Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmapo_samoobrazovaniyu_kanova_e.n.docx | 266.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №6 «Солнышко»
Согласовано: Утверждено:
На педагогическом Совете И.о. заведующего
№ от 31.08. 2014г
___________Г.С. Хехнева ________________Е.Ф. Пересыпина
ПРОГРАММА
профессионально – личностного
саморазвития педагога
МДОУ «Детский сад» №6 «Солнышко»
воспитателя Кановой Екатерины Николаевны
Тема: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Сроки реализации программы: 2018 - 2019 учебный год
г. Семенов
2018 г
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Работа с воспитанниками.
- Взаимодействие с семьёй.
Прогнозируемый результат: Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:
1.Взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретающих опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком.
2.Активному участию родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
3.Личностным достижения каждого ребенка, как результату совместной работы и сотрудничеству ДОУ и семьи в целях реализации ФГОС.
4. Укреплению сотрудничества детского сада и семей воспитанников.
5.Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.
План индивидуальной работы по самообразованию:
- Чтение научно-педагогической литературы по проблематике.
- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.
- Разработка картотек пальчиковых игр по темам.
- Оформление сборника консультаций для родителей.
Модель «Моего я»:
-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.
-Внести конструктивный вклад в общее дело.
-Строить свои отношения на доверии.
-Развивать творческие способности.
-Культивировать смелость.
-Заботиться о здоровье.
-Не терять веру в себя.
-Мыслить позитивно.
-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- народные игры с ладошками;
- игры с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
- пальчиковый театр.
Теоретическое основы
1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.
Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.
В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.
Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.
Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.
В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.
В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.
С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Форма предоставления результата | ||
Сентябрь
| |||||
Самореализация | Продолжение изучение программы по образовательной области | Повышение знаний сбор материала. | Разработка перспективного плана | ||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по пальчиковой гимнастике | Повышение знаний сбор материала | Разработка картотек пальчиковой гимнастики | ||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки» Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков ежей. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи «Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | Фотоотчет | ||
Октябрь | |||||
Самореализация | Повышение знаний сбор материала | Разработка пособий пальчиковой гимнастики | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение специальной литературы по ФГОС ДОУ | ||||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки». Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | Картотека пальчиковых игр, дидактических игр. | |||
Работа с родителями по вопросу | Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Ноябрь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжать изучать методическую литературу по теме | Повышение знаний | |||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна. Игры с карандашами, счётными палочками. Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы). | ||||
Работа с родителями по вопросу | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Декабрь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжать изучать методическую литературу по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Лепка из солёного теста. Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | |||
Работа с родителями по вопросу | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | ||||
Январь | |||||
Самореализация | Подбор материала пальчиковых игр для детей | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Продолжение изучение программы по образовательной области | ||||
Апробация форм работы | Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр. Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки). Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Февраль | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм работы | Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения. | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | |||
Март | |||||
Самореализация | Работа с методической литературой | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм Работы с детьми | Научить детей пользоваться пальчиковым театром Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость. Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами. | ||||
Работа с родителями по вопросу | Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок. | Выставка работ | |||
Апрель | |||||
Самореализация | Изучение методической литературы по данной теме | Повышение знаний сбор материала | |||
Изучение методической литературы и периодической печати | Изучение и анализ специальной литературы по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь. - Конструирование: «Паровозик из пуговиц». Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей. Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки» | ||||
Работа с родителями по вопросу | Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей». Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома. Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют. | Предоставление родителям педагогической информации | Фотоотчет | ||
Май | |||||
Самореализация | Анализ литературы | ||||
Изучение методической литературы и периодической печати | Мониторинг по теме | ||||
Апробация форм работы с детьми | Педагогическая диагностика по образовательной области | ||||
Работа с родителями по вопросу | Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). | Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности. |
Список использованной литературы
- Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2014. – 320с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2015.
- Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 2014. — С. 97.
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Волгоград, «Учитель», 2014 г. – 315 с.
- Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Программа профессионально – личностного саморазвития педагога.«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.Задачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;Совершенствовать мелкую мотори...
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...
Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г.
Самообразование "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений" 2024-2025 г....