Рабочая программа кружка по подготовке руки к письму и обучению грамоте "Дошколёнок" старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Макаева Кристина Александровна

 Программа  включает в себя следующие разделы:

  • подготовка к обучению грамоте и развитие речи; 
  • подготовка к обучению письму и развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx403.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 19 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Лукоморье.png

         СОГЛАСОВАНО:

         На педагогическом совете

         МАДОУ ЦРР № 19

         Протокол № ___________

         от «____» ___________ 2024 г.

               УТВЕРЖДЕНО:

               Приказом заведующего

               МАДОУ ЦРР № 19

               _____________ В.А. Полеенко

               № ___ от «___» августа 2024 г.

C:\Users\User\Downloads\1676746422_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-na-shkolnuyu-tematiku-49.jpg

Срок реализации  1 год

Автор-составитель:

Макаева Кристина Александровна

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

   1.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ        4

         НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ        4

         АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ        4

         АКТУАЛЬНОСТЬ        4

         ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ        4

         УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        4

         ОБЪЕМ И СРОКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        4

         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        4

         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        5

    1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        6

         ЯЗЫК РЕАЛИЗАЦИИ        6

         ФОРМА ОБУЧЕНИЯ        6

         ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ        6

         РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ        6

         ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        6

         УСЛОВИЯ НАБОРА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП        7

         МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ        7

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК        8
  2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        8

         ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        8

         ЗАДАЧИ        8

         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        9

         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ        9

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        11

        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        11

         УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС        11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        13

ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ).        13

ПРИЛОЖЕНИЕ №2        14

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной общеразвивающей программы «Дошколёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 19 г. Курганинска (далее - ДОУ):

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021

№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта

«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

  1. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
  2. Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 32 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошколёнок» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Рабочая программа «Дошколенок» для детей 5-6 лет представлена 2-мя направлениями: первое

направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве».

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.

                      Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы

            Направленность программы: гуманитарная.

Работа ведется по 2 основным направлениям:

  1. Подготовка руки к письму: направлена на подготовку ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.
  2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: включает в себя развитие связной речи, знакомство с буквами и звуками, освоение понятий: звук, буква, слово; подготовка к обучению чтению и письму, профилактика нарушений письменной речи, на развитие интереса к художественной литературе.

Адресат программы: Программа рассчитана на детей 5-6 лет, воспитанников ДОУ (старшая группа), в освоении программы участвуют все дети, без специального отбора.

Актуальность. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок должен быть готов не только к новым формам общения, но у него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе.

Отличительные особенности. Отличительной особенностью данной программы является использование на занятиях игровых технологий обучения, являющимися ведущими во всех разделах программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка - дошкольника.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Уровень освоения Программы является общекультурным.

Объем и сроки освоения Программы

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год, кол-во часов - 72.

Программа реализуется в период с сентября по май месяц включительно (в летний период программа не реализуется).

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25-30 минут (по одному академическому часу), продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПиНа.

Цели и задачи программы

Цель программы: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

Основные задачи при реализации данной программы:

Обучающих:

  • Формировать и развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
  • Формировать и развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • Формировать и развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • Подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений).
  • Формировать и развивать графические навыки и умения;

Развивающие:

  • Развивать        наглядно-образное        и        логическое        мышление,        произвольное        внимание, зрительно слуховое восприятие, воображение;
  • Развивать речевую деятельность: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • обогащать речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи.

Воспитательные:

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности.
  • Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.
  • Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
  • Активизировать навыки использования полученных знаний и умений на практике.

Планируемые результаты освоения Программы

Результаты реализации   программы   сформулированы   в   соответствии   с   принципами

«дополнительности к основному образованию» и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.

Предметные

В итоге освоения Программы дошкольник:

  • Сможет делать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • Сможет правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • Владеет навыками подготовки руки к письму («печатание» букв, слов, предложений).
  • Применяет графические навыки и умения;
  • Владеет        навыками        подготовки        руки        к        письму.

                Метапредметные

В результате освоения программы у ребенка развиты:

  • Наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, зрительно слуховое восприятие, воображение;
  • Речевая деятельность: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • Мелкая моторика и координация движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.
  • Самостоятельность при выполнении поставленной задачи.

