Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
«Отдел образования исполнительного комитета
Нурлатского муниципального района РТ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида» г.Нурлат РТ
«СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МАДОУ №1 «Детский сад № 1 «Родничок» Протокол № 1 от 28 августа 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № 88 от 28 августа 2015 г. Заведующий МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок» _______ Г.А.Кореева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика»
Воспитатель
Иванова М. И.
Высшая квалификационная категория
г. Нурлат 2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 15 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой.Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи программы
1)развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Общая характеристика предмета
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
- Цель: Совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1. Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, шар, куб). Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соответствия между двумя группами предметов.
Развивать мышление, внимание, память, речь.
3. «Определение величины»
- Цель: Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине. Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку. Учить использовать в речи результаты сравнения; большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель:Учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо; учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад. Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; различать и правильно времен года.
5. «Решение логических задач»
- Цель: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Место курса в учебном плане
Программа предназначена для работы с детьми 3-4 лет, рассчитана на 1 год обучения:
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности:
-15 мин.
Общее количество занятий в год – 36.
Ценностные ориентиры содержания
занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятное.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
Мониторинг умений проводится 1 раза в год: в октябре и апреле.
В конце учебного года проводится итоговое развлечение
Содержание учебного курса
№ | Название темы | теория | всего |
Первый год обучения | |||
1 | Добро пожаловать в математику | Вызвать у детей интерес к математике, желание узнать новое. | 1 |
2 | Знакомство с понятиями один и много. | Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет. | 1 |
3 | Утро. Большой -маленький | Познакомить с частью суток-утро.Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;сравнивать знакомые предметы по величине. | 1 |
4 | День. Круг. | Познакомить с частью суток –день, с геометрической фигурой –круг;обводить круг по точкам. | 1 |
5 | Вечер. Высокий-низкий. | Познакомить с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине. | 1 |
6 | Ночь. Сравнение предметов, | Познакомить с частью суток-ночь.Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет,где много;упражнять в рисовании предметов округлой формы. | 1 |
7 | Число 1и 2. Толстый, тонкий. | Познакомить с числом 1 и2 и цифрой1 и2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий. | 1 |
8 | Слева, справа, на, под. | Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия. | 1 |
9 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Познакомить с числом 3 и цифрой 3;продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры. | 1 |
10 | Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. | Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве. | 1 |
11 | Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. | Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов.Развивать зрительное внимание. | 1 |
12 | Зима .Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года –зима. | 1 |
13 | Геометрические фигуры. Логические задачи. | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | 1 |
14 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно- двигательным и зрительным путем. | 1 |
15 | Число 5 и цифра 5. | Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание. | 1 |
16 | Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток.Развивать логическое мышление. | 1 |
17 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов, | 1 |
18 | Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года | 1 |
19 | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах пяти , учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников. | 1 |
20 | Куб , шар. | Познакомить с геометрическими телами –кубом и шаром; учить обследовать их осязательно –двигательным способом; уточнить представлениео временах суток. | 1 |
21 | Порядковый счет. | Учить составлять квадрат из счетных палочек;называть предметы квадратной формы. | 1 |
22 | Прямоугольник. | Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти. | 1 |
23 | Геометрические фигуры. Логические задачи | Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | 1 |
24 | Счет в пределах пяти. | Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительнвм;находить заданнве фигуры. | 1 |
25 | Сравнение предметов по высоте | Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов. | 1 |
26 | Сравнение предметов по величине. | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения;упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу. | 1 |
27 | Ориентировка во времени. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; | 1 |
28 | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти;укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. | 1 |
29 | Числовой ряд | 1 | |
30 | Порядковый счет. | 1 | |
31 | Игра-путешествие. | 1 | |
32 | Математическая загадка | Развивать логическое мышление, внимание. | 1 |
33 | Ориентировка во времени | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; | 1 |
34 | Развлечение | 1 | |
35 | Логические задачи | Развивать логическое мышление, внимание. | 1 |
36 | Мониторинг | 1 | |
Итого | 36 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия | ||
теория | всего | По плану | По факту | ||||
