Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
рабочая программа (математика, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progjhngjramma7.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Цель: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Задачи:
- развитие познавательных способностей.
- развитие общеучебных умений.
- развитие общеучебных навыков.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте о 6 до 7 лет.
Курс включает 72 занятия: 2 занятия в неделю, 72 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей). Продолжительность занятия составляет 30-35 минут.
Каждое занятие состоит из семи частей:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследование учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (2-3 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминки, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10 минут)
Задания, используемые на этом этапе занятия не только способмтвуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3минуты)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных функций одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут)
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит свое зрение..
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (5-10 минут)
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно дети составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Для проведения занятия используются следующие методы: словесные, наглядные, игровые.
На различных этапах занятия используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы занятий.
Программа включает в себя:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задание на развитие логического мышления.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нудного пути.
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
В рабочие тетради включены упражнении на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задании, дошкольники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.
В результате таких упражнений дошкольники осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания математического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий;
- выбор фигур нужной формы и восстановление целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур;
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданий с целью выявления замаскированного рисунка;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображении способствует и работа с изографами и числографами.
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнении, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Система, представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательной, развивающей и воспитывающей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображении.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, что так важно для подготовки детей к школе.
Формирование общей способности искать и находить новее решения.
РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ
Развитие речи.
Развитие мышлении в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий АСПЕКТ
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 14 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом достигается основная цель обучении – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Для реализации содержания автор программы использует методическое пособие. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика и рабочие тетради в двух частях.
В авторскую программу изменения не внесены.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются занятия неучебного характера. Серьёзная работа принимает форму игру, что очень заинтересовывает и привлекает дошкольников.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности решения задач.
Основное время на занятии занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые занятия могут не ограничиваться во времени, сколько ему нужно. «Сильные» дети могут работать в тетрадях индивидуально.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной.
Для проведения занятий по РПС разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:
- двух рабочих тетрадей на печатной основе;
- методического руководства для руководителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях;
- программа курса.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей дошкольников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах выполнения заданий можно допускать угадывание ответа, решения, , но тут же постараться повести к обоснованию ответа.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий. В то же время не следуют предъявлять жестоких требований.
Проверка самостоятельной деятельности дошкольников предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых дошкольниками способов решения, уточнение способов решения и рассуждений. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития.
Тематическое планирование
Месяц | № занятия | Кол-во занятий | Формируемые понятия | Источник | |
Неделя | |||||
СЕНТЯБРЬ | I | №1 | 2 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 2 | 2 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
III | №3 | 2 | Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
IV | №4 | 2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
ОКТЯБРЬ | I | №5 | 2 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе |
II | № 6 | 2 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
III | №7 | 2 | Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №8 | 2 | Развивать быстроту реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
НОЯБРЬ | I | №9 | 2 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 10 | 2 | Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
III | №11 | 2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
IV | №12 | 2 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
ДЕКАБРЬ | I | №13 | 2 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе |
II | № 14 | 2 | Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
III | №15 | 2 | Развивать быстроту реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №16 | 2 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
ЯНВАРЬ | I | №17 | 2 | Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 18 | 2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
III | №19 | 2 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №20 | 2 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
ФЕВРАЛЬ | I | №21 | 2 | Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 22 | 2 | Развивать быстроту реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
III | №23 | 2 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений | |
IV | №24 | 2 | Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
МАРТ | I | №25 | 2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 26 | 2 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
III | №27 | 2 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №28 | 2 | Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
АПРЕЛЬ | I | №29 | 2 | Развивать быстроту реакции, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. Т.А. Фалькович Формирование математических представлений |
II | № 30 | 2 | Развивать концентрацию внимания, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
III | №31 | 2 | Тренировать внимание, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №32 | 2 | Тренировать слуховую память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе | |
МАЙ | I | №33 | 2 | Тренировать зрительную память, совершенствовать мыслительные операции, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь |
II | № 34 | 2 | Развивать логическое мышление, обучать поиску закономерностей, развивать умение решать нестандартные задачи | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
III | №35 | 2 | Совершенствовать воображение, развивать наглядно-образное мышление, учить решать ребусы, задания по перекладыванию спичек | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь | |
IV | №36 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Методическое пособие 2. О. Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика и математика. Рабочая тетрадь 3. О.В. Узорова 350 упражнений для подготовки детей к школе |
Ожидаемые результаты
В процессе прохождения курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» дети научатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Таким образом достигается основная цель обучении – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью диагностики детей, полученной после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 72. Сопоставляя данные данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей детей.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М.: Астрель, 2004. – 102 с.
2. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2009. – 270 с.
4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2009. – 56 с.
5. Холодова О. за три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2009. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»
Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...
Программа дополнительного образования кружок «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Пояснительная записка Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое разв...
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...
Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Умники и умницы».
Рабочая программа по обучению детей 6–7 лет.Подготовка к школе....