ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор большая редкость в наборе детских игрушек.
Конструктивная деятельность, несравненно, важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования. Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.
Сначала ваши дети научатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они сроят , их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vospitatelya_filimonichevoy_g.v._po_konstruirovaniyu.doc | 92.5 КБ |
programma_kruzhka_sintez.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПИЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ФИЛИМОНИЧЕВОЙ Г.В. ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ.
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ДЯТЬКОВО 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение…………………………………………...……..….…3
- Актуальность темы ………………………………………...…4
- Роль моделирования в развитии детей……………….……..5
- Содержание образовательно-игровой деятельности
по конструированию во второй младшей группе……..……7
- Использование наглядного моделирования в образовательно-игровой деятельности по конструированию в
средней группе……………………………..……….………...10
- Вывод……………………………………………….…………15
- Рекомендации воспитателя…………………………………..16
- Литература…………………………………………………….17
Введение.
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор большая редкость в наборе детских игрушек.
Конструктивная деятельность, несравненно, важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования. Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.
Сначала ваши дети научатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они сроят , их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
2. Актуальность темы:
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.
Термин конструирование (от. Латинского -построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование(комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б.М. Ребус) и образного мышления (Н.Н. Поддьяков, И.С. Якимаская). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом. Учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжности, объемности предметов, а также из структурных единиц: частей и деталей.
В своих исследованиях Л.А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применении графического моделирования в конструировании позволяет включить в самостоятельную творческую деятельность.
3. Роль моделирования в развитии детей.
Графические модели – это изображения конструкций в виде планов, чертежей, схем выступающих в роли образцов.
Все специфически детские виды деятельности: игра, лепка, рисование носят моделирующий характер (Д. Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина) т.е в них вкладываются действия по построению материальных моделей предметного мира и социальной действительности. Поэтому способность к построению модельных представлений в той или иной степени спонтанно формируются у всех детей. Однако развитию способностей значительно способствует целенаправленное обучение.
Одним из видов деятельности, наиболее благоприятным для формирования действий наглядного пространственного моделирования является конструирование. Наибольший эффект обучения достигает когда вводится в этот процесс построение и применение графических моделей.
Моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувствительного материала по очищению от случайных моментов. (В.В. Давыдов).
В современной научнопедагогичекой литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают что именно наглядные модли являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Н.Л. Холизеева).
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и другие доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Конструирование наиболее благоприятный вид деятельности детей направленный на формирование действий наглядного пространственного моделирования.
В своей работе с детьми я отвожу конструированию значительное место во всех возрастных группах, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек, при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметрическое их расположение.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
4. Содержание образовательно-игровой деятельности по конструированию во второй младшей группе.
Конструктивная деятельность детей во II младшей группе в значительной степени связана с сюжетной игрой, а создаваемые детьми постройки, как правило, носят условный характер и лишь общей формой напоминают конструируемый предмет. В них воспроизводятся главным образом элементы, конструкции, существенные для игры. Но даже такое условное сооружение создается путем определенной организации пространства объединения между собой всех частей постройки, что требует от детей умения осуществлять сравнительно точную ориентировку в свойствах и отношениях предметного мира умение создавать верные образы воспринимаемых объектов, представляемых мысленно и создаваемых в воображении.
Одной из основных задач обучения конструированию детей второй младшей группы является формирование у них необходимых технических умений навыков работы с объемным деревянным строительным материалом, постепенный перевод их от игрового, манипулятивного и условного использования этого материала к функциональному его применению для построения простейших конструкций. Занятия в этой возрастной группе проводятся по перспективному плану и начинаются со знакомства детей со свойствами материала.
Так на первом игровом обучающем занятии рассматриваем и называем все имеющиеся в наборе детали, давая простейшие пояснения типа: «Это кубик» он толстый со всех сторон одинаковый, а это кирпичик, он потоньше, «Вытянутый» и так далее. Для закрепления провожу несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца, а так же на различие величины и цвета деталей. И только после этого дети по образцу строят стол, стул и кроватку при этом все постройки обязательно обыгрываются.
На следующих занятиях я знакомлю детей с разными способами соединения деталей при построении широких и узких дорожек (широкая для машины, узкая для пешеходов).
