рабочая программа кружка "Подготовка к обучению в школе. 2018-2019"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 ФСО России»
(ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕН
Педагогическим советом Заведующим детским садом
ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России» __________Сезоновой Н.А.
(Протокол от «__»______2018 г. №1) «___»____________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Подготовка детей к обучению в школе»
с детьми 6-7 лет на период с 3 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года
Составитель:
Е.Е. Дерябина,
воспитатель
Г. Кашира-8, 2018
№ п/п | Раздел программы | |
Раздел 1. Целевой | ||
1.1 | Пояснительная записка | |
Цели и задачи реализации рабочей программы | ||
Принципы формирования рабочей программы | ||
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | ||
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | |
Раздел 2. Содержательный | ||
2.1 | Содержание рабочей программы | |
2.2 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы | |
2.3 | Способы поддержки детской инициативы | |
2.4 | Взаимодействие с семьями | |
2.5 | Взаимодействие с социумом | |
Раздел 3. Организационный | ||
3.1 | Комплексно-тематический план работы | |
3.2 | Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики | |
3.3 | Описание материально-технического обеспечения программы | |
Список литературы |
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
Программа кружка предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет».
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Программа кружка составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений( с изменениями)
- Устав ДОУ;
- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»;
- Учебный план и программа дополнительного образования ДОУ
Цель программы:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.
3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Данная программа с дошкольниками формируется на основе следующей системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.
Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с сентября по май включительно), что составляет 35 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
-Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Диалог и монолог.
- Рассуждение.
- Составление рассказа по картине.
- Пересказ короткого текста.
По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Находить части целого и целое по известным частям.
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 20. - Называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
Месяц | Развитие речи | ФЭМП |
сентябрь | 1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки | 1. «Устный счет». Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами |
октябрь | 1.«Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов 2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения | 1. «Найди меня!». Учить детей ориентироваться в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе. 2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого |
ноябрь | 1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине 2. «Знакомство со звуками». Формировать умение составлять слова из слогов 3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать | 1. «Дни недели». Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности. 2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5 |
декабрь | 1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи | 1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9 2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число |
январь | 1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов. | 1. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение) |
февраль | 1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию 2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст | 1. «Ориентация на плоскости листа». Закреплять знания детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями. 2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части |
март | 1. «Составление рассказа по теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать | 1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел 2. «Образование чисел от 11 до 20» Познакомить детей с образованием чисел третьего десятка |
апрель | 1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый анализ слова 2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания | 1. «Задачи». Дать детям представление об арифметической задаче. 2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи. |
май | 1. «Посидим-поговорим». Итоговое занятие. | 1. «Подводим итоги» |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Основная форма организации работы – микрогруппа , игровая, т.к. именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной рабочей образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
2.3 Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
-тематический уголок «Скоро в школу» ( глобус, колокольчик, книги про школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»)
- игровое дидактическое пособие по математике
- магнитная азбука
- обучающие настольные игры
- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»
- рабочая тетрадь «Я считаю до 20»
2.4 Взаимодействие с семьями
месяц | Форма работы |
сентябрь | Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников |
октябрь- май | Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», « Мой ребенок - левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки детей к школе». |
январь | Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов |
2.5 Взаимодействие с социумом
месяц | Мероприятие |
январь | Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов. |
апрель | Посещение школьной библиотеки |
Раздел 3. Организационный
3.1 Комплексно- тематический план работы
Дата | № занятия | Тема | |
«Развитие речи» | «ФЭМП» | ||
07.09 | 1 | Обследование фонематического слуха. | Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10, математические знаки «больше - меньше», работа со счетными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. |
14.09 | 2 | Гласный звук а, буква А. | Количество и счет: знаки «равно, неравно, плюс, минус», математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. |
