Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
материал (подготовительная группа) на тему
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_st.podgot._gruppa.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №6«Солнышко»
Согласовано: Утверждаю
На Педагогическом Совете Заведующий Е.Ф. Пересыпина
Протокол № _________________________
от «28» сентября 2016 г. от «___» _______2016 г.
Приказ №_________________
Программа
профессионально-личностного саморазвития педагога
Коршуновой Нины Николаевны
на 2016-2019 учебные года
Методическая тема:
Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности».
г. Семёнов
«Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: Обеспечение собственного профессионального образования, которое позволит с помощью познавательно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей, развитие их познавательного интереса и любознательность.
Задачи:
1.Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
2.Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
3.Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5.Проанализировать родительский опрос по данной проблеме, при помощи анкетирования, и удовлетворить его;
6.Создать (обогатить) РППС по данному направлению;
7.Обучить детей познавательно - исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними;
8. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме.
Основные направления реализации программы:
1.Расширение образованности.
2.Повышение педагогической и психологической компетентности.
3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
4.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат
Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:
1.Повышению интереса к работе;
2.Росту компетентности;
3.Росту уровня профессиональных навыков и умений;
4.Повышению уровня самоорганизации;
5 Повышение компетентности в вопросах по воспитанию экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности;
6.Развитие потребности у детей к познавательно – исследовательской деятельности;
7.Повышению ответственности и качества своего педагогического труда;
8.Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.
План индивидуальной работы по самообразованию:
1. Изучение нормативных документов;
2. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
3. Повышение квалификации;
4. Изучение запросов родителей;
5. Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
6. Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;
7. Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;
8. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.
Модель «Моего - я»:
-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.
-Внести конструктивный вклад в общее дело.
-Строить свои отношения на доверии.
-Развивать творческие способности.
-Культивировать смелость.
-Заботиться о здоровье.
-Не терять веру в себя.
-Мыслить позитивно.
-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Реализация программы:
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2016-2019 учебный год, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Срок | Мероприятие программы | Форма предоставления результата | |||||
1 этап – информационно-аналитический. 2015-2016 учебный год Цель: изучить проблему, определить формы предоставления результатов работы. | |||||||
Сентябрь 2016г. | Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по ознакомлению детей с экспериментальной деятельностью. | Самоанализ, отбор необходимой литературы. | |||||
Октябрь 2016 г. | Разработка перспективного плана. | Программа профессионально-личностного саморазвития. | |||||
Ноябрь 2016г. | Анкетирование родителей: «Детское экспериментирование в семье». | Аналитическая справка по результатам анкетирования. | |||||
Декабрь 2016 г. | Разработка опытов и экспериментов для детей. | Опыты и эксперименты | |||||
Январь 2017 г. | Проведение тематических консультаций, для создания условий способствующих взаимодействию педагога и родителей по вопросам воспитания экологической культуры дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности. Создание презентаций по ознакомлению детей с познавательно – исследовательской деятельностью. | Консультации на тему: «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством познавательно – исследовательской деятельности». Презентация « Познавательно – исследовательская деятельность». | |||||
Февраль 2017 | Ознакомление родителей с организацией пространственно – предметной среды. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | |||||
Март 2017 г. | Разработка практических материалов для родителей. | Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы. | |||||
Апрель 2017 г. | .Пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой. | Дидактические игры, художественная литература. | |||||
Май 2017г. | Подготовить консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». |
| |||||
2 этап – основной . 2017-2018 уч. год Цель: внедрить в работу подготовленный материал. | |||||||
Сентябрь 2017г. | Разработка перспективно – тематического плана по ознакомлению детей с познавательно – исследовательской деятельностью. | Перспективно - тематический план по работе с детьми. | |||||
Октябрь 2017г. | Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя. | Электронный сайт – свидетельство | |||||
Ноябрь 2017 г. | Приобщение семьи к сотрудничеству с детским садом. Привлечь родителей к оформлению группового тематического альбома «Птицы зимой». | Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая». | |||||
Декабрь 2017 г. | Организовать с детьми экскурсию в зимний парк «Наблюдение за птицами». | Фотоотчет: « Наблюдение за птицами» | |||||
Январь 2018 г. | Проведение тематических консультаций для создания условий способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагога и родителей по вопросам экологического развития детей в условиях семьи. | Консультации на тему: «Организация исследовательской деятельности детей в семье» | |||||
Февраль 2018г. | Привлечь родителей к изготовлению поделок в «Мини-музей в групповой комнате». | Выставка поделок из природного материала. | |||||
Март 2018 г. | Проведение тематических консультаций для педагогов. | Выступление на педагогическом совете «Формы работы с родителями по приобщению к экологической культуре». | |||||
Апрель 2018 г. | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |||||
Май 2018 г. | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка « Юные исследователи». | |||||
3 этап – заключительный Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы. | |||||||
Сентябрь2018г. | Организация практической деятельности по данной теме. | Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей воспитанников. | |||||
Октябрь 2018г. | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Свидетельство о публикации. | |||||
Ноябрь 2018г. | Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников | |||||
Декабрь 2018 г. | Оформить практический материал (консультации, доклады, анкеты и т.д.). | Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. | |||||
Январь 2019 г. | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов. | |||||
Февраль 2019г. | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педсовете. | |||||
Март 2019 г. | Оформление аттестационного портфолио. | Аттестационный лист | |||||
Апрель 2019 г. | Доклад и презентация по теме: «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Отчет из опыта работы. | |||||
Май 2019г. | Отчёт о проделанной работе по теме программы самообразования на итоговом педсовете. | Представления результатов работы по теме саморазвития на педагогическом совете ДОУ. |
Изучение методической литературы
1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3.Дыбина О.В. и др. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005.
5.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: Сфера, 2004
6. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». М: 2011
7.Смирнов Ю.И. Воздух: «Книжка для талантливых детей и заботливых родителей». СПб., 1998.
8.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. С. Н. Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
11. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
12. С. Н. Николаева «Юный эколог».2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально- творческий проект на тему : " Воспитание экологической культуры у дошкольников посредством игр"
Экспериментально- творческий проект для работы с детьми от 3х до 7 лет....
Программа по самообразованию. Тема: "Опыты и эксперименты в природе, как одно из условий воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Формировать способность к творческому развитию...
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...
Кустовое методическое объединение для воспитателей старших, подготовительных групп на тему: «Организация образовательного процесса в ДОУ посредством познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: расширять представления у детей о песке посредством игровой деятельности и выполнения экспериментальной деятельности....
Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»
Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»...
Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности
На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...
Формирование экологического сознания старших дошкольников посредством поисково-исследовательской деятельности
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...