Даю представление о протяженности предметов по высоте. Строим высокий и низкий заборы. При этом обращаю внимание на связь между конструкцией предмета и его назначением. Так низкий заборчик может быть для песочницы, а высокий для загона зверей в зоопарке.
Для того чтобы закрепить навык точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию я предлагаю детям строительство комбинированного заборчика. Где так же знакомлю детей с ритмическим чередованием в постройке двух разных положений кирпичиков на короткую – узкую сторону и на узкую – длинную сторону.
Для того чтобы научить детей в этой группе замыкать пространство, придавая ему определенную форму я использую на организованной обучающее - игровой деятельности линейную схему.
Так при просмотре замкнутой загородки с дверью я предлагаю я предлагаю детям простейший план загородки для организации ориентировки в ее пространственных особенностях (форме, местоположении двери, поворотов).
Дети рассматривают имеющийся у них план загородки, обводят их форму, показывают место двери, как стоят кирпичики на углах. И только после этого строят всю загородку в целом, размещая в садике разные игрушки.
На последующих занятиях я учу детей строить простые перекрытия: ставить опоры и класть на них перекладину. Показываю как перекладина должна лежать на опорах, что бы постройка получилась прочной, устойчивой. Для этого я предлагаю детям такие темы занятий «строительство ворот», «строительство ворот с украшениями ».
На всех вышеуказанных занятиях я всегда предлагаю образец, поэтому так же приучаю детей соотносить свою постройку с имеющимся образцом. Вместе с детьми анализируем образец, выделяя в нем основные функциональные части, имеющие своё особое назначение.
Например, при строительстве горки, анализируя образец постройки, дети выделяют спуск, площадку и лесенку. А так же строение частей горки, состав деталей, особенности их размера, формы и расположения.
При постройке мостов для машин и для пешеходов продолжаю обучать детей выделению в образце постройки основных функционально значимых частей предмета. (Мост для пешеходов требует построения ступенек, перил, а мост для машин должен иметь въезд и спуск в виде горки).
На занятиях по конструированию мостов так же закрепляю с детьми пространственным понятиям: сверху, снизу, по обеим сторонам напротив.
В планировании работы по конструированию я так же предлагаю детям конструирование по замыслу. Эти занятия развивают воображение детей, умение вносить элементы нового в освоенные ранее постройки. А так же постепенно, шаг за шагом знакомлю детей с основными этапами разработки конструктивного замысла.
Анализируя работу детей на организованной обучающие – игровой деятельности можно отметить, что дети во второй младшей группе уже могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала, хотя способы их реализации еще не совершенны, а постройки схематичны и условны. Это связано с тем, что дети не умеют достаточно точно анализировать предметы и не обладают тонкими и дифференцированными двигательными навыками, необходимыми для передачи особенностей объекта при использовании строительного материала. В этом возрасте ребенок еще не пытается исправить допущенные ошибки, довольствуется весьма приблизительным сходством с действительностью, а то, что не удалось воплотить в конструкции, дополняет жестами, словесными высказываниями. Вместе с тем дети в этом возрасте открывают для себя возможность конструировать разными способами (путем замены мелких деталей на более крупные или пристраивая мелкие детали).
Хотя малыши еще затрудняются отделить способ действий (как делать постройку) от содержания деятельности (что конструировать), они могут ориентироваться на способ выполнения задания и руководствовать им в работе.
Диагностические задания, которые были проведены в конце второй младшей группе показали что дети различают и правильно показывают основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма), понятия (низкий, высокий, широкий, узкий, длинный, короткий); Умеют конструировать по готовому образцу; Сооружают элементарные предметные конструкции (заборчики, ворота, мебель, дома), состоящие из 2-3 частей.
Дети также научились обследовать образец в определенной последовательности. Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчая детям конструирование.
Требуют диагностической работы дети, которые к 4 годам не научились выделять основные части предмета (у дома-стены, окна, дверь, крыша), а также так же различают эти части по величине и форме, установить пространственные отношения относительно друг-друга, подбирать детали соответствующей формы и величины для создания 3-5 несложных конструкций, состоящих из 2-3 основных частей.
