Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Математика

 (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)

(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа математического развития дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между уровнем дошкольного образования и уровнем начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_3.matematika_2018g.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

 (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)

(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа математического развития дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между уровнем дошкольного образования и уровнем начального общего образования.

Основная цель данного курса – интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления и элементарных математических понятий и представлений.

Основными задачами курса являются:

1. Научить детей объяснять, обосновывать свои действия в процессе выполнения заданий, осмысливать и обобщать свой познавательный опыт,

2. Научить детей взаимодействовать друг с другом, взрослыми, а также работе с доступными им источниками информации.

3.Способствовать формированию интеллектуальных возможностей, развитию наглядно-образного, а затем элементарного абстрактного и логического мышления.

4.Приобретать знания о множестве, числе, величине, форме,пространстве и времени, как основы математического развития.

5.Формировать простейшие графические умения и навыки.

6.Овладевать математической терминологией.

7.Сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся.

Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы - изучение математики имеет особое значение в развитии дошкольника. Приобретенные знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету в школе, а также необходимыми для их применения в повседневной жизни.  

        Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение математики отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.

Система оценивания и формы контроля: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Для достижения требуемых результатов обучения занятия математикой строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты освоения предмета.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Считать до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить запись чисел 1 -10 с количеством и порядком предметов.
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Показывать правую, левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
  • Сравнивать предметы по длине, ширине, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.
  • Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и другим свойствам.
  • Использовать в речи временные понятия: месяц, вчера, сегодня, завтра; времена года.

К концу обучения по данной программе основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы;
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • решать логические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  • решать арифметические ребусы.

Метапредметные результаты

Личностными результатами изучения курса являются:

  • познавательный интерес;
  • готовность использовать полученные умения в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • критичность мышления.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать  результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

 Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Содержание учебного предмета.

Общие понятия.

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение отдельных предметов на основе заданных признаков, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными признаками (свойствами).

Отношения.

Сравнение количества предметов в группах: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

В курсе выделяются несколько содержательных линий:

1.Числа

Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счёта. Счёт в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.

2.Величины и их измерение

Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание

3.Элементы геометрии.

 Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур; придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.

4.Элементы логического мышления

Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения: закономерности из геометрических фигур. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств; моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое, выделение части из целого.

5.Пространственные и временные отношения.

Ориентация в пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–внизу, впереди–сзади, близко–далеко, выше–ниже и т.д. Ориентация в пространстве относительно себя. Ориентация в пространстве относительно другого лица или предмета. Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам.

6.Конструирование

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Тематическое планирование.

№ п/п

Названия разделов

Количество занятий

Числа

11

Величины и их измерение

3

Элементы геометрии

3

Элементы логического мышления

4

Пространственные и временные отношения

9*

Итого

30 занятий

Примечание: данный курс построен с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, в связи с этим программой не предусмотрено последовательное изучение указанных тем целыми блоками. Календарно-тематическое планирование составлено таким образом, что суммарное количество занятий за учебный год по указанным выше темам соответствует количеству занятий в тематическом планировании.

Календарно-тематическое планирование

(По программе – 30 занятий при 1 занятии в неделю)

п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятий

Плановые сроки изучения материала

Скорректиро

ванные сроки изучения материала

1 четверть – 4 часа.

«Моя математика» - часть 2 (15 часов).

1.

Один и два, первый и второй.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебника (под руководством учителя), называть месяцы осени. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

04.10.18г.

2.

Три, трое, третий.

11.10.18г.

3.

Осень.Игры дома и во дворе.

18.10.18г.

4.

Четыре, четверо, четвертый.

25.10.18г.

2 четверть – 8 часов.

5.

Зима. Декабрь.

Развивать пространственные и геометрические представления. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Определять место каждого числа в последовательности от 1 до 6.Соотносить цифру и число. Выполнять задания творческого и поискового характера. Ориентироваться в пространстве, в правильной последовательности называть зимние месяцы. Совместно оценивать результат работы.

08.11.18г.

6.

Ориентирование в пространстве.

15.11.18г.

7.

Геометрические фигуры.

22.11.18г.

8.

Пять, пятеро, пятый.

29.11.18г.

9.

Легче, тяжелее.

06.12.18г.

10.

Зима. Январь. Лыжная прогулка.

13.12.18г.

11.

Лево, право.

20.12.18г.

12.

Шесть, шестеро, шестой.

27.12.18г.

3 четверть –9 часов.                                                       

13.

Сравнение предметов по ширине, длине, толщине.

Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять простые арифметические задачи на сложении е и вычитание с опорой на рисунок. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Прогнозировать результаты своей деятельности. Называть последовательно осенние, зимние и весенние месяцы , дни недели. Закреплять представления о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения следующего и предыдущего числа. Запомнить названия новых геометрических фигур.  Уметь сравнивать предметы известными способами. Пересчитывать множество предметов двойками и тройками.

10.01.19г.

14.

Счет двойками и тройками.

17.01.19г.

15.

Семь, семеро, седьмой. Играем, считаем.

24.01.19г.

«Моя математика» - часть 3 (14 часов).* 

16.

Часть 3..Дни недели.

31.02.19г.

17.

Весна. Бумажный кораблик.

07.02.19г.

18.

Восемь, восьмой.

14.02.19г.

19.

Точки и линии.

28.03.19г.

20.

Точки и линии.

07.03.19г.

21.

Девять, Девятый.

14.03.19г.

4 четверть  - 8 часов.

22.

Девять, Девятый.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Сравнивать, называть числа в пределах 10. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке. Называть дни недели и месяцы по порядку. Выполнять задания творческого и поискового характера. Совместно оценивать результат работы.

21.04.19г.

23.

Целое и части. Играем, считаем.

04.04.19г.

24.

Задачи. Сложение и вычитание.

11.04.19г.

25.

Десять, десятый.

18.04.19г.

26.

Весна. Апрель. Первые цветы.

25.05.19г.

27.

Сравнение. Больше. Меньше. Столько же.

02.05.19г.

28

Решение задач.

16.05.19г.

29

Весна. Май. Первая гроза.

23.05.19г.

Итого

29 часов.

Примечание: 09.05.2019 - праздничный день и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 30 занятий по программе запланировано 29 занятий. *Тема «Пространственные и временные отношения»  (9 ч.) выполнена за счет уплотнения дидактических единиц(8ч.).

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция для учителя:

  • М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 2, Баласс 2016г.
  • М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс 2016г.
  • М.В. Корепанова, С.А. Козлова,     О.В. Пронина, Методические рекомендации к пособию "Моя математика" (5-6 лет), Баласс 2016г.
  • Наглядно-демонстрационные материалы: «Цифры»,  «Времена года», «Дни недели», «Геометрические фигуры»

Книгопечатная продукция для обучающихся:

  • М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 2, Баласс 2016г.
  • М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс 2016г.

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28 .08.2018 г. №1  

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_________ Павлик Н.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_________ Лобанова М.И.

 29. 08. 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

Рабочая программа по курсу "Адаптация детей к условиям школьной жизни"

Предлагаю РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ для учителя начальной школы для организации и проведения курса "Адаптация детей к условиям школьной жизни"....

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...

Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» (для детей 6-7 лет)

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая мат...