Дополнительная программа "Легознайка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_legoznayka.docx | 546.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Башинская Елена Владимировна, МБОУ С(К) – НШ-ДС № 3.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3» города Нерюнгри
Рассмотрена НМС,
протокол № 3 от 25.10.2013
Дополнительная образовательная программа
технической направленности
«Легознайка»
Автор: Башинская Елена Владимировна
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа технической направленности «Легознайка» (далее Программа) разработана для дошкольников с нарушениями зрения.
Учеными доказано своеобразие развития конструктивной деятельности у данной категории детей, которое объясняется недостаточностью представлений об окружающей действительности, поскольку зрительная депривация дошкольников затрудняет процесс восприятия окружающего мира. Снижение функций зрения обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечёткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова и др.).
Лего-конструирование – одна из самых известных и уже достаточно распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности, наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими иг-рушками. Причём Лего-конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка-дошкольника.
Для наших воспитанников с нарушениями зрения внедрение Лего-технологии в коррекционно-образовательный процесс интересно тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и лечебных задач.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и инженерного мышления у старших дошкольников с ОВЗ и предназначена для того, чтобы положить начало формированию у них о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей.
Реализация программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словарный запас дошкольника.
1. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие у старших дошкольников с нарушениями зрения познавательно-творческих способностей в конструктивно-модельной деятельности, содействие их творческой самореализации посредством овладения Лего-конструированием.
Задачи программы:
коррекционно-образовательные:
- формировать реальные представления об окружающем мире;
- учить умениям действовать с предметами, определять их свойства и признаки;
- содействовать формированию и закреплению знаний о счёте, форме, величине, цвете, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создавать условия для овладения основами Лего-конструирования;
- способствовать формированию знаний и умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
развивающие:
- создавать условия для развития и коррекции внимания, памяти, моторики, образного и пространственного мышления, тренировки зрительных функций;
- способствовать развитию познавательно-творческой активности ребёнка с ОВЗ;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
воспитательные:
- формировать умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Легознайка» является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, дополняющим целостную систему организации коррекционно-образовательной деятельности в рамках интеграции образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и запросов родителей воспитанников.
Программа реализуется 2 года.
Форма обучения – очная.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013г. № 1008
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Программа по своему содержанию выходит за рамки содержания основной образовательной программы ОУ (раздел «конструктивно-модельная деятельность» ОО «Художественно-эстетическое развитие»). Программа обеспечивает преемственность с реализуемыми в ДОУ примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и коррекционной программой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной. В то же время, выходя за рамки предложенного в них содержания по данному направлению работы, т. к. ни в одной из этих программ не предусмотрено целенаправленное обучение детей лего-конструированию, в УМК нет готовых методик и технологий обучения.
3.Характеристика возрастных особенностей воспитанников в овладении конструктивной деятельностью.
Дошкольники с нарушением зрения в результате систематической работы оказываются способны выполнять задания по конструированию в соответствии с образцом, данным в объемном и плоскостном (графическом) виде, анализируя его перед работой; подбирать элементы строительных наборов; сопоставлять целое и части; создавать устойчивые постройки, учитывая пространственные свойства элементов; осуществлять планирование предстоящей деятельности, давать словесный отчет о выполнении работы. Они усваивают необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом.
Благодаря целенаправленному обучению у них формируется предварительный образ конструкции и способность к воссозданию этого целостного образа. В старшем дошкольном возрасте дети способны работать с простейшей схемой-планом, выполнять графические модели созданных построек, учитывая их конструктивные особенности.
Задачи развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения решаются более полно и эффективно, если содержание занятий, программные требования и методика проведения связаны с работой по другим разделам. Наличие межпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррекционных и общеразвивающих задач, что существенно повышает роль воспитания и обучения в развитии дошкольников с нарушениями зрения.
Очень важной в конструировании является исполнительская, техническая сторона, связанная с развитием у детей умения правильно работать с самими материалами. Успех деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребенка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения. Известно, как неловко дети с нарушениями зрения накладывают кубики друг на друга, плохо совмещаю поверхности строительных деталей, кладут фигуры на край, что часто приводит к разрушению целого, т.е. движения руки детей недостаточно скоординированы.
