Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
рабочая программа (математика, подготовительная группа) по теме

Кошина Ольга Ивановна

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progjhngjramma7.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Цель: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Задачи:

  1. развитие познавательных способностей.
  2. развитие общеучебных умений.
  3. развитие общеучебных навыков.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте о 6 до 7 лет.

Курс включает 72 занятия: 2 занятия в неделю, 72 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей). Продолжительность занятия составляет 30-35 минут.

Каждое занятие состоит из семи частей:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследование учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (2-3 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминки, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.        

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10 минут)

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способмтвуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3минуты)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных функций одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут)

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит свое зрение..

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (5-10 минут)

Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно дети составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.

Для проведения занятия используются следующие методы: словесные, наглядные, игровые.

На различных этапах занятия используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы занятий.

Программа включает в себя:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задание на развитие логического мышления.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нудного пути.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

В рабочие тетради включены упражнении на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задании, дошкольники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.

В результате таких упражнений дошкольники осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

        ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

        Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания математического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий;

- выбор фигур нужной формы и восстановление целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур;

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданий с целью выявления замаскированного рисунка;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображении способствует и работа с изографами  и числографами.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнении, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Система, представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображении.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, что так важно для подготовки детей к школе.

Формирование общей способности искать и находить новее решения.

РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ

Развитие речи.

Развитие мышлении в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий АСПЕКТ

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определенном порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 14 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объема материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Таким образом достигается основная цель обучении – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Для реализации  содержания  автор программы использует методическое пособие. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика и рабочие тетради в двух частях.

        В авторскую программу изменения не внесены.

Занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются занятия неучебного характера. Серьёзная работа принимает форму игру, что очень заинтересовывает и привлекает дошкольников.

        В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта  разнообразия: по содержанию и по сложности решения задач.

Основное время на занятии занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые занятия могут не ограничиваться во времени, сколько ему нужно. «Сильные» дети могут работать в тетрадях индивидуально.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной.

Для проведения занятий по РПС разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:

- двух рабочих тетрадей на печатной основе;

- методического руководства для руководителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях;

- программа курса.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей дошкольников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах выполнения заданий можно допускать угадывание ответа, решения, , но тут же постараться повести к обоснованию ответа.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий. В то же время не следуют предъявлять жестоких требований.

Проверка самостоятельной деятельности дошкольников предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых дошкольниками способов решения, уточнение способов решения и рассуждений. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития.

Тематическое планирование

Месяц

занятия

Кол-во занятий

Формируемые понятия

Источник

Неделя

СЕНТЯБРЬ

I

№1

2

Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 2

2

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

III

№3

2

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

IV

№4

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

ОКТЯБРЬ

I

№5

2

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

II

№ 6

2

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

III

№7

2

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№8

2

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

НОЯБРЬ

I

№9

2

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 10

2

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№11

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

IV

№12

2

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

ДЕКАБРЬ

I

№13

2

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

II

№ 14

2

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

III

№15

2

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№16

2

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

ЯНВАРЬ

I

№17

2

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 18

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

III

№19

2

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№20

2

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

ФЕВРАЛЬ

I

№21

2

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 22

2

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№23

2

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

IV

№24

2

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

МАРТ

I

№25

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 26

2

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№27

2

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№28

2

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

АПРЕЛЬ

I

№29

2

Развивать быстроту  реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений

II

№ 30

2

Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

III

№31

2

Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№32

2

Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

МАЙ

I

№33

2

Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

II

№ 34

2

Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

III

№35

2

Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

IV

№36

2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие

2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь

3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе

                                    Ожидаемые результаты

В процессе прохождения курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»  дети научатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Таким образом достигается основная цель обучении – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью диагностики детей, полученной после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 72. Сопоставляя данные данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей детей.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.  Узорова О.В.  350 упражнений для подготовки детей к школе. – М.: Астрель, 2004. – 102 с.

2.  Фалькович Т.А.  Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2009. – 270 с.

4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2009. – 56 с.

5. Холодова О. за три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2009. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...

Программа дополнительного образования кружок «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

               Пояснительная записка       Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое разв...

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года

Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Умники и умницы».

Рабочая программа по обучению детей 6–7 лет.Подготовка к школе....