21.09 | 3 | Гласный звук о, буква О. | Количество и счет: счет по образцу и названному числу. Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Части суток. |
28.09 | 4 | Гласный звук ы, буква ы. | Количество и счет: знаки «больше, меньше, равно, неравно», соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. |
05.10 | 5 | Гласный звук и, буква И. Диалог и монолог. | Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка. Ознакомление с часами. |
12.10 | 6 | Гласный звук у, буква У. Диалог и монолог. | Количество и счет: установление соответствия между количеством и цифрой. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
19.10 | 7 | Согласные звуки н, н. Буква Н, н. Диалог и монолог. | Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: овал. Логическая задача на установление связей и зависимостей. |
26.10 | 8 | Согласные звуки м, м. Буква М, м. Диалог и монолог. | Арифметические задачи, величина, решение примеров. Ориентировка в пространстве. |
02.11 | 9 | Согласные звуки т, т. Буква Т, т. Рассказ по картине. | Количество и счет: цифры от 1 до 10, число 11. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
09.11 | 10 | Согласные звуки к, к. Буква К, к. Рассказ по картине. | Количество и счет: состав числа 7 из двух меньших, математические знаки. Ориентировка в тетради в клетку. Геометрические фигуры. |
16.11 | 11 | Согласные звуки р, р. Буква Р, р. Рассуждение. | Количество и счет: число 12. Геометрические фигуры. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
23. 11 | 12 | Согласные звуки л, л. Буква Л, л. Рассуждение. | Арифметическая задача. Состав числа 8. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
30. 11 | 13 | Согласные звуки в, в. Буква В, в. Слоги. | Количество и счет: число 13, математическая задача, решение примеров. Логическая задача. Геометрические фигуры. Ориентировка в тетради в клетку. |
07.12 | 14 | Согласные звуки с, с. Буква С, с. Культура речи. | Решение примеров, знаки «плюс - минус». Величина. Логическая задача. Геометрические фигуры. |
14. 12 | 15 | Согласные звуки п, п. Буква П, п. Культура речи. | Количество и счет: число 14 Логическая задача. Дни недели. |
21.12 | 16 | Согласные звуки з, з. Буква З, з. Культура речи. | Количество и счет: состав числа 9, арифметическая задача. Геометрические фигуры. |
28. 12 | 17 | Согласные звуки б, б. Буква Б, б. Культура речи. | Количество и счет: число 15. Ориентировка в тетради в клетку. |
11. 01. | 18 | Согласные звуки д, д. Буква Д, д. Составление слов из слогов. | Количество и счет: числа от 1 до 15, решение примеров. Логическая задача. Геометрические фигуры. |
18. 01 | 19 | Согласный мягкий звук й. Буква Й, й. Составление слов из слогов. | Количество и счет: число 16. Измерение линейкой. Логическая задача. Ориентирование во времени. |
25. 01 | 20 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. Составление слов из слогов. | Количество и счет: состав числа 9, математическая задача, знаки «плюс – минус». Геометрические фигуры. |
01.02 | 21 | Согласные звуки г, г. Буква Г, г. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат) Логическая задача: поиск недостающей фигуры. |
08. 02 | 22 | Согласный мягкий звук ч. Буква Ч, ч. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: число 17. Геометрические фигуры. Ориентировка на листе бумаги. |
15. 02 | 23 | Согласный твердый звук ш. Буква Ш, ш. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: число 18. Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача. |
22. 02 | 24 | Гласный звук э. Буква Э, э. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: число 18, решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги. |
01.03 | 25 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Рассказ по теме. | Количество и счет: число 19, состав числа 10. Величина: сравнение предметов по величине. Логическая задача. |
15. 03 | 26 | Согласный твердый звук ж. Буква Ж, ж. Рассказ по теме. | Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: квадраты. |
22. 03 | 27 | Согласные звуки х, х. Буква Х, х. Рассказ по теме. | Количество и счет: число 20, решение примеров, задачи. Логическая задача. |
29. 03 | 28 | Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Рассуждение. | Количество и счет: решение арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку. Логическая задача. |
05. 04 | 29 | Обследование детей на конец года. | Обследование детей на конец года. |
12. 04 | 30 | Закрепление. Ударные и безударные гласные. | Количество и счет: знаки «плюс – минус», математическая задача. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах. |
19. 04 | 31 | Закрепление. Ударные и безударные гласные. | Количество и счет: решение примеров. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. |
26. 04 | 32 | Приемы заучивания наизусть. | Количество и счет: соотнесение между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача. |
17. 05 | 33 | Повторение в игровой форме. | Количество и счет: задачи – шутки, решение примеров, математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы. |
24. 05 | 34 | Повторение в игровой форме. | Повторение в игровой форме. |
31. 05 | 35 | Повторение в игровой форме. | Повторение в игровой форме. |
3.2 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-
социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических
игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
3.3 Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Магнитная азбука | 1 |
2 | Дидактические настольные игры | 5 |
3 | Учебное пособие по математике | 1 |
4 | Предметные картинки | По каждой теме |
5 | Раздаточный и счетный материал | На каждого ребенка |
6 | Рабочие тетради по математике | На каждого ребенка |
7 | Рабочие тетради по грамматике | На каждого ребенка |
Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:
- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
- Жукова Н.С. «Букварь».2012;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 ФСО России»
(ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕН
Педагогическим советом Заведующим детским садом
ФКДОУ «Детский сад №2 ФСО России» __________ Сезоновой Н.А.