Речь ребенка разнообразна, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

Личностные

В результате освоения программы ребенок:

  • Имеет мотивацию к учебной деятельности.
  • Обладает устойчивым вниманием, наблюдательностью, организованностью.
  • Проявляет самостоятельный интерес к познанию.
  • Проявляет чувство коллективизма, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.
  • Умеет навыки использования полученных знаний и умений на практике.

  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы Язык реализации: русский.

Форма обучения: очная.

Формы организации и проведения занятий

Режим занятий: количество учебных часов в неделю составляет 1 академический час, 2 раза в неделю, объём программы за учебный год составляет 72 часа.

Форма проведения занятий: аудиторные.

Форма организации деятельности в зависимости от образовательных задач:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

Формы проведения занятий:

  • занятия;
  • беседы;
  • просмотр презентаций;
  • игры (сюжетно-ролевые, деловые, квест-игры, дидактические, игры-путешествия);
  • обучающие сказки;
  • ситуационные задачи,
  • работа в тетради;
  • практическая работа;
  • занятия- исследования и пр.

Особенности реализации Программы

Программа способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры,

 обучающие сказки, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм и сказкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Чтобы образовательный процесс был эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника - игра. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

При организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или одарёнными детьми в рамках реализации данной программы возможно проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, содержание которых определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) в достижении необходимого образовательного результата (приложение 1)

Условия набора и формирования групп

В освоении программы участвуют все дети 5-6 лет, воспитанники МАДОУ ЦРР №19, без специального отбора. Зачисление в группу в течение года производится на основании заявления родителей, без иных дополнительных условий.

Для освоения программы формируются группы детей, не более 10-15 человек.

Материально-техническое оснащение Программы:

Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам, с возможностью использования видео- и звуковоспроизводящую технику.

С детьми проводятся беседы по разъяснению правил поведения и технике безопасности в соответствии с их возрастом.

Технические средства (компьютер, телевизор, музыкальный центр, принтер). Необходимый материал для обеспечения работы по Программе:

  • подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.),
  • наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
  • картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка),
  • тетради на печатной основе для самостоятельной работы,
  • полоски-схемы звукового состава слов.
  • Альбомные листы формата А-4;
  • простой карандаш и набор цветных карандашей,
  • линейка,
  • плоскостные изображения предметов,
  • настольно-печатные игры,
  • Методическое обеспечение:
  • Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова.
  • УМК к демонстрационному материалу «Звуки и буквы»
  • Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я.» Конспекты занятий с детьми 5-6 лет»
  • Серия «Рабочие тетради дошкольника» Подготовка к письму в 2-х частях, г. Киров 2013 год.
  • Интегрированный курс подготовки дошкольников. Серия «Готовимся к школе». Авторы – составители Н.Я. Завьялова, Е. В. Лукина и др. Волгоград 2004 год.  

  1. Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы «Дошколёнок» на 2024/2025 уч.год

Год обучения

Дата

начала занятий

Дата

окончания занятий

Количество

учебных недель

Количество

учебных дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год

1 сентября

31 мая

72

72

72

2 раза в неделю по

25-30 мин.

  1. Рабочая программа Особенности организации образовательного процесса Основные принципы работы:
  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного

возраста;

  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Содержание и материал данной программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с базовым (ознакомительным) уровнем сложности. При этом использование технологии разноуровневых заданий, технологии полного усвоения знаний позволяют педагогу акцентировать внимание на работе с различными категориями детей, и даёт шанс каждому ребёнку освоить содержание программы на том уровне, который ему необходим.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие» - Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций

«Познавательное развитие» - Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания.

«Социально-коммуникативное развитие» - Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами коммуникации;

«Художественно-эстетическое развитие» - Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности.

Задачи

Образовательных:

  • Формировать и развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
  • Формировать и развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • Формировать и развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • Подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений).
  • Формировать и развивать графические навыки и умения;
  • Подготовка руки к письму .

Развивающие:

  • Развивать        наглядно-образное        и        логическое        мышление,        произвольное        внимание, зрительно слуховое восприятие, воображение;
  • Развивать речевую деятельность: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • обогащать речь детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи.

