Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Рабочая программа по математике в д/с. 2015-2016 г.г.
Данная программа составлена для средней группы по пособию Пономаревой И.А., Позиной В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat2015.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По реализации формирования элементарных математических представлений

 И.А. Помораева, В.А. Позина

С учетом примерной общеобразовательной программы

 дошкольного образования

 «От рождения до школы»

 под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

(4-5 лет)

2015 год

г. Ростов-на Дону


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа основана с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по формированию элементарных математических представлений.

ЦЕЛИ:

Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости

ЗАДАЧИ:

Количество и счет.

  • Дать детям представление о том , что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар. Вводить в речь детей выражения: « Здесь много кружков, один красного цвета, а другие – синего, красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных.»
  • Учить детей считать до 5, пользуясь правильными приемами счета, называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: « Один, два, три – всего три кружка».
  • Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2 -2, 2-3, 3 -3, 3 -4, 4 -4, 4 -5, 5 -5.
  • Сформировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета. Учить уравнивать неравные группы способами, добавляя к меньшей группе один предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества, приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу.
  • Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.
  • Учить на основе счета устанавливать равенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.

Величина.

  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения друг к другу.
  • Учить соизмерять предметы по двум признакам: величине и цвету. Учить детей устанавливать размерные отношения между 3 -5 предметами разной длины, ширины, высоты; располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словом размерные отношения предметов в ряду.

Форма.

  • Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике.
  • Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа.
  • Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка в пространстве.

  • Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении; обозначать словами положение предмета к себе.
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Ориентировка во времени.

  • Расширять представления детей о частях суток и их последовательности. Объяснить значение слов « вчера», «сегодня», «завтра».
  • Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро – медленно». В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще – учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  • Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

ПРИНЦИПЫ.

  • Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления.
  • Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма».
  • Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.
  • Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно – поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов.

Возраст детей: с 4 до 5 лет.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Материально-техническое обеспечение:

В группе имеется ноутбук, видеоплеер, телевизор.

Методические пособия:

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования \ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4 –65лет).

Электронные образовательные ресурсы:

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4–5лет).

Наглядно-дидактические пособия:

Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения, 4-5 лет

Учебный план составлен в соответствии с расписанием МАДОУ №304 на 2015-2016 учебный год, утвержденным приказом заведующего №15 от 29.08.2015г.

Дата

Тема

Цели и задачи

Кол-во часов

02.09.15

Занятие №1 стр.12

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

1

09.09.15

Занятие №2 стр.13

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько—сколько.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

1

16.09.15

Занятие №3 стр.14

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный—короткий, длиннее—короче; широкий—узкий, шире—уже.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

1

23.09.15

Занятие №4 стр.15

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

1

07.10.15

Занятие №5 стр.17

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

1

14.10.15

Занятие №6 стр.18

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный—короткий, длиннее—короче; широкий—узкий, шире—уже, высокий—низкий, выше—ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

1

21.10.15

Занятие №7 стр.19

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

1

28.10.15

Занятие №8 стр.21

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

1

11.11.15

Занятие №9 стр.23

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

1

8.11.15

Занятие №10 стр.24

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

1

25.11.15

Занятие №11 стр.25

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

1

02.12.15

Занятие № 12 стр.28

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху; внизу, слева, справа, впереди, сзади.

1

09.12.15

Занятие №13 стр.29

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая—большая дорожка, короткая и узкая—маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

1

16.12.15

Занятие №14 стр.31

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколь-ко?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

1

23.12.15

Занятие №15 стр.32

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

1

13.01.16

Занятие №16 стр.33

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко-близко.

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

1

20.01.16

Занятие №17 стр.34

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко—близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

1

27.01.16

Занятие №18 стр.35

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

03.02.16

Занятие №19 стр.36

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5,

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).

1

10.02.16

Занятие №20 стр.37

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5;

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

1

17.02.16

Занятие №21 стр.39

Учить считать движения в пределах 5.

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4—5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

1

24.02.16

Занятие №22 стр.40

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

1

02.03.16

Занятие №23 стр.42

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

1

09.03.16

Занятие №24 стр.43

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

1

16.03.16

Занятие №25 стр.44

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

1

23.03.16

Занятие №26 стр.45

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4—5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

1

06.04.16

Занятие №27 стр.46

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

1

13.04.16

Занятие №28 стр.48

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко—близко.

1

20.04.16

Занятие №29  стр.49

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т.д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

1

27.04.16

Занятие №30 стр.50

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

1

04.05.16

Занятие №31 стр.51

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

1

11.05.16

Занятие №32 повторение

Работа по закреплению программного материала.

1


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу года дети должны:

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)
  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос « Сколько всего?»
  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.
  • Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
  • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руку.
  • Определять части суток.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Диагностика уровня овладения элементарных математических представлений, критерии оценки уровня развития соответствует авторской методике И.А. Помораевой, В.А.Позиной по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по конструированию в д/с. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа по конструированию в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Куцаковой Л.В....

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная запискаРабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного обра...

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2015-2016 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана с учетом проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, ...

Рабочая программа на старшую группу по ФГОС (2015-2016 уч.год)

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа представляет собой модель организации образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «КНОПОЧКИ» НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание Пояснительная записка Возрастные особенности детей……………………………………….......................5 Список детей………………………………………………….…………………....…7 Организация жизнедеятельности детей………………………………………..…...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО старшей группы на 2015 – 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО старшей группы на  2015 – 2016 учебный год...