(Протокол от «__»______2019г. №1) «___»____________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Подготовка детей к обучению в школе»
с детьми 6-7 лет на период со 2 сентября 2019 года по 29 мая 2020 года
Составитель:
Е.Е. Дерябина,
воспитатель
г. Кашира-8, 2019
№ п/п | Раздел программы | |
Раздел 1. Целевой | ||
1.1 | Пояснительная записка | |
Цели и задачи реализации рабочей программы | ||
Принципы формирования рабочей программы | ||
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | ||
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | |
Раздел 2. Содержательный | ||
2.1 | Содержание рабочей программы | |
2.2 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы | |
2.3 | Способы поддержки детской инициативы | |
2.4 | Взаимодействие с семьями | |
2.5 | Взаимодействие с социумом | |
Раздел 3. Организационный | ||
3.1 | Комплексно-тематический план работы | |
3.2 | Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики | |
3.3 | Описание материально-технического обеспечения программы | |
Список литературы |
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
Программа кружка предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 10. Математика для детей 6-7 лет».
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Программа кружка составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Устав ДОУ;
- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»; - Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений( с изменениями)
- Учебный план и программа дополнительного образования ДОУ
Цель программы:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.
3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Данная программа с дошкольниками формируется на основе следующей системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.
Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.
Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (с сентября по май включительно), что составляет 35 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
-Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Диалог и монолог.
- Рассуждение.
- Составление рассказа по картине.
- Пересказ короткого текста.
По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
-писать цифры от 1 до 10;
-пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине. Высоте. Толщине. Используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать,что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, устанавление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
Месяц | Развитие речи | ФЭМП |
сентябрь | 1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки | 1. «Устный счет». Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами |
октябрь | 1.«Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов 2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения | 1. «Найди меня!». Учить детей ориентироваться в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе. 2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого |
ноябрь | 1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине 2. «Знакомство со звуками». Формировать умение составлять слова из слогов 3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать | 1. «Дни недели». Закрепить знания детей о днях недели, их последовательности. 2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5 |
декабрь | 1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи | 1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9 2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число |
январь | 1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов. | 1. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение) |
февраль | 1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию 2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст | 1. «Ориентация на плоскости листа». Закреплять знания детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями. 2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части |
март | 1. «Составление рассказа по теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать | 1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел 2. «Образование чисел от 1 до 10» Познакомить детей с числами второго десятка. |
апрель | 1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый анализ слова 2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания | 1. «Задачи». Дать детям представление об арифметической задаче. 2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи. |
май | 1. «Посидим-поговорим». Итоговое занятие. | 1. «Подводим итоги» |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Основная форма организации работы – микрогруппа , игровая, т.к. именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной рабочей образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
2.3 Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
-тематический уголок «Скоро в школу» ( глобус, колокольчик, книги про школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»)
- игровое дидактическое пособие по математике
- магнитная азбука
- обучающие настольные игры
- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»
- рабочая тетрадь «Я считаю до 10»
2.4 Взаимодействие с семьями
месяц | Форма работы |
сентябрь | Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников |
октябрь- май | Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», « Мой ребенок - левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки детей к школе». |
январь | Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов |
2.5 Взаимодействие с социумом
месяц | Мероприятие |
январь | Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов. |
апрель | Посещение школьной библиотеки |
Раздел 3. Организационный
3.1 Комплексно- тематический план работы
Дата | № занятия | Тема | |
«Развитие речи» | «ФЭМП» | ||
06.09 | 1 | Обследование фонематического слуха. | Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10, математические знаки «больше - меньше», работа со счетными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. |
13.09 | 2 | Гласный звук а, буква А. | Количество и счет: знаки «равно, неравно, плюс, минус», математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. |
20.09 | 3 | Гласный звук о, буква О. | Количество и счет: счет по образцу и названному числу. Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Части суток. |
27.09 | 4 | Гласный звук ы, буква ы. | Количество и счет: знаки «больше, меньше, равно, неравно», соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. |
