Тематический контроль:" Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ"
методическая разработка по теме

Артюхова Мария Евгеньевна

Материал расчитан на старших воспитателей(старших методистов) дошкольных образовательных учреждений. Предлагается табличная форма ведения рабочих материалов контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта анализ знаний, умений и навыков педагога на

занятии по конструктивной деятельности.

Возрастная группа                        Количество детей    

Длительность занятия    мин       Ф.И.О. воспитателя  

Дата

п/п

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1.

 Способствует развитию речи детей(обогащение сл.запаса)

2.

Способствует овладению основными способами мыслительной деятельности детей(учит анализировать, выделять главное, сравнивать)

3.

Способствует развитию сенсорной сферы детей (развитие ориентировки в пространстве, точность и тонкость различения цвета, формы)

4.

Формирует и развивает познавательный интерес детей к занятию.

5.

Формирует и развивает самостоятельность детей на занятии.

6.

Знание педагогом программных задач для детей своей группы.

7.

Грамотный подбор наглядного материала

8.

Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия.

9.

Умение построить индивидуальную работу с детьми на занятии.

Количество вопросов: 9

Средний балл:

                                                                                                



Предварительный просмотр:

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Вопросы на контроле

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.Планирование занятий:

-использование разных видов конструирования:

-конструирование из строительного материала

-конструирование из деталей конструкторов

-конструирование из бумаги

-конструирование из природного материала

Использование различных приемов конструирования:

-по образцу

-по схеме

-по условиям

-по представлению

2.Планирование работы с детьми вне занятий

-рассматривание фотоиллюстраций, картинок с изображением различных предметов рукотворного мира

Дидактические игры на развитие мышления, памяти, внимания, пространственного анализа и воображения

Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми по темам моделирования и конструирования.



Предварительный просмотр:

Карта проверки планирования воспитательно-образовательной работы воспитателя

Вопросы на контроле

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.Планирование занятий:

-использование разных видов конструирования:

+

+

+

+

+

-конструирование из строительного материала

+

-конструирование из деталей конструкторов

+

+

+

+

+

-конструирование из бумаги

+

+

+

+

+

-конструирование из природного материала

Использование различных приемов конструирования:

-по образцу

+

+

+

+

+

+

-по схеме

+

+

+

+

-по условиям

+

-по представлению

2.Планирование работы с детьми вне занятий

-рассматривание фотоиллюстраций, картинок с изображением различных предметов рукотворного мира

+

+

+

+

Дидактические игры на развитие мышления, памяти, внимания, пространственного анализа и воображения

+

+

Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми по темам моделирования и конструирования.

+

+

+

+

+



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

План контроля

        Тема: « Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ»

Разделы плана

Содержание

Методика

1. обследование уровня развития детей

-соответствие уровня формирования модельно-конструктивных навыков детей программным целям и задачам

-анализ схем обследования детей.

-анализ деятельности детей на занятиях по конструированию.

2. Оценка профессионального мастерства воспитателя

-умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми

-анализ проведения занятий воспитателем по физо, взаимодействие педагогов

3.Создание условий для воспитания и обучения детей в группе

-умение воспитателя создать предметно-развивающую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам.

-Анализ предметно-развивающей среды в группе для развития у детей конструктивных навыков ( с точки зрения ее содержания)

4.планирование работы

-эффективность планирования по теме. Планирование работы по формированию модельно-конструктивных навыков детей во время занятий по конструированию, использованию элементов конструирования на занятиях, по другим видам деятельности.

-проверка планирования занятий по конструированию, индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

5. работа с семьей

Наличие наглядной и справочной информации для родителей по организации домашних занятий с детьми по теме

Анализ наглядной информации для родителей в группе



Предварительный просмотр:

Протокол обследования предметно-развивающей среды в группах для развития у детей конструктивно-модельных навыков

Младший возраст

№п/п

№ группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Настольный строительный материал:

-расположение по цвету и форме на полках или столах

-доступность для детей

-достаточное количество для одновременного конструирования 5-6 детей

-наличие места для одновременного настольного конструирования 5-6детей

-наличие мелких игрушек для обыгрывания построек

2.

Крупный строительный материал:

-расположение по цвету и форме на полках, низких стеллажах, в корках

-удобное место для конструирования(в стороне от постоянного движения детей и взрослых)

-доступность материала для детей

-крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры

3.

Наличие пластмассовых конструкторов с крупными деталями

4.

Мягкие строительно-игровые модули

5.

У воспитателя-методические пособия, схемы для организации занятий по конструированию и моделированию

6.

Компетентность воспитателя по подбору материалов для конструирования, правильное и удобное их расположение

Протокол обследования предметно-развивающей среды в группах для развития у детей конструктивно-модельных навыков

Старший возраст

1.

№ группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Настольный строительный материал:

-расположение наборами в коробках, в которых он приобретен

-доступность для детей

-достаточное количество для одновременного конструирования 5-6 детей

-наличие мелких игрушек для обыгрывания построек(сложены в коробки)

2.

Крупный строительный материал:

-расположение на полках или в закрытых стеллажах

--удобное место для конструирования(в стороне от постоянного движения детей и взрослых)

-доступность для детей

-наличие мелких игрушек для обыгрывания построек(в коробках)

3.

Наличие не менее 2-3 видов пластмассовых конструкторов

4.

наличие схем и моделей для всех видов конструкторов

5.

Уголок для конструирования из природного материала и бумаги для ручного труда:

- расположение на полках или в закрытых стеллажах

-периодически меняющиеся выставки

-содержание материалов для конструирования из бумаги (бумага цветная и белая, картон,клей.итд)

-наличие бросового матариала(различные коробочки, кусочки ткани, пролон.итд)

-природный материал, разложенный в отдельные коробочки(шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки итд)

6.

-у воспитателя-методические пособия, схемы для организации занятий с детьми

7.

-Компетентность воспитателя по подбору материалов для конструирования, правильное и удобное их расположение



Предварительный просмотр:

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Старший возраст

П\П

УМЕНИЯ ДЕТЕЙ

Конструирование из строительного материала

Конструирование из деталей конструктора

Конструирование из бумаги

Умение мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей

Умение мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей

Умение конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры

Умение конструировать по заданной схеме, фотографии, рисунку

Умение самостоятельно строить схему будущей конструкции

Умение изменять пространственное расположение деталей

Умение включать и удалять лишнее

Умение комбинировать

Умение самостоятельно и творчески реализовать свои замыслы

Умение подбирать необходимые для конструирования материал

умение целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать оригинальные конструкции

Умение решать задачи проблемного характера: достраивание блоков разных конфигураций, созданных взрослым

Умение конструировать по заданной схеме

Умение самостоятельно и творчески реализовать свои замыслы

Умение делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали

Знание и умение использовать основные базовые формы техники

« ОРИГАМИ»-«простой треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей»

Умение закручивать прямоугольник и цилиндр в  конус

Умение закручивать круг  и полукруг в конус

Умение переплетать бумажные полосы

Умение преобразовывать квадрат в куб

Умение самостоятельно и творчески реализовать свои замыслы

Умение подбирать необходимый для конструирования и моделирования материал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

26

26

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Младший возраст

П\П

Ф.И ребенка

Умения целенаправленном умение  экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать простые постройки

Владение простыми обобщенными способами конструирования

Умение создавать замыслы простых конструкций.

Умение конструировать объекты по заданным условиям

Умение выделять в объектах пространственные характеристики(высоту , ширину,

длину)

Знание и использование при  конструировании названий деталей различных строительных материалов, их цвета  и формы.

Умение ориентироваться в пространственном расположении деталей конструкции относительно друг друга

Знание свойств и возможностей нового материала, в том числе способов крепления деталей.

Умение складывать квадратного листа бумаги пополам с совмещением противоположных сторон.

Умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

26

26



Предварительный просмотр:

Анализ деятельности детей 2 младшей группы на занятии по

Конструктивно-модельной деятельности область

«Художественно-эстетическое  развитие»

 Ф.И.О. педагога

Ф.И.О. анализирующего

Тема занятия:

Группа:                                     Начало занятия:                      Окончание: 

Количество детей:

 

п/п

Вопросы и критерии анализа

да

нет

частично

1

Рассматривают ли  дети образец, выявляют в нём части, определяют из каких деталей он выполнен?

 

 

 

2

Развивается ли на занятии умение ориентироваться в пространстве?

 

 

 

3

Умеют ли дети  находить недостающие части конструкции: домика, машины, мебели?

 

 

 

4

Различают ли  предметы по форме (круг, квадрат, треугольник)?

 

 

 

5

Понимают ли дети на занятии левую, правую сторону предмета, определяют центр?

 

 

 

6

Формируется ли умение группировать вещи и предметы по величине, цвету?

 

 

 

 Выводы и рекомендации:

                                                                                                                            

                                                                                                                            

Анализ деятельности детей средней группы на занятии по

 Конструктивно-модельной деятельности область

 «Художественно-эстетическое  развитие»

 Ф.И.О. педагога

Ф.И.О. анализирующего

Тема занятия:

Группа:                                     Начало занятия:                      Окончание: 

Количество детей:

 

п/п

Вопросы и критерии анализа

да

нет

частично

1

Развивается ли  у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок). Учит ли использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

 

 

 

2

Анализируются ли образцы постройки: выделяют ли дети основные части, различают ли и соотносят их по величине и форме.

 

 

 

3

Умеют ли дети  находить недостающие части конструкции.

