Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_gramota_starshiy_vozrast.docx | 78.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 Курганинский район
Рабочая программа
кружка «Буквознайка»
по курсу обучения грамоте
для детей старшей и подготовительной группы
Автор: Ивченко Елена Михайловна
2019-2020 г.
Содержание
1 | Актуальность ............................................................................. | с .3 |
2 | Новизна программы.................................................................. | с. 3-4 |
3. | Паспорт программы:................................................................. | с.4-8 |
4. | Приложение 1. Тематический план работы кружка для детей 5-6 лет............................................................................... | с. 9-19 |
5 | Приложение 1. Тематический план работы кружка для детей 6 -7 лет.............................................................................. | с. 20-30 |
5. | Приложение 2. Консультация для родителей.......................................... | с.31-33 |
6. | Список литературы.................................................................... | с.34 |
Актуальность
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных ИКТ - технологий,позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Паспорт программы:
Программа разработана с учетом основных принципов:
- последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
Направленность программы: познавательно-речевая.
Пояснительная записка
Цели программы:
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
Развивающие:
- Развивать желание читать;
- Развивать потребность в грамотности;
- Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
Обучающие:
- Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- Прививать любовь к книге;
- Обогащать словарный запас и развивать речь;
- Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к книге;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной к школе группы.
План кружковой деятельности составлен на основе пособий:
Для детей 5-6 лет:
- «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1994г.
- Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г
- Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.
Для детей 6-7 лет :
- «Занимательное азбуковедение» Г.П. Попова, В.И. Усачева В: издательство «Учитель», 2007г.
- « Развитие читательских навыков у детей 1,2,3 часть» О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова - М :
«Издательство Владос»,2017г.
Все возраста:
БУКВАРЬ Н.С. Жуковой
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев: (с 01.10.2019 по 31.05.20)
В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий.
Методы и приемы : игровой практический, наглядный, словесный. Игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях).
Формы проведения :
1. Фронтальное (групповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Время проведения: Продолжительность образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
– 25- мин дети 5-6 лет
- 30 минут дети 6-7 лет.
Работа с родителями:
Целевые ориентиры: для детей 5-6 лет к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать карандаш;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
Целевые ориентиры для детей 6-7 лет: к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- правильно держать карандаш;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
- развито зрительно-пространственные представления
- Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
- Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
- Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
План работы с детьми 5-6 лет
№ | Тема | Задачи |
Октябрь | ||
1 | Тема: «Знакомство с кружком «АБВГДейка» с Городом «Буквоградом» «Звук и слово» | 1.Познакомить детей с понятием «звук», «слово». 2.Учить находить слова с заданным звуком. 3.Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по разному). 4.Развивать умение вслушиваться в слова, слышать звуки в словах, учить интонационному выделению звука в начале, середине и в конце слова. |
2 | Тема: «Предложение» |
|
3,4 | Тема: «Гласный звук [а], буквы А, а » |
«буква».
|
5,6 | Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у » |
«гласный звук».
|
| ||
7,8 | Тема: «Гласный звук [о], буквы О, о » | 1.Познакомить детей с новой буквой О. 2.Продолжать учить звуковой анализ слов, заменяя фишки в моделях слов выученными буквами, делить слова на слоги, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные. 3.Закрепить навык чтение слогов « АО», « ОА», « УО», «ОУ» и выученных гласных букв. 4.Учить печатать буквы О, о.
|
Ноябрь | ||
9,10 | Тема «Согласные звуки [м] - [м’], буквы М, м» | 1.Познакомить с твердым согласным звук [м], мягким согласным звук [м’], с буквами М, м. 2.Учить различать их на слух.
выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове.
|
11,12 | Тема: «Согласные звуки [с] - [с’], буквы С, с» |
4.Закреплять умение делать слоговой анализ слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие). 5.Учить печатать букву с.
|
13,14 | Тема: «Согласные звуки [х] - [х’], буквы Х, х» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву х.
|
15,16 | Тема: «Согласные звуки [р] - [р’], буквы Р, р» |
8. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
Декабрь | ||
17,18 | Тема: «Согласные звук [ш] , буквы Ш, ш» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву ш.
|
19,20 | Тема: «Гласный звук [ы], буквы ы» |
« Уы», «Мы», «Сы», «ыш», ит.д 4.Учить печатать буквы ы.
|
21,22 | Тема:«Согласные звуки [л] - [л’], буквы Л, л» |
8. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
23,24 | Тема: «Согласные звуки [н] - [н’], буквы Н, н» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву н.
|
Январь | ||
25,26 | Тема: «Согласные звуки [к] - [к’], буквы К, к» |
|
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву к.
| ||
27,28 | Тема: «Согласные звуки [т] - [т’], буквы Т, т» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву т.
|
29,30 | Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и » | 1.Ознакомление с артикуляцией звука[и]. 2.Формирование умения узнавать звук[и]в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] из слова.