04.10 | 5 | Гласный звук и, буква И. Диалог и монолог. | Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка. Ознакомление с часами. |
11.10 | 6 | Гласный звук у, буква У. Диалог и монолог. | Количество и счет: установление соответствия между количеством и цифрой. Дни недели. Ориентировка в пространстве. |
18.10 | 7 | Согласные звуки н, н. Буква Н, н. Диалог и монолог. | Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: овал. Логическая задача на установление связей и зависимостей. |
25.10 | 8 | Согласные звуки м, м. Буква М, м. Диалог и монолог. | Арифметические задачи, величина, решение примеров. Ориентировка в пространстве. |
01.11 | 9 | Согласные звуки т, т. Буква Т, т. Рассказ по картине. | Количество и счет: цифры от 1 до 10. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
08.11 | 10 | Согласные звуки к, к. Буква К, к. Рассказ по картине. | Количество и счет: состав числа 7 из двух меньших, математические знаки. Ориентировка в тетради в клетку. Геометрические фигуры. |
15.11 | 11 | Согласные звуки р, р. Буква Р, р. Рассуждение. | Количество и счет Геометрические фигуры. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
22. 11 | 12 | Согласные звуки л, л. Буква Л, л. Рассуждение. | Арифметическая задача. Состав числа 8. Логическая задача. Ориентировка во времени. |
29. 11 | 13 | Согласные звуки в, в. Буква В, в. Слоги. | Количество и счет: математическая задача, решение примеров. Логическая задача. Геометрические фигуры. Ориентировка в тетради в клетку. |
06.12 | 14 | Согласные звуки с, с. Буква С, с. Культура речи. | Решение примеров, знаки «плюс - минус». Величина. Логическая задача. Геометрические фигуры. |
13. 12 | 15 | Согласные звуки п, п. Буква П, п. Культура речи. | Количество и счет Логическая задача. Дни недели. |
20.12 | 16 | Согласные звуки з, з. Буква З, з. Культура речи. | Количество и счет: состав числа 9, арифметическая задача. Геометрические фигуры. |
27. 12 | 17 | Согласные звуки б, б. Буква Б, б. Культура речи. | Количество и счет Ориентировка в тетради в клетку. |
10. 01. | 18 | Согласные звуки д, д. Буква Д, д. Составление слов из слогов. | Количество и счет: числа от 1 до 10, решение примеров. Логическая задача. Геометрические фигуры. |
17. 01 | 19 | Согласный мягкий звук й. Буква Й, й. Составление слов из слогов. | Количество и счет Измерение линейкой. Логическая задача. Ориентирование во времени. |
24. 01 | 20 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. Составление слов из слогов. | Количество и счет: состав числа 9, математическая задача, знаки «плюс – минус». Геометрические фигуры. |
31.01 | 21 | Согласные звуки г, г. Буква Г, г. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: решение примеров, счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат) Логическая задача: поиск недостающей фигуры. |
07. 02 | 22 | Согласный мягкий звук ч. Буква Ч, ч. Диалог. Пересказ. | Количество и счет Геометрические фигуры. Ориентировка на листе бумаги. |
14. 02 | 23 | Согласный твердый звук ш. Буква Ш, ш. Диалог. Пересказ. | Количество и счет Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача. |
21. 02 | 24 | Гласный звук э. Буква Э, э. Диалог. Пересказ. | Количество и счет: решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги. |
28.02 | 25 | Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Рассказ по теме. | Количество и счет: состав числа 10. Величина: сравнение предметов по величине. Логическая задача. |
06. 03 | 26 | Согласный твердый звук ж. Буква Ж, ж. Рассказ по теме. | Количество и счет Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: квадраты. |
13. 03 | 27 | Согласные звуки х, х. Буква Х, х. Рассказ по теме. | Количество и счет: решение примеров, задачи. Логическая задача. |
20. 03 | 28 | Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Рассуждение. | Количество и счет: решение арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку. Логическая задача. |
27. 03. | 29 | Обследование детей на конец года. | Обследование детей на конец года. |
03. 04 | 30 | Закрепление. Ударные и безударные гласные. | Количество и счет: знаки «плюс – минус», математическая задача. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах. |
10. 04 | 31 | Закрепление. Ударные и безударные гласные. | Количество и счет: решение примеров. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. |
17. 04 | 32 | Приемы заучивания наизусть. | Количество и счет: соотнесение между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача. |
24. 04 | 33 | Повторение в игровой форме. | Количество и счет: задачи – шутки, решение примеров, математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы. |
08. 05 | 34 | Повторение в игровой форме. | Повторение в игровой форме. |
15. 05 | 35 | Повторение в игровой форме. | Повторение в игровой форме. |
3.2 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-
социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических
игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения с использованием метода наблюдения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
3.3 Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Магнитная азбука | 1 |
2 | Дидактические настольные игры | 5 |
3 | Учебное пособие по математике | 1 |
4 | Предметные картинки | По каждой теме |
5 | Раздаточный и счетный материал | На каждого ребенка |
6 | Рабочие тетради по математике | На каждого ребенка |
7 | Рабочие тетради по грамматике | На каждого ребенка |
Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:
- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
- Жукова Н.С. «Букварь».2012;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера».2019;
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург. 2015;
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011;
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013;
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога ДОУ. 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа педагога составленная с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа педагога ДОУ. 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы с учетом ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной ...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы "Всезнайки" на 2018 - 2019 год
Рабочая программа воспиттеля подготовительной группы "Всезнайки" на 2018 - 2019 год...
Рабочая программа второй группы раннего возраста на 2018 - 2019 учебный год.
Программа также опубликована на сайте МКДОУ "Детский сад №6 "Ягодка"....
Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2018-2019
Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....