Рабочая программа кружка «Умники и умницы» по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
рабочая программа (подготовительная группа)
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «За три месяца до школы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей дошкольников О. Холодовой «За три месяца до школы» из серии «Юным умникам и умницам», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться). Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 7 лет. Курс включает 30 занятий: 1 занятие в неделю. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umniki_i_umnitsy_2021_g.docx | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Умники и умницы»
по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
Разработала:
воспитатель группы № 5
Красникова О.В.
Иркутск 2023 г.
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «За три месяца до школы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей дошкольников О. Холодовой «За три месяца до школы» из серии «Юным умникам и умницам», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться). Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 7 лет. Курс включает 30 занятий: 1 занятие в неделю. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей, общеучебных умений и навыков, через систему развивающих занятий курса.
Образовательные задачи:
Обучающие:
- Формировать навыки творческого мышления, развивать умения решать нестандартные задачи; обучать счёту и измерениям, подвести к понятию числа.
- Формировать навыки применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
Развивающие:
- Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
- Развивать умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников;
Воспитательные:
- Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки общения в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Воспитывать желание общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
- Воспитывать стремления к расширению математических знаний;
- Создавать условия для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие);
- Создавать предпосылки положительной мотивации учения
Перспективный план
дополнительной образовательной деятельности кружка «Умники и умницы»
№ | Тема | Задачи. | Формы работы |
1 | Вводное занятие | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | «Мозговая гимнастика» Графический диктант Штриховка фигур. |
2 | Развитие концентрации внимания. | Диагностика произвольного внимания. | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Формировать умение сосредотачиваться, вести поиск нужного пути. | Задания на развитие внимания: лабиринты игры, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Развитие слуховой памяти. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | Графический диктант. Дидактические и развивающие игры, занимательные задания. |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренировка зрительной памяти. | Тренировочные упражнения, специальные задания, числограммы. Упражнение «Осознание словесного материала» |
6. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Развитие концентрации внимания. Развитие произвольности. Развитие устойчивости внимания. | Графический диктант. Выполнение тренировочных упражнений. Нахождение лишнего предмета. Упражнение «Расставь предметы». Расшифровка анаграмм. Загадки. |
7. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Формировать внимание, глазомер, зрительную память ребенка, аккуратность, фантазию. | Тренировочные упражнения, специальные задания, числограммы. Штриховка фигур. |
8. | Развитие логического мышления. | Совершенствовать мыслительные операции. | Упражнение «Осознание словесного материала». Выполнение пиктограмм.Нахождение отличий. |
9. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | Совершенствовать мыслительные операции. | Выполнение тренировочных упражнений. Выполнение пиктограмм. Нахождение отличий. |
10. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Совершенствовать мыслительные операции. | Задачи на установление пространственных отношений. |
11. | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | Совершенствовать мыслительные операции. | Письмо графических диктантов. Выполнение корректурной пробы. Игра «Шифровальщик» |
12. | Тренировка зрительной памяти. | Развитие асоциальной памяти и смысловой памяти. | Задание на ориентацию во времени и на листе бумаги. Штриховка фигур. |
13. | Развитие аналитических способностей. | Совершенствование мыслительных операций | Нахождение лишнего предмета. Упражнение «Расставь предметы». Расшифровка анаграмм. Загадки |
14. | Совершенствование воображения. | Формировать внимание, глазомер, зрительную память ребенка, аккуратность, фантазию. | Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
15. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Умозаключение. | Обучение логическому приему смысловые соотнесения. Логический прием – ограничение. Логический прием смысловые соотнесения. Решение комбинаторных задач. Логичные ассоциации. | Ориентация во времени и на листе бумаги. Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай, кто я?», «Дополни изображение», «Укрась слово», «Нарисуй что- нибудь» и т. д. |
16. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | Развивать концентрацию внимания, произвольность. | Решение комбинаторных задач. Логичные ассоциации. Нелогичные ассоциации. Алгоритм, как цепочка выполнения действий. |
17. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Развивать концентрацию внимания, произвольность | Выполнение тренировочных упражнений. |
18. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Развивать концентрацию внимания, произвольность | Упражнение «Осознание словесного материала» Нахождение отличий. |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Развитие асоциальной памяти и смысловой памяти. | Упражнение «Осознание словесного материала» Выполнение тренировочных упражнений. Выполнение пиктограмм. Нахождение отличий. |
20. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Развитие асоциальной памяти. Развитие смысловой памяти. Тренировки зрительной и слуховой памяти. | Ориентация во времени и на листе бумаги. Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай, кто я?», «Дополни изображение», «Укрась слово», «Нарисуй что- нибудь» и т. д. |
21. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Развитие творческого воображения. | Задачи на установление пространственных отношений. Ориентация во времени и на листе бумаги. |
22. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Развитие переключаемости внимания. | Нахождение закономерности. Развитие логического мышления. Умозаключение. Обучение логическому приему смысловые соотнесения. |
23. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Формировать внимание, глазомер, Зрительную память ребенка, аккуратность, фантазию. | Выполнение тренировочных упражнений. Письмо графических диктантов. Выполнение корректурной пробы. Игра «Шифровальщик» |
24. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Развитие мелкой моторики. | Графический диктант |
25. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Ориентация во времени и на листе бумаги. | Графический диктант |
26. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Ориентация во времени и на листе бумаги. | Графический диктант Развитие логического мышления. Решение комбинаторных задач. Логичные ассоциации. |
27. | Развитие аналитических способностей. | Совершенствование мыслительных операций. Развитие асоциальной, смысловой памяти. | Выполнение тренировочных упражнений. Упражнение «Осознание словесного материала» |
28. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Развитие творческого воображения. Задачи на установление пространственных отношений. Ориентация во времени и на листе бумаги. | Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай, кто я?», «Дополни изображение», «Укрась слово», «Нарисуй что- нибудь» и т. д. |
29. | Развитие логического мышления. | Совершенствование мыслительных операций. Умозаключение. Обучение логическому приему смысловые соотнесения. Логический прием – ограничение. Логический прием смысловые соотнесения | Выполнение тренировочных упражнений. Нахождение лишнего предмета. Упражнение «Расставь предметы». Расшифровка анаграмм. Загадки |
30. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Тестовые задания и задания из конкурса эрудитов. Графические диктанты. |
Список литературы:
Холодова О.А. Рабочая тетрадь Юным умникам и умницам. За три месяца до школы. Для детей 6-7 лет.- М.: РОСТ книга, 2011.
Цукерман Г.А., Поливанова К. Н.. Введение в школьную жизнь. –М., Новая школа.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. «За три месяца до школы» : Задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА , по учебному курсу «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Пояснительная записка Концептуальные основы программыРабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательн...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Аналитический отчет по выполнению программы и подготовки детей к школе подготовительной гр.№11 за 2014-2015 учебный год
Аналитический отчет по выполнению программы и подготовки детей к школе подготовительной гр.№11 за 2014-2015 учебный год...
Развитие математических способностей при подготовке детей к школе. Логическое мышление.
Цель – подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.Задачи: 1. Формировать у детей математические представления2. Развивать у детей интерес к математике в д...
Важность развития познавательных процессов при подготовке детей к школе
«Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если Ребенок идет в школу ПЕРВЫЙ РАЗ, то тем более…Родители начинают думать:- готов ли мой ребенок в шко...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразую...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности в группе развивающего обучения по направлению «Подготовка детей к школе»
Рабочая программа по направлению "Подготовка детей к школе" включает в себя занятия по обучению детей грамоте, автора Астафьевой Е.О. "Играем, пишем, читаем."; занятия Волковой С.И...