5. Использование наглядного моделирования в образовательно-игровой деятельности по конструированию в средней группе.
У детей в средней группе (4-5 лет) происходит интенсивное развитие конструктивной деятельности из строительного материала, её основных элементов (замысла, способов конструирования). Разнообразнее становятся детские конструкции, их сюжеты, но замыслы еще не достаточно отчетливы и устойчивы. Для работы в средней группе на основе программы «Развитие» Л.А. Венгера был разработан перспективный план работы по конструированию.
В отличии от малышей, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) самостоятельно и по собственному желанию конструируют на занятиях.
Основным способом формирования представлений о конструируемых объектах и овладение действиями с материалом являются анализ образца, показ способа действий конструирования постройки, а так же схема образца, которая считается одним из видов наглядного моделирования.
Свою работу по конструированию в средней группе я начала со знакомства детей с основными этапами разработки замысла. Для облегчения работы над замыслом я предлагаю детям зарисовать то, что они будут строить. Следующим этапом на организованной обучающей–игровой деятельности будет знакомство детей с графическим замещением деталей.
Для работы над этой сложной задачей хорошо использовать игровых персонажей (например, Буратино), с помощью которого привлекаю внимание детей к демонстрационным предметам, лежащим на столе. Нужно назвать эти предметы, сравнить их между собой по форме, обвести их контур (вид спереди), и обязательно обыграть появление вместо этих предметов их упрощенных графических изображений. (Вместо мяча – круг, вместо пирамидки – треугольник, вместо книги - прямоугольник). После разных предметов предлагаю рассмотреть строительные детали и обозначить словами (квадрат, прямоугольник, треугольник), те стороны деталей, которые прямо обращены к ребенку (вид спереди) и зарисовать их. Для решения этой задачи отводится не менее 5-6 занятий. Где отрабатывается умение детей изображать строительную деталь сначала «на глаз», потом путем её обведения по контуру карандашом. Так же знакомлю с трафаретами, прорези которых соответствуют размерам сторон деталей в масштабе 1:1 или использую лекала в таком же масштабе. Показываю способы их применения для узнавания деталей и их изображения на бумаге.
Когда дети уже научатся пользоваться трафаретом, можно показать как объединять отдельные графические заместители в целую схему (модель) изображающую постройку из двух-трех фигур.
Вместе с детьми учимся так же изображению деталей сначала с двух позиций (вид спереди – прямо, вид с верху) затем с трех позиций где добавляем вид сбоку.
На организованной обучающей–игровой деятельности детям очень нравится задания, где они учатся соотносить реальный объект со схемой. Ребята выбирают из нескольких схематических изображений то, которое соответствует конструкции предметного образца.
Когда дети находят нужную схему все лишнее убирается, так же убирается и конкретный образец. И уже по схеме воспроизводится постройка (машины, горки, домики и др.)
В средней группе так же знакомлю детей еще с одним видом наглядного моделирования – контурной схемой.
Работу с контурной схемой мы с детьми начинаем сначала на плоских фигурах. Детям предлагается схема, где из геометрических фигур показано изображение какого-то животного. Каждому ребенку раздается по одному схематическому рисунку животного, предлагается внимательно рассмотреть и назвать его, выбрать нужные детали и составить из них фигуру, моделирую внешний вид животного. Сначала дети моделируют по образцам, затем образцы убираются, а детям предлагается изобразить своего любимого животного с помощью имеющихся деталей.
Когда дети научатся моделировать из плоских фигур по расчлененной схеме, тогда можно предложить им для решения конструктивной задачи постройку моста для машины. Пользоваться двумя видами схем:
а) контурно изображающих основные части заданного предмета;
б) конкретно изображающих состав строительных элементов и их расположение в конструкции каждой части предмета.
Для решения этой задачи мы рассматриваем несколько рисунков или фотографий, изображающих мосты разного назначения и вида. Соотносим с рисунками контурную схему моста для машин, в которой можно видеть опоры, спуски и пролет, т.е. все основные функционально – структурные части сооружения.
Затем показываю другую схему, в которой показано, как и из каких деталей каждая часть моста будет сооружаться.
Во время работы детей над данной задачей, я обязательно оказываю индивидуальную помощь в организации действий соотнесения постройки со схемой.