Воспитательные:

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности.
  • Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.
  • Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
  • Активизировать навыки использования полученных знаний и умений на практике.

Планируемые результаты освоения Программы

Результаты реализации   программы   сформулированы   в   соответствии   с   принципами

«дополнительности к основному образованию» и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.

Предметные

В итоге освоения Программы дошкольник:

  • Сможет делать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • Сможет правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • Владеет навыками подготовки руки к письму («печатание» букв, слов, предложений).
  • Применяет графические навыки и умения;
  • Владеет        навыками        подготовки        руки        к        письму.

Метапредметные

В результате освоения программы у ребенка развиты:

  • Наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, зрительно слуховое восприятие, воображение;
  • Речевая деятельность: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • Мелкая моторика и координация движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.
  • Исследовательская и экспериментальная деятельность;
  • Самостоятельность при выполнении поставленной задачи.

Речь ребенка разнообразна, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

Личностные

В результате освоения программы ребенок:

  • Имеет мотивацию к учебной деятельности.
  • Обладает устойчивым вниманием, наблюдательностью, организованностью.
  • Проявляет самостоятельный интерес к познанию.
  • Проявляет чувство коллективизма, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.
  • Умеет навыки использования полученных знаний и умений на практике.

Календарно тематическое планирование

Программы дополнительного образования по обучению чтению и подготовке руки к письму

«Дошколёнок»

№ П/П

Тема занятия

Колличество

 часов

Раздел «Подготовка руки к письму»

Подготовка к письму. Правильная посадка при письме. Обводка рисунка по пунктирным линиям.

1

Штриховка. Виды штриховки.

1

Обведение рисунка по контуру. Элемент волны.

1

Штриховка. Элемент волны.

1

Понятие верхней и нижней рабочей строки.

1

Наклонная линия. Обведение по контуру ряда предметов.

1

Элемент «круг».

1

Элемент «с». Различная высота элементов. Элемент «о».

1

Обводка по контуру. Штриховка.

1

Наклонная палочка. Наклонная палочка с петлей.

1

Элемент «крючок».

1

Штриховка под наклоном. Вертикальная штриховка.

1

Узкая рабочая строка. Прописывание элементов.

1

Маленькая и большая наклонные.

1

Письмо маленького и большого крючка в узкой строке.

1

Малый и большой овал. Элемент «волнистая линия».

1

Петля ниже рабочей строки.

1

Элемент «с» и «с» обратное. Элемент петля.

1

Безотрывное письмо.

1

Штриховка рисунка. Итоговый урок.

1

Раздел « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Знакомство. Звуки и буквы.

1

Звук [a], буква А.

2

Звук [о], буква О.

2

Звук [у], буква У

2

Звук [ы], буква Ы.

2

Звук [э], буква Э.

2

Звук [л], буква Л.

2

Звук [м], буква М.

2

Звук [н], буква Н.

2

Звук [р], буква Р.

2

Звукосочетание [йа], буква Я.

2

Звукосочетание [йу], буква Ю.

2

Звукосочетание [йэ], буква Е.

2

Звукосочетание [йо], буква Ё.

2

Звук [и], буква И.

2

Звук [г], [г’], [к], [к’], буквы Г, К.

2

Звук [д], [д’], [т], [т’], буквы Т, Д.

2

Звук [в], [в’], [ф], [ф’], буквы В, Ф.

2

Звук [з], [з’], [с], [с’], буквы З, С.

2

Звук [б], [б’], [п], [п’], буквы Б, П.

2

Звук [х], [х’],буква Х.

2

Звук [ш],[ж], буквы Ш, Ж.

2

Звук[ч],        [щ], буквы Ч, Щ

2

Звук [ц], буква Ц.

2

Звук [й], буква Й.

2

Буква ь. Буква ъ.

