Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников
статья по математике на тему
Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе. Формирование пространственных представлений непосредственно связано с развитием мышления, восприятия, внимания, воображения, речи и деятельности ребенка. Особое внимание необходимо уделять обогащению чувственного, двигательного и практического опыта детей, формирование представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а так же изменчивости и относительности пространственных отношений. Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная (чувственная) способность и основывается на владении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
Тема: «Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников»
Педагог-психолог
Королёва Татьяна Ивановна
Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе. Формирование пространственных представлений непосредственно связано с развитием мышления, восприятия, внимания, воображения, речи и деятельности ребенка. Особое внимание необходимо уделять обогащению чувственного, двигательного и практического опыта детей, формирование представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а так же изменчивости и относительности пространственных отношений. Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная (чувственная) способность и основывается на владении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.
Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
- Ориентировку на себя (освоение схемы собственного тела). Прежде всего педагог учит малышей различать и называть части своего тела: голова, глаза, уши, нос, грудь, спина, руки, ноги и т.д. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами «правая», «левая».
- Ориентировку на внешние объекты, выделение различных сторон предметов: передняя - задняя, верхняя - нижняя, боковая (левая, правая).
- Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх- вниз, направо – и налево.
- Определение расположения предметов в пространстве от себя: передо мной - за мной, с лева от меня-с права от меня и т.д.
- Определение собственного положения в пространстве.
- Определение пространственного размещения предметов относительно друг друга. Ребенок должен усвоить относительность пространственных отношений (выполнив поворот на 90 или 180 градусов, ребенок опять должен назвать что где находится) .
Развитие пространственных представлений в ДОУ происходит в 2-х мерном пространстве (на плоскости: ковре, столе, на листе бумаги) и в 3-х мерном пространстве.
Важнейшей задачей формирования пространственных представлений у дошкольников является развитие пространственного и конструктивного мышления. Под конструктивным мышлением понимают умение представлять весь объект в комплексе и соотношение его частей. Конструктивная деятельность знакомит ребенка с сенсорными эталонами формы и величины. Конструктивная деятельность относится к продуктивным видам деятельности. Пространственно-конструктивная деятельность связана с физическим развитием; музыкальным; познанием , социализацией и развитием речи (особенно освоение предлогов и наречий); овладении знаковой (жестовой), вербальной и графической речью, которая ведет к формированию обобщенных представлений, необходимых для моделирования пространства, его преобразования в мысленном плане; развивается мышление ребенка от наглядно-действенного к словесно-логическому. Ребенок овладевает пространственным анализом и синтезом. Итогом развития ребенка становится формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом.
Большое значение имеет использование в работе графических средств обучения (схем). При этом детям дается задания, связанные с трансформацией изображения (например, сложи самолет так, чтобы он летел в правую сторону…).
Наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у дошкольников являются:
- Опора на наглядность, показ воспитателя;
- Практическая деятельность с конкретными деталями конструктора;
- Использование конструктивных игр разнообразного содержания и материала;
- Создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребенка.
Основные знания ребенок должен получать в процессе специально организованной совместной деятельности детей и воспитателя, а закрепляет, полученные знания в игровой деятельности.
Пространственно-конструктивная деятельность позволяет решать следующие задачи:
- Развитие психических процессов, высокого уровня самооценки и самоконтроля (произвольность), речи, мелкой моторики, функции анализа и синтеза;
- Формировать навыки планирования процесса создания собственных и совместных построек (социализация);
- Формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образцов;
- Формировать сенсорные представления;
- Формировать умение работать в коллективе, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками в практической деятельности.
С детьми младшей группы проводим:
- Конструирование по образцу;
- Преобразование образца по условию;
- Конструирование по замыслу.
С детьми средней группы проводим:
- Конструирование по образцу;
- Преобразование образца по условию;
- Конструирование по замыслу;
- Конструирование по условию.
С детьми старшего дошкольного возраста проводим:
- Конструирование по образцу;
- Преобразование образца по условию;
- Конструирование по замыслу;
- Конструирование по условию;
- Самостоятельное конструирование по чертежу, схеме. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. Анализируя схемы, ребенок произвольно трансформирует 3-х мерное пространство в 2-х мерное.
- Дети учатся планировать работу, делать схемы, планы, при необходимости исправлять ошибки. Овладение конструированием на начальных этапах проходит под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от задания, которые даются детям, выделяют конструирование по образцу, по условию, по замыслу, по теме. В старших группах дети строят постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе. В младших группах необходимо приучать детей по окончанию работы разбирать постройки сверху вниз. Дети должны знать где хранятся детали конструктора. Это приучает к аккуратности.
Играя в конструктор
Мы вместе строим дом,
Дорожки и заборы,
Ворота под мостом.
Мы обыграть постройку
Сумеем без труда,
Умчат нас паровозы
В далекие края.
Ребятам интересно
С конструктором играть,
И можно постепенно
Задания усложнять.
Научитесь вы строить
Зверей, дворцы, дома,
Большие парки,
Деревни, города.
Мне нравится ребята
Что знаете вы цвет,
И форму всех деталей
И место их в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»
Статья из опыта работы с дошкольниками по исследовательской деятельности...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...
Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...
Презентация по самообразованию "Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги"
Материал для педагогов ДОУ...
«Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»
Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчест...
Программа саморазвития по теме: «Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги».
Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год....
Из опыта работы: «Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на пл...