6.Составление и чтение слияний иа, аи, иу и т.д |
31,32 | Тема: «Согласные звуки [п] - [п’], буквы П, п» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву п.
|
моторику. | ||
Февраль | ||
33,34 | Тема: «Согласные звуки [з] - [з’], буквы З, з» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву з.
|
35,36 | Тема: «Согласные звуки [й], буквы й » |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву й.
|
37,38 | Тема: «Согласные звуки [г] - [г’], буквы Г, г» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву г.
|
39,40 | Тема: «Согласные звуки [в] - [в’], буквы В, в». |
|
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву в.
| ||
Март | ||
41,42 | Тема: «Согласные звуки [д] - [д’], буквы Д, д» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву д.
|
43,44 | Тема: «Согласные звуки [б] - [б’], буквы Б, б» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву б.
|
44,45 | Тема:. «Согласные звук [ж], буквы Ж, ж» |
|
5.Закреплять умение делать слоговой анализ слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву ж.
| ||
46,47 | Тема: «Знакомство с буквой Ее и звуком [йэ]. Звуковой анализ слов. |
мягкость согласного звука.
|
Апрель | ||
48,49 | Тема: «Знакомство с буквой Я и звуком [йа]. Звуковой анализ слов. |
мягкость согласного звука.
|
50,51 | Тема: «Знакомство с буквой Ю и звуком [йу]. Звуковой анализ слов. |
мягкость согласного звука.
|
52,53 | Тема: «Знакомство с буквой Ё и звуком | 1.Познакомить с буквой Ё, ее написанием, дать понятие, что гласная буква Ё в начале слова и после гласных обозначает два звука [йо] и т.д., а |
[йо]. Звуковой анализ слов. | после согласных звук [о] и т.д. и обозначают мягкость согласного звука.
| |
54,55 | Тема: «Согласные звук [ч’], буквы Ч, ч» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву ч.
|
Май | ||
56,57 | Тема: «Гласный звук [э], буквы Э,э » |
6. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
58,59 | Тема: «Согласные звук [ц], буквы Ц, ц» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву ц. |
| ||
60,61 | Тема: «Согласные звуки [ф] - [ф’], буквы Ф, ф» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву ф.
|
62,63 | Тема: «Согласные звук [щ’], буквы Щ, щ» |
согласные, твердые, мягкие). 6.Учить печатать букву щ.
|
64 | Тема: Показатель мягкости согласного Ь знак |
4. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
65 | Тема: Показатель твердости согласного Ъ знак |
4. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
План работы с детьми 6-7 лет
№ Занятия | Тема | Задачи |
Октябрь | ||
1 | Тема: «АБВГДейка» с Городом «Буквоградом» «Звук и слово» | 1.Познакомить детей с понятием «звук», «слово». 2.Учить находить слова с заданным звуком.
слышать звуки в словах, учить интонационному выделению звука в начале, середине и в конце слова. |
2 | Тема: «Предложение» |
|
3,4 | Тема: «Буква Аа и звук (а)» |
3Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. |
5,6 | Тема: «Буква Уу и звук (у)» |
тонкой моторик, координации речи с движением, творческого воображения.
ответственности. |
7,8 | Тема: «Буква Оо и звук (о)» |
|
моторики, координация речи с движением, творческого воображения. 3.Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности. | ||
Ноябрь | ||
9,10 | Тема: « Буква Мм и звук (м)» |
самостоятельности, инициативности, ответственности. |
11,12 | Тема: «Буква Сс и звуки (с) –(с’)» | 1.Повторение звуков (с) –(с’) и буквы Сс. 2.Совершенствование навыка чтения слогов и слов и предложений.
6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
13,14 | Тема: «Буква Хх и звуки (х) –(х’)» |
восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики. 6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
15,16 | Тема: «Буква Рр и звуки (р), (р’)» | 1.Повторение буквы Рр и звуков (р), (р’). 2.Формирование навыка чтения.
|
и синтеза, анализа и синтеза предложений.
