Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Математика
(30 занятий в год - 1 занятие в неделю)
(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа математического развития дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между уровнем дошкольного образования и уровнем начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_3.matematika_2018g.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
(30 занятий в год - 1 занятие в неделю)
(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)
Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа математического развития дошкольников обеспечивает преемственность в обучении между уровнем дошкольного образования и уровнем начального общего образования.
Основная цель данного курса – интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления и элементарных математических понятий и представлений.
Основными задачами курса являются:
1. Научить детей объяснять, обосновывать свои действия в процессе выполнения заданий, осмысливать и обобщать свой познавательный опыт,
2. Научить детей взаимодействовать друг с другом, взрослыми, а также работе с доступными им источниками информации.
3.Способствовать формированию интеллектуальных возможностей, развитию наглядно-образного, а затем элементарного абстрактного и логического мышления.
4.Приобретать знания о множестве, числе, величине, форме,пространстве и времени, как основы математического развития.
5.Формировать простейшие графические умения и навыки.
6.Овладевать математической терминологией.
7.Сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы - изучение математики имеет особое значение в развитии дошкольника. Приобретенные знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету в школе, а также необходимыми для их применения в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение математики отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.
Система оценивания и формы контроля: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Для достижения требуемых результатов обучения занятия математикой строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать и делать выводы.
Планируемые результаты освоения предмета.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Считать до 10 в прямом и обратном порядке.
- Соотносить запись чисел 1 -10 с количеством и порядком предметов.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Показывать правую, левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
- Сравнивать предметы по длине, ширине, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.
- Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и другим свойствам.
- Использовать в речи временные понятия: месяц, вчера, сегодня, завтра; времена года.
К концу обучения по данной программе основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы;
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать логические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- решать арифметические ребусы.
Метапредметные результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- познавательный интерес;
- готовность использовать полученные умения в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- критичность мышления.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Содержание учебного предмета.
Общие понятия.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение отдельных предметов на основе заданных признаков, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными признаками (свойствами).
Отношения.
Сравнение количества предметов в группах: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
В курсе выделяются несколько содержательных линий:
1.Числа
Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счёта. Счёт в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.
2.Величины и их измерение
Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание
3.Элементы геометрии.
Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур; придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.
4.Элементы логического мышления
Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения: закономерности из геометрических фигур. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств; моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое, выделение части из целого.
5.Пространственные и временные отношения.
Ориентация в пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–внизу, впереди–сзади, близко–далеко, выше–ниже и т.д. Ориентация в пространстве относительно себя. Ориентация в пространстве относительно другого лица или предмета. Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам.
6.Конструирование
Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
Тематическое планирование.
№ п/п | Названия разделов | Количество занятий |
Числа | 11 | |
Величины и их измерение | 3 | |
Элементы геометрии | 3 | |
Элементы логического мышления | 4 | |
Пространственные и временные отношения | 9* | |
Итого | 30 занятий |
Примечание: данный курс построен с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, в связи с этим программой не предусмотрено последовательное изучение указанных тем целыми блоками. Календарно-тематическое планирование составлено таким образом, что суммарное количество занятий за учебный год по указанным выше темам соответствует количеству занятий в тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование
(По программе – 30 занятий при 1 занятии в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме | Даты занятий | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректиро ванные сроки изучения материала | |||
1 четверть – 4 часа. | ||||
«Моя математика» - часть 2 (15 часов). | ||||
1. | Один и два, первый и второй. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебника (под руководством учителя), называть месяцы осени. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | 04.10.18г. | |
2. | Три, трое, третий. | 11.10.18г. | ||
3. | Осень.Игры дома и во дворе. | 18.10.18г. | ||
4. | Четыре, четверо, четвертый. | 25.10.18г. | ||
2 четверть – 8 часов. | ||||
5. | Зима. Декабрь. | Развивать пространственные и геометрические представления. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.п.) устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Определять место каждого числа в последовательности от 1 до 6.Соотносить цифру и число. Выполнять задания творческого и поискового характера. Ориентироваться в пространстве, в правильной последовательности называть зимние месяцы. Совместно оценивать результат работы. | 08.11.18г. | |
6. | Ориентирование в пространстве. | 15.11.18г. | ||
7. | Геометрические фигуры. | 22.11.18г. | ||
8. | Пять, пятеро, пятый. | 29.11.18г. | ||
9. | Легче, тяжелее. | 06.12.18г. | ||
10. | Зима. Январь. Лыжная прогулка. | 13.12.18г. | ||
11. | Лево, право. | 20.12.18г. | ||
12. | Шесть, шестеро, шестой. | 27.12.18г. | ||
3 четверть –9 часов. | ||||
13. | Сравнение предметов по ширине, длине, толщине. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять простые арифметические задачи на сложении е и вычитание с опорой на рисунок. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Прогнозировать результаты своей деятельности. Называть последовательно осенние, зимние и весенние месяцы , дни недели. Закреплять представления о понятиях «следующее» и «предыдущее» число и правилах получения следующего и предыдущего числа. Запомнить названия новых геометрических фигур. Уметь сравнивать предметы известными способами. Пересчитывать множество предметов двойками и тройками. | 10.01.19г. | |
14. | Счет двойками и тройками. | 17.01.19г. | ||
15. | Семь, семеро, седьмой. Играем, считаем. | 24.01.19г. | ||
«Моя математика» - часть 3 (14 часов).* | ||||
16. | Часть 3..Дни недели. | 31.02.19г. | ||
17. | Весна. Бумажный кораблик. | 07.02.19г. | ||
18. | Восемь, восьмой. | 14.02.19г. | ||
19. | Точки и линии. | 28.03.19г. | ||
20. | Точки и линии. | 07.03.19г. | ||
21. | Девять, Девятый. | 14.03.19г. | ||
4 четверть - 8 часов. | ||||
22. | Девять, Девятый. | Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Сравнивать, называть числа в пределах 10. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке. Называть дни недели и месяцы по порядку. Выполнять задания творческого и поискового характера. Совместно оценивать результат работы. | 21.04.19г. | |
23. | Целое и части. Играем, считаем. | 04.04.19г. | ||
24. | Задачи. Сложение и вычитание. | 11.04.19г. | ||
25. | Десять, десятый. | 18.04.19г. | ||
26. | Весна. Апрель. Первые цветы. | 25.05.19г. | ||
27. | Сравнение. Больше. Меньше. Столько же. | 02.05.19г. | ||
28 | Решение задач. | 16.05.19г. | ||
29 | Весна. Май. Первая гроза. | 23.05.19г. | ||
Итого | 29 часов. |
Примечание: 09.05.2019 - праздничный день и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 30 занятий по программе запланировано 29 занятий. *Тема «Пространственные и временные отношения» (9 ч.) выполнена за счет уплотнения дидактических единиц(8ч.).
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция для учителя:
- М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 2, Баласс 2016г.
- М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс 2016г.
- М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина, Методические рекомендации к пособию "Моя математика" (5-6 лет), Баласс 2016г.
- Наглядно-демонстрационные материалы: «Цифры», «Времена года», «Дни недели», «Геометрические фигуры»
Книгопечатная продукция для обучающихся:
- М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 2, Баласс 2016г.
- М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В.Пронина. Моя математика. Пособие для старших дошкольников (5-6 лет). Часть 3, Баласс 2016г.
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
- Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
- http://ped-kopilka.ru/,
- http://www.pedobsh.ru/leader/,
- http://a-sokolova.ru,
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28 .08.2018 г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_________ Павлик Н.А.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_________ Лобанова М.И.
29. 08. 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
Рабочая программа по курсу "Адаптация детей к условиям школьной жизни"
Предлагаю РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ для учителя начальной школы для организации и проведения курса "Адаптация детей к условиям школьной жизни"....
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)
Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...
Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...
Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» (для детей 6-7 лет)
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая мат...