В связи со значительными моторными трудностями и недостаточностью зрительного контроля за движениями рук отмечаются трудности операционально-технической стороны этой деятельности. Причем работа по формированию произвольных движений рук проводится в русле развития зрительно-двигательной координации, а не изолированно. Благодаря постепенной выработке зрительно-двигательной координации дошкольники с нарушениями зрения способны осваивать необходимые трудовые операции (накладывание, совмещение, вкладывание и пр.). Освоение этих действий, в свою очередь, способствует развитию взаимодействия обеих рук и пальцев под контролем зрения, что очень важно с коррекционной точки зрения. Моторика. Движения руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный характер. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметно – практические действия и насколько они качественны. Нарушения в формировании навыков мелкой моторики также являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным, чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.
Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и неточностью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.
4. Особенности организации учебного процесса.Учебный план
Продолжительность программы: 2 года обучения.
Первый год обучения (старшая группа) – 32 совместных педагогических мероприятия;
Второй год обучения (подготовительная группа) – 32 совместных педа-гогических мероприятия.
Также в учебный план внесены проекты и участие в городском фестивале по Лего-конструированию.
Совместные мероприятия (занятия) проводятся по подгруппам до 8-10 человек.
Количество мероприятий в месяц – 4
Количество мероприятий в год – 32
В процессе освоения программы используются три основных вида кон-струирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Программа включает в себя следующие основные направления работы:
1. Ознакомление детей с видами Лего-конструкторов и их деталями.
2. Развитие конструктивного мышления в процессе освоения различных приёмов и методов конструирования.
3. Создание условий для творчества ребенка. Формирование у детей умений и навыков в процессе конструирования по замыслу.
4. Создание индивидуальных и коллективных композиций из нескольких конструкций и различных деталей в процессе проектной деятельности.
5. Подготовка и участие в городском Лего-фестивале.
Тематический план для старшей группы
п/п № | Тема | Мероприятие, форма | Месяц | Кол-во часов | ||||||||
Знакомство с кон-структором | Спонтанная игра детей | IX | 1 | |||||||||
Исследователи цвета Лего-деталей | Скрепление Лего-деталей. Сборка прямой змейки 1-2 цветов. | 1 | ||||||||||
Строим башни одного цвета. | Строим разноцветные башни двух цветов. Строим башни двух цветов и разной высоты. | 1 | ||||||||||
Исследователи Лего-деталей (форма и размер) | Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы, цвета, скрепления деталей. Спон-танная деятельность детей. Обыгрывание построек. | 1 | ||||||||||
Исследователи Лего-деталей (форма и размер) | Конструируем заборчики 1-2 цветов | X | 1 | |||||||||
Конструируем узкие и широкие ворота и заборчик | 1 | |||||||||||
Конструируем домик (четыре сте-ны, объемный), лесенку разной вы-соты | 1 | |||||||||||
Конструирование по замыслу: до-мик и заборчик. Выставка детских работ | 1 | |||||||||||
Конструирование мебели | Стол, стул, шкаф с дверками, диван, кровать. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | XI | 1 | |||||||||
Моделирование домашних животных и птиц |
| 1 | ||||||||||
Моделируем домашних животных по схеме: цыплята, курица, петух | 1 | |||||||||||
Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек. Выставка детских работ | 1 | |||||||||||
Свободная игровая деятельность детей | Развивающие игры с использовани-емЛего-конструктора | XII | 1 | |||||||||
Моделирование деревьев по схеме | Моделируем деревья по схеме: елочка, береза, яблоня | 1 | ||||||||||
Встречаем Новый год | Моделируем новогоднюю елочку | 1 1 | ||||||||||
Моделируем новогоднюю игрушку Выставка детских работ Свободная игровая деятель-ность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | ||||||||||||
Конструирование фигуры человека | Конструирование фигуры человека. Мужчина | 1 1 | ||||||||||
Конструирование фигуры человека. Женщина | ||||||||||||
Подготовка к Лего-фестивалю в ДОУ | Конструируем персонажей сказки | 1 | ||||||||||
Подготовка к го-родскомуЛего-фестивалю |
| II | 2 | |||||||||
| ||||||||||||
Подарок для папы | Подарок для папы: танк, кораблик (на выбор) | III | 1 1 | |||||||||
Свободная игровая дея-тельность детей. Разви-вающие игры с исполь-зованием конструктора Выставка детских работ | ||||||||||||
Подарок для мамы | Подарок для мамы: цветок | |||||||||||
Подарок для мамы: цветок Выставка детских работ | ||||||||||||