Способности детей наглядному моделированию формируются когда они во время игры строят по разным схемам: по контурной, (с расчленением) как было описано выше, по схеме «вид спереди», а так же по линейной схеме «вид сверху».
Использование разных схем для постройки выбирается в зависимости оттого, что строят дети. Так например в конструировании по схемам загородки с воротами нужно показать детям, что в работе над этой композицией удобно использовать 2 разные схемы: одна линейная –«вид сверху» для загородки, вторая – «вид спереди» - для ворот . Первая дает наиболее полное представление о контурах пространства, огороженного загородкой , и местоположение в ней ворот, а вторая – полно показывает состав и расположение деталей, из которых ворота должны быть построены.
В данном возрасте при постройке необходимо предлагать детям образец постройки и учить соотносить схемы с конкретным образцом всей постройки в целом. Ведь основными способами формирования представлений о конструируемых объектах и овладения действиями с материалом являются анализ образца, схемы или условий конструктивной задачи и показ способа действий конструирования постройки. Дети 4-5 лет обычно стремятся к верной передаче через конструкцию реального объекта.
Развивающее значение обучения возрастает, когда дети строят графические модели самостоятельно. Они как бы создают две модели объекта: одну в виде графического изображения, а другую из строительного набора.
Как описывалось ранее такие схемы в средней группе в основном предлагаются детям в готовом виде.
Более сложная задача для детей, это самостоятельно создать схему. В средней группе такие схемы создаются в процессе конструирования по собственному замыслу.
На схеме предмет изображается упрощенно: передается его общая конфигурация, состав и пространственное размещение его основных частей.
Во время построек по собственному замыслу необходимо стимулировать возникновение новой постройки. Учить детей обдумывать заранее некоторые компоненты замысла. Обязательно нужно предложить план обдумывания замысла: что будут строить, для чего служит этот предмет, какой материал нужен для его строительства. Затем предлагаю зарисовать этот предмет, придумать ему название, какую-нибудь историю про него. Далее дети воспроизводят свой замысел в постройке.
Всю образовательную работу по конструированию я строю на основе диагностических данных которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее а так же разработать систему индивидуального развития каждого ребенка в первом квартале учебного года, после того как дети на-первых 4-5 занятиях получат представление о том как выглядят в изображении на бумаге наиболее используемые в конструировании детали (кубик, кирпичик, брусок и др.) и научатся с помощью специальных трафаретов и лекал определять вид деталей (спереди, сбоку, сверху), переносить его на бумагу, а также составлять простейшие схемы построек (только вид спереди) из двух трех деталей.
Было проведено диагностическое занятие «Угадай что нарисовано». Дети с удовольствие играли в эту игру, хорошо узнавали детали по чертежу, но не всегда точно самостоятельно воспроизводили простые конструкции по их схематическому изображению. В своих действиях не всегда были самостоятельны, приходилось напоминать способ соотнесения деталей с их изображением на схеме. Поэтому большое внимание на организованно-обучающей деятельности нужно будет уделить конструированию по схемам. Так как сопоставление схемы предмета с образцом обычно помогает детям правильно с ориентироваться в особенностях предмета, выделить в нем основные части и определить из каких строительных деталей они могут быть построены.
ВЫВОД.
Использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений. Использование трафаретов, лекал дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи в более короткие сроки и на более высоком уровне, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.
Рекомендации воспитателям:
- Всю организованно-образовательную деятельность проводить в игровой форме, создавать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием. Использовать занимательные стихи о деталях конструктора.
- Элементарные наглядные модели (линейные схемы) использовать только после того, когда дети будут хорошо знать основные детали конструктора.
- Включать в процесс построения графических моделей трафарет, выполненный из прозрачного материала. Прозрачность шаблона дает возможность видеть весь чертеж одновременно и корректировать его построение. Или же использовать лекала размеры, которых должны строго соответствовать размерам строительного материала.
- Что бы дети лучше усвоили наглядные модели в самостоятельной деятельности предлагать трафареты, лекала, конструктор. Самой включаться в игры детей, давать им понять что и меня тоже интересует конструирование.
- В работе с детьми не использовать слово модели, а использовать понятные детям слова: рисунок, фотография.