2

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

Итого:

72

  1. Методические и оценочные материалы
  1. Методические материалы

Работа с дошкольниками по данной программе опирается на следующие педагогические принципы:

  • принцип доступности и индивидуализации (учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий, преемственность и постепенное усложнение материала, учет индивидуальных особенностей ребенка);
  • принцип последовательности «от простого к сложному» заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок;
  • принцип систематичности, является одним из ведущих при обучении и заключается в непрерывности и регулярности посещения занятий;
  • принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям;
  • принцип повторяемости материала: занятия требуют повторения вырабатываемых навыков;
  • принцип наглядности в обучении при изучении новых понятий и действий необходим наглядный показ ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания:

  • информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
  • объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);
  • практические (упражнения, работа с текстами, развивающие и дидактические игры, рисование, театрализация);
  • методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Учебный методический комплекс

Е. В. Колесникова. Учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у

детей 5-6 лет. «Ювента» 2019 г. Москва - 80с.

Е.В. Колесникова. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет. «Ювента» 2016г. Москва-

64с.

Е. В. Колесникова Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и

буквы» для детей 5-6 лет. «Ювента» 2016г. Москва

Е.В. Колесникова. «Прописи для дошкольников 5–6 лет». Рабочая тетрадь. Москва,2019. Е.В. Колесникова. «Запоминаю буквы». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. Москва, 2019. Е.В. Колесникова. «Веселая грамматика для детей 5–7 лет». Рабочая тетрадь.М., 2019.

Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет.М., 2019. Е.В. Колесникова. «Предмет, слово, схема». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет.М., 2019.

             Интегрированный курс подготовки дошкольников. Серия «Готовимся к школе». Авторы – составители Н.Я. Завьялова, Е. В. Лукина и др. Волгоград 2004 год.

64с.


Рабочие тетради для детей

Е.В. Колесникова. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет. «Ювента» 2016г. Москва-

Е.В. Колесникова. «Прописи для дошкольников 5–6 лет». Рабочая тетрадь. Москва,2019. Е.В. Колесникова. «Запоминаю буквы». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. Москва, 2019. Е.В. Колесникова. «Веселая грамматика для детей 5–7 лет». Рабочая тетрадь. М., 2019.

Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. М., 2019. Е.В. Колесникова. «Предмет, слово, схема». Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. М., 2019.

Серия «Рабочие тетради дошкольника» Подготовка к письму в 2-х частях, г. Киров 2013 год


Формы и методы контроля.

  1. Оценочные материалы

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  • Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  • Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  • Компактность,        минимальность        измерительных        процедур        и        их        включенность        в педагогический процесс.

Целью педагогического        мониторинга        является        отслеживание        результатов        реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (Сентябрь),
  • итоговый контроль (май)

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения. При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

  1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.
  2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальнаяинформация.

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

Приложение 1

Проект индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

  1. ФИО учащегося:
  2. Дата рождения, количество полных лет.
  3. Реализуемая дополнительная общеразвивающая программа.
  4. Год обучения по программе.
  5. ФИО педагога, реализующего ИОМ.
  6. Основания для разработки и реализации ИОМ.
  7. Цель ИОМ.
  8. Задачи ИОМ.
  9. Срок реализации ИОМ.
  10. Интеграция со специалистами.

Учебно- тематический план ИОМ

Содержание ИОМ по каждой теме

Методическое обеспечение

Методы отслеживания результатов

Планируемый результат

Роль родителей

№ п/п

Тема

Кол- во часов

Формы занятий

Методы и технологии

Формы подведения итогов

Приложение № 2

Диагностическая карта.

Ф.И. ребенка

ЗВУКИ

СЛОГИ

СЛОВА

БУКВЫ

Понятие

«звук»

Характеристика звука (согласный, гласный) (твердый, мягкий)

Положение звука в слове

Понятие

«слог»

Слоговой анализ слова

Чтение слогов

Графическое моделирование слова прямоугольник

Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его

Понятие

«буква»

Согласные и гласные буквы

Соотнесение букв и слогов

н

к

н

к

н

К

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

Результаты диагностики уровня развития детей

  1. НИЗКИЙ - ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв.
  2. СРЕДНИЙ - ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
  3. ВЫСОКИЙ - ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен, при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги

детей

%

Высокий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Среднийуровень

Низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по курсу "Подготовка руки к письму"

Важное место в работе с детьми  принадлежит подготовке руки к письму, укреплению мышц кисти  руки . Данная программа составлена  для формирования  предпосылок учебной де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...

Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте

Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста ....

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...