 

 

 

4

самостоятельно измеряют ли постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдают заданный воспитателем принцип конструкции(построй такой же только высокий)

 

 

 

5

Сооружают  постройки из крупного и мелкого строительного материала, используют  детали разного цвета для создания и украшения построек.

 

 

 

6

Все ли дети на занятии рассматривают образец, выявляют в нём части, определяют из каких деталей он выполнен?

 

 

 

 Выводы и рекомендации:

                                                                

 

 

Анализ деятельности детей старшей группы на занятии по

Конструктивно-модельной деятельности область

 «Художественно-эстетическое  развитие»

 Ф.И.О. педагога

Ф.И.О. анализирующего

Тема занятия:

Группа:                                     Начало занятия:                      Окончание: 

Количество детей:

 

п/п

Вопросы и критерии анализа

да

нет

частично

1

Выделяют ли дети основные части и характерные детали конструкций.

 

 

 

2

Знакомы дети с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами

 

 

 

3

Умеют ли дети  устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни, создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивные и игровые оборудования)

 

 

 

4

Умеют ли дети   на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки

 

 

 

5

Умеют ли дети  строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

 

 

 

6

Формируется ли  умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта?

 

 

 

 Выводы и рекомендации:

                                                                

 

 

Анализ деятельности детей подготовительной группы на занятии по Конструктивно-модельной деятельности область «Художественно-эстетическое  развитие»

 Ф.И.О. педагога

Ф.И.О. анализирующего

Тема занятия:

Группа:                                     Начало занятия:                      Окончание: 

Количество детей:

 

п/п

Вопросы и критерии анализа

да

нет

частично

1

Умеют ли дети самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

 

 

 

2

анализируют образец постройки: выделяют основные части, и их функциональное назначение.

 

 

 

3

Умеют ли дети  определять какие детали более всего походят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжает развивать умение планировать процесс возведения постройки.

 

 

 

4

сооружают различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.

 

 

 

5

создаю различные конструкции(мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

 

 

 

6

Все ли дети на занятии рассматривают образец, выявляют в нём части, определяют из каких деталей он выполнен?

 

 

 

 Выводы и рекомендации:

                                                                

 

 

Анализ проведения воспитателем

занятия по конструктивной деятельности.

Возрастная группа____________________ Количество детей__________

Длительность занятия___________ Ф.И.О. воспитателя___________________ Дата___________

п/п

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1.

Проявление самостоятельности в выборе необходимого конструктивного материала и приёмов конструирования.

2.

Умение целенаправленно эксперементировать с новым материалом и на этой основе создавать простые конструкции.

3.

Владение простыми обобщёнными способами конструирования: комбинирование, надстраивание, изменение пространственного расположения деталей, использование одних и тех же способов для получения разных конструкций.

4.

Умение провести целостно-расчленённый анализ объектов, образцов.

5.

Умение создавать замыслы простых конструкций.

6.

Умение конструировать объекты по заданным условиям.

7.

Умение выделять в объектах пространственные характеристики (высоту, длину, ширину)

8.

Знание и использование при конструировании названий деталей различных строительных материалов, их цвета и формы.

9.

Умение ориентироваться в пространственном расположении деталей конструкции относительно друг друга.

10

Конструирование из деталей конструкторов:

-умение целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать простые конструкции;

- знание свойств и возможностей нового материала, в том числе способов крепления деталей.

11

Проявление желания помочь друг другу, работать совместно.

12

Активность детей на занятии.

13

Усвоение детьми программного содержания

Количество вопросов: 14

Средний балл:

Результаты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлена ______________________ Фамилия И.О.____________________

                                                                                                



Предварительный просмотр:

Карта анализа наглядной информации для родителей

№ группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Критерии анализа

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

-папки -передвижки

-стенды

-ширмы

Информационные письма-памятки для родителей

Востребованность предлагаемого материала у родителей.



Предварительный просмотр:

План-график тематического контроля

«формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ»

ЦЕЛЬ: выявить состояние работы с проектным методом в образовательной деятельности ДОУ.

Вопросы на контроле

Возрастные группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Дата проверки

1. Посещение занятий. Анализ деятельности детей на занятии

2.Анализ схем обследования детей.

3. Анализ проведения воспитателем занятия по конструктивной деятельности.

4. Анализ наглядной информации для родителей

5.Анализ  предметно-развивающей среды в группах для развития у детей конструктивно-модельных навыков( с точки зрения ее содержания)

6.Проверка документации воспитателей.

7. анализ знаний, умений и навыков педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД "Весёлый гномик" (применение метода наглядного моделирования в процессе образовательной деятельности)

Методическая разработка НОД в логопедической группе, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: является обобщение знаний у детей, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...

Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»

Семинар для воспитателей: «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях»...