- Приобрести для группы строительный материал в нужном количестве, а так же разнообразные мелкие игрушки для обыгрывания построек.
- При совместном конструировании с детьми стремитесь как бы предварять детские замыслы идти немного впереди, то что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он это уже делает самостоятельно.
Литература:
- Л.А. Венгер «Построение графических моделей как средство развития способности к наглядному моделированию».
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».
- Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М. 1988г..
- Л.А. Венгер «Замки нашего двора».
- Леон Лоренсо С., Л.М. Халичеева «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника – психолого педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду» М. 1979
- Программа Л.А. Венгера «Развитие» М. 2000г.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Воспитатель: Филимоничева Г.В.
Программные задачи:
- Развивать умения детей создавать постройку, точно следуя ее графической модели (схеме).
- Упражнять в чтении схем- разверток строительных деталей.
- Познакомить детей с графическими изображениями бруска с трех позиций (вид спереди – прямо, вид сверху, вид с боку).
- Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, желание использовать для построек разнообразные строительные детали.
Материал:
- Демонстрационный: схемы – развертки строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина, кольцо, цилиндр, призма), ширма для показа сказки.
- Раздаточный материал: строительные детали – призма, 2 кирпичика, 2 кубика, брусочек, пластина, конус, цилиндр;
Фотоаппараты (сделанные из картона), карандаши, схемы для построек, бумага.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Сегодня мы вместе с вами поиграем в сказку. Хотите?
Итак, мы начинаем:
Как то Кубик в лес пошел,
Там Кирпичика нашел.
Взявшись за руки детали
По тропинке побежали.
А на встречу скок поскок
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок:
«Детали, вы цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком!» А кирпичик удивился:
«Нам на встречу он катился!» -
«Ну теперь пора идти,
Надо Призму нам найти,
Видел я её без дела она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках!»
Воспитатель: А дальше, ребята вот что началось. Из-за фотографий, которые были у Пластин в руках все Детали поссорились. И не могу ни как разобраться, где чья фотография. Давайте мы поможем им разобраться и помириться.
Показываю схемы – развертки изображений деталей из трех позиций (спереди, сверху и сбоку). Дети соотносят детали со схемами – развертками. При этом напоминаю, что на листе изображена одна и та же деталь, только на нее смотрели с разных сторон, поэтому получилось три фотографии, с одной стороны она видится так, а с другой иначе.
Когда имеющиеся фотографии соотнесут с деталями, выходит Брусок, который плачет.
Воспитатель обращается к Брусочку:
«Кто тебя обидел? В чем дело?»
Брусочек: «Все нашли свои фотографии, а мои нет. Я тоже хочу, что бы у меня была фотография. Ребята, может вы мне поможете? Я и фотоаппараты вам принес, сделайте пожалуйста и мне фотографии».
Сюжетно-ролевая игра «Фотографы». Дети фотографируют и с помощью лекал зарисовывают изображения бруска с трех позиций.
Физминутка: «Веселые человечки».
Воспитатель: Ребята Деталям очень понравилось у нас в гостях. И они решили сделать вам подарок все вместе построили много разных построек и передали вам их фотографии. Давайте мы с вами посмотрим фотографии и построим каждый свою постройку.
Детям индивидуально раздаются схемы и они выполняют постройку.
Подводится итог занятия.
Воспитатель: Деталям очень понравилось у нас играть. Они с вами прощаются. До свидания.
Svetlyachok-dyatkovo@yandex.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Разработка программы кружка «Синтез» обусловлена поиском путей совершенствования процесса логико-математической подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей.Занятия кружка строятся на принципах развивающего обучения, которые реализуются через организацию диалогового общения, освоение ребенком способов познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий. В формировании у детей математических представлении широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр.
Цель программы:
- формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
- Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Развивать умение детей выделять существенные признаки∙ предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;
- Развивать умение высказывать простейшие собственные
- Совершенствовать произвольное внимание, память; суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и∙ умений.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию логико-математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Педагогическая целесообразность. Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задания на развитие логического мышления и др. На изучение каждой темы отводится определённое количество времени, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала. Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля, за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам. Основными методами, используемыми в период логико-математической подготовки детей к обучению в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать логико-математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д. Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме того, дошкольники учатсяобобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к обучению в школе.