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. | ||
Декабрь | ||
17,18 | Тема: «Буква Шш и звук (ш)» |
6.Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
19,20 | Тема: «Буква Ыы и звук (ы)» |
5.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
21,22 | Тема: «Буква Лл и звуки (л), (л’)» | 1.Повторение буквы Лл и звуков (л), (л’). 2.Формирование навыка чтения. 3.Закрепление представлений о твердости- мягкости, глухости-звонкости согласных. 4.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
|
инициативности, ответственности. | ||
23,24 | Тема: «Буква Кк и звук (к), (к’)» | 1.Повторение буквы К и звуков (к), (к’). 2.Формирование умения находить букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
координации речи с движением.
самостоятельности, инициативности, ответственности. |
Январь | ||
25,26 | Тема: «Буква Нн и звук (н), (н’)» |
навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. 4.Формирование сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности |
27,28 | Тема: «Буква Т и звук (т), (т’)» |
навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения.
инициативности, ответственности. |
29,30 | Тема: « Буква И и звук (и)» |
|
представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука (и) , развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, творческого воображения.
ответственности, самостоятельности. | ||
31,32 | Тема: «Буква П и звук (п), (п’)» | 1.Повторение буквы Пп и звука(п) . 2.Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления двусложных слов с ней.
анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей, тонкой моторики.
инициативности, желания быть справедливым. |
Февраль | ||
33,34 | Тема: «Буква З и звуки (з) –(з’)» | 1.Повторение звуков (з) –(з’) и буквы Зз. 2.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
35,36 | Тема: «Буква Й и звук (й)» |
артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности. 6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
37,38 | Тема: «Буква Г и звуки (г), (г’)» | 1.Повторение звуков (г) –(г’) и буквы Гг. 2.Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
39,40 | Тема: «Буква В и звуки (в), (в’)» |
|
Март | ||
41,42 | Тема: «Буква Д и звуки (д) ,(д’)» | 1.Повторение звуков (д) –(д’) и буквы Дд. 2.Совершенствование навыка чтения слов с данной буквой.
координации речи с движением.
ответственности. |
43,44 | Тема: «Буква Б и звуки (б),(б’)» |
|
на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности. | ||
44,45 | Тема: «Буква Ж и звук (ж)» |
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
46,47 | Тема: «Буква Е и звук (йэ)» . |
конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности. 7.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
Апрель | ||
48,49 | Тема: «Буква Я и звук (йа)» |
конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
|
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. | ||
50,51 | Тема: «Буква Ю и звук (йу)» |
конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
|
52,53 | Тема: «Буква Ё и звук (йо)» |
конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, |
54,55 | Тема: «Буква Ч и звук (ч)» |
творческого воображения, подражательности. 7.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
Май | ||
56,57 | Тема: «Буква Э и звук (э)» |
слогового анализа и синтеза. 4.Совершенствование навыка печатания. 5.Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости. 6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
58,59 | Тема: «Буква Ц и звук (ц)» |
творческого воображения, подражательности. 7.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
60,61 | Тема: «Буква Ф и звуки (ф),(ф’)» | 1.Повторение звуков (ф) –(ф’) и буквы Фф. 2.Формирование понятий о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков.
координации речи с движением.
|
62,63 | Тема: «Буква Щ и звук (щ)» |
моторики, координации движений, творческого воображения.
|
64 | Тема: «Ь и Ъ знак». |
7.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. |
Приложение 3
Консультация для родителей
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные
звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Список литературы:
Для детей 5-6 лет:
- «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1994г.
- Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г
- Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.
Для детей 6-7 лет :
- «Занимательное азбуковедение» Г.П. Попова, В.И. Усачева В: издательство «Учитель», 2007г.
- « Развитие читательских навыков у детей 1,2,3 часть» О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова - М :
«Издательство Владос»,2017г.
Все возраста:
БУКВАРЬ Н.С. Жуковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по подготовке к обучению грамоте
Программа была разработана много лет назад, когда в детских садах были логопедические группы и мы, логопеды, проводили все занятия по развитию речи, включая подготовку к обучению грамоте. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
Программа кружка по подготовке к обучению грамоте «АБВГдейка» подготовительная группа
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в цело...
Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:· Развивать жела...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...
Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию с помощью конструктора «Магформерс»
Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию с помощью конструктора «Магформерс» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)...
Рабочая программа кружка по подготовке детей к овладению английским языком
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28748446","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...