Программа профессионально-личностного саморазвития педагога
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №5 «Улыбка»
Согласовано: Утверждаю:
На Педагогическом совете Заведующий Сорокина Н.М. Протокол № _________________________
от «___»_____________ 2014 г. От «___»________________ 2014 г.
Приказ № ____________________
ПРОГРАММА
профессионально-личностного
саморазвития педагога
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
Кудрявцевой Ирины Фёдоровны
на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование»
Срок реализации:2014-2017г.
г.Семенов
Актуальность темы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Методическая тема: «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование».
Цель программы: обеспечение личностного непрерывного профессионального образования и повышения профессиональной компетентности в процессах взаимодействия с воспитанниками и их семьями с использованием игровой деятельности в области расширения познавательной активности дошкольников через экспериментирование в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1.Определить дефицит педагогической компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).
2.Определить способы самореализации и самоутверждения себя как личности.
3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по данной теме.
4. Разработать перспективный план по данной проблеме.
5. Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
6.Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
7.Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
8.Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
9. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.
10. Организовать активное социальное партнёрство с семьями воспитанников по развитию познавательной активности, через экспериментирование.
11.Систематизировать и обобщить опыт работы по данной теме.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат.
Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
1.Повышение уровня личной профессиональной компетенции.
2. Рост уровня профессиональных навыков и умений;
3. Повышение уровня саморегуляции, самоорганизации.
4. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных игровых технологий, методов и приёмов для развития познавательной активности через экспериментирование.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
6. Аттестация на высшую квалификационную категорию.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
- Изучение методической литературы, периодической печати, материалов электронных СМИ по педагогической проблематике.
- Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы;
- Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.
- Разработка программно – методического обеспечения воспитательного процесса по развитию познавательной активности у детей через экспериментирование.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Создание картотеки «Опыты и эксперименты».
- Участие в районном методическом объединении воспитателей по познавательной деятельности дошкольников.
- Участие в семинарах- практикумах, смотрах-конкурсах, работе творческой группы «Педагогическая мастерская» по годовому плану работы ДОУ.
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников
- по развитию познавательной активности у детей через экспериментирование.
- Обобщение опыта работы по теме на разных уровнях.
План мероприятий по реализации программы 2014-2015г.
Направления саморазвития | Основные мероприятия программы | Срок исполнения | Форма предоставления результата |
Расширение образованности | Курсы повышения квалификации. | По плану методической службы | Сертификат. |
Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области познавательного развития. | Сентябрь 2015 г. | ||
Изучение методической литературы и опыта других педагогов по развитию познавательной активности у детей через экспериментирование.
| В течение года | Аннотации по изученной литературе. | |
Погружение в проблему, определение программно-методического обеспечения и основных направлений в работе по развитию познавательной активности у детей через экспериментирование. | Октябрь |
План мероприятий по реализации программы 2015-2016г.
Направления саморазвития | Основные мероприятия программы | Срок исполнения | Форма предоставления результата |
Повышение педагогической и психологической компетентности. | Разработка перспективного плана работы по теме самообразования. | Сентябрь | План работы. (Программа саморазвития). |
Разработка конспектов «Свойства дерева и металла». КВН «Что, где, когда?» | Октябрь | Конспекты | |
Систематизация методических и игровых материалов, создание игротеки по экспериментированию. | Декабрь | Игротека | |
Апробация педагогически целесообразных игровых методов, приёмов и технологий по экспериментированию. | Сентябрь | Практический опыт работы | |
Создание мини-музея «Курочка-Ряба» | Ноябрь | ||
Участие в работе РМО | По плану РМО | Сообщения, доклады | |
Разработка педагогического проекта о здоровой пище. «Птицы». | Ноябрь | ||
Участие в выставке дидактических игр на РМО по познавательному развитию | Декабрь |
Дидактическая игра «Хорошо-плохо». | |
Оформление буклета «Опыты и эксперименты для детей». | Декабрь | ||
Участие в окружном профессиональном конкурсе методических разработок «Экологический проект» | Январь | ||
Участие в окружном экологическом конкурсе на лучший игровой персонаж. | Март | Игровой персонаж | |
Участие в областном конкурсе «Горящее сердце» | Апрель | ||
Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников | Май | Аналитическая справка | |
Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта | Систематически. | Электронный сайт-свидетельство. | |
Участие в окружном профессиональном конкурсе Организация развивающей предметно-пространственной среды. | Апрель | ||
Помощь родителям в оформлении проекта «Семейное чтение» | Апрель | проект | |
Участие в международном конкурсе для педагогов «Веселые эксперименты». | Июнь | ||
Сообщение из опыта работы на тему «Возможные достижения ребенка в младенческом и раннем возрасте». | Апрель | конспект | |
Сообщение из опыта работы на методическом объединении на тему «Технологии обучения здоровому образу жизни родителей». | Март | конспект | |
Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Родительские вечера». | Май | конспект |
План мероприятий по реализации программы 2016-2017г.
Направления саморазвития | Основные мероприятия программы | Срок исполнения |
Повышение педагогической и психологической компетентности. | Разработка конспектов «Воздух и его свойства» | сентябрь |
Участие в интерактивная игре «Пятью пять». | октябрь | |
Участие в тестировании для педагогов «Знатоки ФГОС ДО». | октябрь | |
Участие во всероссийском конкурсе "Доутесса" Блиц-олимпиада: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО" | октябрь | |
Участие в семинаре – практикуме «Нетрадиционные техники в рисовании, лепке и аппликации» | ноябрь | |
Участие в смотре- конкурсе «Лучший музыкальный центр» | ноябрь | |
Участие в дискуссии «Малыши должны понять, что природа наша мать». | ноябрь | |
Участие в Деловой игре «Девичьи посиделки». | ноябрь | |
Участие в семинаре- практикуме «Организация наблюдений на прогулке» | февраль | |
Участие во всероссийском конкурсе "Доутесса" Блиц-олимпиада: "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" | октябрь | |
Участие в смотре- конкурсе «Лучший уголок природы». | февраль | |
Участие в тестировании для педагогов «Знатоки природы» | январь | |
Участие в создании экологического мини- музея. | февраль | |
Изготовление стенгазеты «Мы и природа». | январь | |
Оформление групповых фотогазет "Защитники | февраль | |
Отечества". | ||
Участие в брейн-ринге «Игра-дело серьезное». | апрель | |
Участие в семинаре-практикуме «Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДО» | март | |
Открытый просмотр: Сюжетно-ролевая игра. | март | |
Участие в смотре- конкурсе «Игровой макет» | апрель | |
Оформление буклета «Игра- это серьезно». | апрель | |
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» | апрель | |
Разработка конспекта родительского собрания на тему ««Опыты- это интересно!» | октябрь | |
Разработка конспекта родительского собрания на тему.«Формирование навыков самообслуживания».Обмен опытом. | март | |
Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков | посещение музеев,выставок,театров,клубов целью саморазвития и расширения кругозора,роста педагогической компетентности. Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературыв | в течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога на 2012-2015 учебный год
Развитие речи детей 5-7 лет через применение в воспитательно-образовательном процессе информационныз компьютерных технологий....
Программа профессионально- личностного саморазвития педагога
Программа профессионально- личностного саморазвития педагога...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога
Приобщение дошкольников к культуре здорового образа жизни...
ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПРОГРАММАпрофессионально-личностного саморазвития педагога на тему «Формирование любознательности через экспериментальную деятельность»...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...