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей посещающих ДОУ.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 72 занятия.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-30 мин.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе: - данных планового мониторинга уровня логико-математического развития детей в ДОУ (сентябрь и май);
- наблюдений за ребёнком ;
- бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей. Формы подведения итогов реализации программы:
1 этап – выступление на родительском собрании, открытое занятие кружка, анкетирование;
2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, фоторепортаж фрагментов занятий. Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми – организованная образовательная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей и индивидуальных особенностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.
Формы и методы проведения занятий:
индивидуальная работа,
работа в малых группах;
коллективная работа;
работа по образцу различной сложности;
обобщение и сравнение;
актуализация личностного опыта в беседе, побуждение к рефлексивной деятельности.
Условия реализации программы.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровыеситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки.
СЕНТЯБРЬ
1 |
| Развитие избирательности зрительного внимания Развивать у детей логическое мышление |
| Анализ и синтез предметов сложной формы Развитие у детей зрительного внимания Развитие логического мышления у детей | |
2 |
| Развивать слуховое внимание у детей. Упражнять в счете. Анализ и синтез предметов сложной формы Развитие ориентировки во времени |
3 |
| Развитие у детей мышления Анализ и синтез предметов сложной формы. Упражнение в счете |
ОКТЯБРЬ
1 |
| Вызвать у детей интерес к игре-головоломке, желание с ней заниматься Анализ и синтез предметов сложной формы Развитие у детей мышления |
2 |
см. приложение | Развивать у детей умение анализировать представленные схемы. Упражнять в счете, ориентировке в пространстве Развивать у детей зрительное внимание Развитие зрительного внимания |
3 |
| Развивать у детей умение ориентироваться по схеме Развитие концентрации зрительного внимания Развивать у детей слухового внимания, мышления |
4 |
| Развивать у детей воображение. Упражнять в ориентировке, счете Развитие избирательности зрительного внимание |
5 |
| Воспитывать умение работать парами Развивать у детей внимание, познавательную активность |
6 |
| Развивать у детей зрительное внимание Анализ и синтез предметов сложной формы Упражнять в составлении из двух меньших чисел одного большого |
7 |
Тетрадь стр.15 | Учить детей анализировать мыслить Упражнять детей в счете. Учить записывать решение с помощью цифр. |
8 |
| Учить детей делать умозаключение. Развивать логическое мышление Развивать у детей внимание. Упражнять в счете. Упражнять в составлении из двух меньших числа 4,5 и раскладывать числа 4,5 на 2 меньших числа |
НОЯБРЬ
1 |
| Закреплять знание детей о геометрических фигурах. Умение классифицировать фигуры по разным признакам. Упражнять в составлении из двух меньших чисел числа 6. Развитие зрительного внимания |
2 |
| Развивать у детей умение работать по схеме Учить детей самостоятельно, практическим путем сравнивать массу тел, делать выводы и умозаключения |
3 |
| Развивать у детей зрительного внимания Развитие концентрации зрительного внимания Развивать у детей умение рассуждать, отвечать на вопросы |
4 |
| Развивать умение работать в парах. Развитие воображения при придумывании рисунка. Анализ и синтез сложной формы. Закрепить умение составлять число 7 разными способами |
5 |
| Развивать у детей воображение Продолжать развивать у детей умение делать умозаключение Развивать у детей произвольное внимание |
6 |
| Вызывать у детей желание играть с новой игрой Упражнять в составлении из двух чисел число 8 и раскладывании числа. Уметь объяснять свое решение |
7 |
| Развивать зрительное внимание, мышление Упражнять в составлении числа 9 из двух меньших чисел и раскладывании числа 9 на два меньших числа |
8 |
| Продолжать учить детей работать в парах. Развивать воображение Поиск недостающей фигуры Развитие логического мышления |
ДЕКАБРЬ
1 |
| Развитие у детей произвольного внимания. Упражнять в счете. Развитие зрительного внимания Вызвать интерес детей к решению задач |
2 |
| 1 группа задачи- смекалки на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. Развитие логического мышления.развитие зрительного внимания. Закрепить знание о составе числа 10 |
3 |