1 | Добро пожаловать в математику | 1 | 1 | Сентябрь 1-неделя | 8/09 | Игровая ситуация, сюрпризный момент. | Карточки, цветные палочки, демонстрационный материал |
2 | Знакомство с понятиями один и много. | 1 | 1 | 2-неделя | 14/09 | Игра, использование ТСО, чтение | Игрушки, кубики, компьютер. |
3 | Утро. Большой -маленький | 1 | 1 | 3-неделя | 22/09 | сюрпризный момент, показ, объясснение | Игрушки, полоски, круги,раздаточный материал |
4 | День. Круг. | 1 | 1 | 4-неделя | 28/09 | Рассказ, игровой момент | Фланелеграфа, картинки |
5 | Вечер. Высокий-низкий. | 1 | 1 | Октябрь 1-неделя | 6/10 | Беседа, рассказ, разучивание. | Каринки |
6 | Ночь. Сравнение предметов, | 1 | 1 | 2-неделя | 12.10 | Чтение, просмотр сказки, беседа. | Фланелеграфа, картинки, карточки |
7 | Число 1и 2. Толстый, тонкий. | 1 | 1 | 3-неделя | 20.10 | Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов | Карточки с цифрами, незнайка, |
8 | Слева, справа, на, под. | 1 | 1 | 4-неделя | 26.10. | Игровой момент, показ, жест рукой. | Палочки Кюизинера, |
9 | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | 1 | 1 | 5-неделя | 3.11 | Показ, рассказ, наложение, Игра, использование ТСО, чтение обведение рукой. | Круги разной величины и цвета, игрушки блоки Дьенеша. |
10 | Числа 1,2,3. Наверху, внизу, посередине. | 1 | 1 | Ноябрь 1-неделя | 9.11 | Показ, рассказ, обведение рукой,игра, использование ТСО, чтение | Игрушки, картинки. |
11 | Сравнение чисел 2и 3. Логическая задача. | 1 | 1 | 2-неделя | 17.11 | Игровой момент, сравнение, | Карточки, полоски, блоки Дьенеша. |
12 | Зима .Число 4. Квадрат. | 1 | 1 | 3-неделя | 23.11 | Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов | Игрушки, геометрические фигуры |
13 | Геометрические фигуры. Логические задачи. | 1 | 1 | 4-неделя | 1.12 | отгадывание загадок, чтение стихов | Карточки с цифрами, незнайка,карточки |
14 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | 1 | 1 | Декабрь 1-неделя | 7.12 | использование ТСО, чтение | Картинки, игрушки, компьютер |
15 | Число 5 и цифра 5. | 2-неделя | 15.12 | Игра,чтение стихов. | Карточки, полоски, блоки Дьенеша. | ||
16 | Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | 1 | 1 | 3-неделя | 21.12 | Сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов | Счетные палочки, фланелеграфа, блоки Дьенеша. |
17 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | 1 | 1 | 4-неделя | 29.12 | Чтение, беседа, разучивание, пантомимические упражнения. | Игрушки, геометрические фигуры |
18 | Времена года. Овал. Слева, справа. | 1 | 1 | Январь 3-неделя | Беседа, показ, игра, чтение стихов.загадок. | Карточки с цифрами, незнайка,карточки | |
19 | Сравнение по высоте. | 1 | 1 | Январь 4-неделя | Показ, рассказ, обведение рукой, игра, использование ТСО, чтение | Набор фигур ,обручи | |
20 | Куб , шар. | 1 | 1 | 5-неделя | Импровизация, разучивание, игра. | Геометрические фигуры, карточки с полосками игрушки | |
21 | Порядковый счет. | 1 | 1 | Февраль 1-неделя | Чтение, объяснение, игра. | Карточки, блоки Дьенеша. | |
22 | Прямоугольник. | 1 | 1 | 2-неделя | Просмотр сюжета, игра. | Карточки, игрушки, | |
23 | Геометрические фигуры. Логические задачи | 3-неделя | Объяснение, разучивание, игра. | Карточки с цифрами, незнайка, карточки | |||
24 | Счет в пределах пяти. | 1 | 1 | 4-неделя | Игровая ситуация, показ. | Блоки Дьенеша | |
25 | Сравнение предметов по высоте | 1 | 1 | Март 1-неделя | Импровизация, разучивание, игра. | карточки | |
26 | Сравнение предметов по величине. | 1 | 1 | 2-неделя | Беседа, Импровизация, разучивание, игра, | Игрушки, элементы костюмов к сказке “Репка” | |
27 | Ориентировка во времени. | 1 | 1 | 3-неделя | Чтение, беседа, рассказ. | Парные предметы,Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера | |
28 | Счет в пределах пяти. | 1 | 1 | 4-неделя | Объяснение, Разучивание, игра. | Набор геометрических фигур. | |
29 | Геометрические фигуры | 1 | 1 | Апрель 1-неделя | Импровизация, разучивание. | Блоки Дьенеша, палочки Кюзенера. | |
30 | Числовой ряд | 1 | 1 | 2-неделя | Игра, чтение, | Набор чисел, игрушки. | |
31 | Порядковый счет. | 1 | 1 | 3-неделя | Показ, инсценировка, игра. | Набор цифр. | |
32 | Игра-путешествие. | 1 | 1 | 4-неделя | Чтение, показ сюжета, беседа. | ||
33 | Математическая загадка | 1 | 1 | Май 1-неделя | Разучивание, загадки, игра, использование ТСО. | картинки | |
34 | Ориентировка во времени | 1 | 1 | 2-неделя | Разучивание, этюды, игра. | Игрушки, набор геометрических фигур | |
35 | Развлечение | 1 | 1 | 3-неделя | Сюрпризный момент, игра. | ||
36 | Мониторинг. | 1 | 1 | 4-неделя | |||
Материально техническая база
1.Список используемой литературы:
- Волина В.В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. День за днём.Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет Москва ТЦ Сфера, 2015.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Москва «Просвещение» 1990.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
.Методическое обеспечение
Дидактический материал:
1.Геометрические фигуры и тела.
2.Палочки Х. Кюизинера.
3.Наборы разрезных картинок.
4.Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5.Полоски, ленты разной длины и ширины.
6.Цифры от 1 до 5.
7.Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8.Фланелеграф, мольберт.
9.Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18.Развивающие игры.
19. Картотека физминуток , загадок, стихотворений.
20. Конспекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-366419-1641896065.jpg)
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике в д/с. 2014-2015 г.г.
Данная программа составлена для второй младшей группы по пособию И.А. Помораева, В.А. Позина....
Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.
Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Пономаревой И.А., Позиной В.А....
Рабочая программа «Моя математика»
Цель программы состоит в том, чтобы заложить основы формирования математического счета. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает умственные операции соотнесения числа и цифры, выделения п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1143161-1560889997.jpg)
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...