Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =
- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших.
Методика диагностики
Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических методик Е. В. Колесниковой «Диагностика математических способностей для детей 6-7 лет» задания, предложенные в методиках, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь.
1. Количество и счет
1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
2. Величина
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
3. Форма
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
4. Ориентировка во времени
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
5. Ориентировка в пространстве
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
6. Решение арифметических задач
10. Умение решать простые и сложные задачи.
11. Решать задачи в уме.
12. Записывать соответствующее математическое выражение.
13. Переводить сюжетную ситуацию в условно – схематическую модель.
7. Умозаключения
8. Развитие графических навыков, моторики
14. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку,
15. Рисовать в них несложные элементы
Оценка результатов:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Разделы | Решение арифметических задач | Форма | Величина | Количество и счет | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Умозаключения | Развитие графических навыков, моторики |
Сколько должно быть зеленых шариков | 12 | 6 | 9 | 12 | 9 | 9 | 12 | 6 |
Сколько зеленых шариков по факту |
Оценка результатов
Решение арифметических задач | Форма | Величина | Количество и счет | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Умозаключения | Развитие графических навыков, моторики | |
Высокий уровень | 9-12 | 4 - 6 | 7 - 9 | 9 - 12 | 7 - 9 | 7 - 9 | 9 - 12 | 4 - 6 |
Средний уровень | 6-9 | 3 - 4 | 5 - 7 | 6 - 9 | 5 - 7 | 5 - 7 | 6 - 9 | 3 - 4 |
Низкий уровень | 4-6 | 1 - 3 | 3 - 5 | 4 - 6 | 3 - 5 | 3 - 5 | 4 - 6 | 1 - 3 |
Подсчёт результатов:
23 – 38 баллов – низкий уровень
39 – 55 – средний уровень
56 – 75 – высокий уровень
По результатам мониторинга заполняется протокол.
Список детей | Решение арифметических задач | Форма | Величина | Количество и счет | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Умозаключения | Развитие графических навыков, моторики | Итог |
Список литературы
- Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
- Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-757719-1694839685.jpg)
Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.
Материал для развития у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1059168-1537266635.jpg)
План работы кружка «Дошколёнок» по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе 2017-2018 учебный год
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1143207-1569251027.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1303788-1610444178.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК» на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841243-1478013402.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...