| Развивать умение составлять задачу по рисунку и решить ее Развивать внимание Закрепить умение записывать и читать примеры на сложение и вычитание. Закрепить навыки счета. |
4 |
| Развивать у детей умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия Развивать слуховое внимание |
5 |
| Развивать логическое мышление Развивать у детей умение видеть закономерность в рисунках |
6 |
| Упражнять детей в умении записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр Продолжать учить составлять и решать задачи на основе практической деятельности |
7 |
| Продолжать учить детей работать по парам , развивать воображение Развитие логического мышления |
8 |
| Развитие логического мышления |
ЯНВАРЬ
1 |
| Упражнять умение детей записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр Анализ и синтез предметов сложной формы |
2 |
| Развитие внимания Упражнять в сложении и вычитании |
3 |
| Упражнять детей в сложении и вычитании чисел Развитие воображения |
4 |
| Упражнять детей в составе чисел из двух меньших |
5 |
| Развивать логическое мышление Закреплять знания детей по составу числа из двух меньших |
6 |
| Развитие произвольного мышления Развитие мышления |
ФЕВРАЛЬ
1 |
| Развитие воображения Упражнять в счете. Развивать зрительное внимание Развитие зрительного внимания |
2 |
| Развитие воображение Развивать у детей мышление Упражнять в счете. Развивать внимание |
3 |
см. приложение
| Учить детей находить закономерность и продолжить сериационный ряд Продолжить учить детей совершать арифметические действия сложения и вычитания Развитие логического мышления |
4 |
(времена года) тетрадь стр.47
Построй свою фигуру | Продолжить учить детей делать умозаключения Развивать у детей воображение, мышление, творчество |
5 |
| Упражнять детей в счете. Развивать мышление Упражнять в составлении задач по картинке. Учить выделять числовые данные и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов Учить ориентироваться в пространстве. Находить заданный предмет по словесной инструкции. Развивать умение следовать инструкции |
6 |
| Закрепит понятие о последовательности дней недели. Обозначение дней недели цифрой Ориентировка в пространстве Развивать мышление сообразительность |
7 |
см. приложение
| Развитие у детей ориентировки в пространстве Упражнять в составлении задач по указанным числовым данным Развитие мышления |
8 |
Помоги Лаптю, Соломинке спасти Пузыря см. приложение
| Развивать зрительное внимание Развивать у детей мышление, сообразительность |
МАРТ
1 |
| Развитие концентрации зрительного внимания |
2 |
| Развитие логического мышления Анализ и синтез предметов сложной формы Развитие зрительного внимания |
3 |
| Развитие произвольного зрительного внимания |
4 |
| Упражнять в счете Развитие в ориентировке Развитие концентрации зрительного внимания |
5 |
| Развитие у детей внимания Развивать умение детей решать логические задачи на основе зрительного внимания |
6 |
| Поиск недостающей фигуры по нескольким признакам |
7 |
| Учить детей записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления |
8 |
| Развитие мыслительных умений Развивать умение детей видеть закономерность расположения предметов |
АПРЕЛЬ
1 |
| Развивать у детей зрительное внимание |
2 |
| Развитие зрительного внимания |
3 |
| Задачи на изменение заданной фигуры для чего необходимо переложить указанное количество палочек Развивать умение делать умозаключения |
4 |
| |
5 |
| Развивать умение делать умозаключения |
6 |
| Развивать умение детей анализировать схемы |
7 |
| |
8 |
| Развитие наблюдательности и счета в пределах 10. Порядковые числительные |
МАЙ
1 |
| Закреплять умение составлять фигуры из частей Учить выбирать необходимый строительный материал |
2 |
| |
3 |
| Закрепить знание детей на состав числа |
4 |
| Закрепить знание и умение детей полученных на занятиях кружка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"
Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...
Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ
Сценарий сказки-драматизации "Заюшкина изубшка" для 2 младшей группы...
Тематический контроль:" Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ"
Материал расчитан на старших воспитателей(старших методистов) дошкольных образовательных учреждений. Предлагается табличная форма ведения рабочих материалов контроля....
Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников
Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ...
Консультация для воспитателей "Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями"
Консультация для воспитателей по математике...