Конструирование военной техники: | Конструирование военной техники: машина, пушка, вертолет Выставка поделок | 1 1 | ||||||||||
Свободная игровая деяте-льность детей. Разви-вающие игры с исполь-зованием конструктора | ||||||||||||
Конструирование пирамиды | Конструирование пира-миды одного цвета | IV | 1 1 | |||||||||
Конструирование пира-миды двух и более цветов | ||||||||||||
Конструирование мостов | Конструирование плоских мостов | 1 | ||||||||||
Конструирование объемных мостов | 1 | |||||||||||
Проект «Мой лю-бимый детский сад» | Выполнение коллективной постройки в рамках проекта | 1 1 | ||||||||||
Обыгрывание построек. Выставка по проекту | ||||||||||||
Конструирование по замыслу детей. | 1 | |||||||||||
Диагностическое занятие | 1 | |||||||||||
Итого в год | 32 |
Тематический план для подготовительной группы
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Планируемые результаты освоения Программы. Формы подведения итогов реализации Программы.
Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы учебного модуля представлены в таблице:
|
6.Перечень материалов и оборудования, необходимых для организации конструктивно-модельной деятельности по программе «Легознайка»
Для организации конструктивно-модельной деятельности используются наборы конструкторов Лего серий ДUPLO, SYSTEM, TEXNIK, CREATOR и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места воспитанников при-меняются индивидуальные доски и подставки с наклонной поверхностью, для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
Для конструирования по образцу имеются наборы картинок с реалистич-ным и стилизованным изображением разных предметов в соответствии с тем-тическим планом работы.
Разработаны и изготовлены специальные схемы: цветные, контурные, си-луэтные с изображениями фигур растений, животных, транспорта, человека (приложение 1).
Имеется подборка схем последовательной сборки фигур растений, жи-вотных, транспорта, человека.
Разработаны игры с использованием Лего-конструкторов (приложение 1).
7. Способы поддержки детской инициативы
С целью поддержки детской инициативы созданные Лего-постройки дети имеют возможность использовать в свободной игровой и конструктивной деятельности, в режиссерских и сюжетно-ролевых играх.
Для развития полноценного конструктивного творчества в группе педа-гогами создаются необходимые условия, чтобы ребёнок создавал предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью, поэтому проходит под руководством со стороны как воспитателя, так и тифлопедагога с целью определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно также использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.).
Стимуляция детской инициативы в рамках программы проходит также через проектную деятельность, в том числе и по инициативе воспитанников.
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- в-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициа-тиву, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Тематическим планом программы предусмотрены проекты «Наш любимый детский сад» и «Наш город Нерюнгри». По инициативе детей в течение года возможна реализация других проектов.
8. Педагогическая диагностика (мониторинг) образовательных результатов по программе «Легознайка».
Уровень развития умений и навыков:
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умение конструировать используя пошаговую схему
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектиро-вании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
9. Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
Основными направлениями взаимодействия с семьей по реализации программы являются:
- повышение педагогической культуры родителей в рамках ознакомления с лего-технологией, ее значением для развития дошкольников с нарушением зрения;
- активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности по реализации программы;
- участие в подготовке и проведении Лего-фестиваля в детском саду, реализация индивидуальных семейных проектов.
Список литературы
1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использова-нием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей до-школьного возраста средствами легоконструирования и компьютер-но_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
14. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
15. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Во-просы психологии, 1995. – С. 27-32.
16. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
17. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
18. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и кре-ативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
19. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педа-гогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...