Статья :"Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет".На базе ГБДОУ детский сад№43 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга
статья (средняя группа) по теме
В статье "Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет" рассматриваются нетрадицилонные техники и использование их в развитии творческих способностей у детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_izodeyatelnosti_1.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник в работе
по изодеятельности с детьми 3-5 лет
( в младшем и среднем дошкольный возрасте).
Доклад составила воспитатель группы №11 Красовская С.Б.
Первая квалификационная категория.
Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».
Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Цель работы:
Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство детейс нетрадиционными и традиционными видами изодеятельности.
Для достижения цели должны быть поставлены следующие задачи:
Задачи:
1.Познакомить детей с различными традиционными и нетрадиционными техниками изодеятельности.
2.Сформировать у детей технические навыки рисования и других видов изодеятельности.
3.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.
4.Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
тычок жесткой полусухой кистью,
рисование пальчиками,
рисование ладошкой,
оттиск пробкой,
оттиск печатками из картофеля,
обрывание бумаги,
скатывание бумаги,
оттиск поролоном,
оттиск пенопластом,
оттиск печатками из ластика,
оттиск смятой бумагой,
восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
печать по трафарету,
монотипия предметная,
«знакомая форма — новый образ»,
черно-белый граттаж грунтованный лист),
кляксография обычная,
кляксография с трубочкой,
кляксография с ниточкой,
набрызг,
отпечатки листьев,
тиснение,
акварельные мелки,
тычкование,
цветной граттаж,
монотипия пейзажная.
Использование нетрадиционных техник рисования, лепки, занятий по ручному труду.
Цель
1.Новизна — приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»
2.Главное – создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.
3.Доступность – материалов по нетрадиционной технике рисования их вариативность,
как традиционные ,так и не традиционные
4.Наличие дополнительных, альтернативных материалов для успешного развития детской личности.
5.Результативность – сформирования у детей интегративных качеств по
художественно –эстетическому развитию.
Качества, которые необходимо развивать у детей
1.Овладевший необходимыми умениями и навыками.
2. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
3.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.
4. Любознательный, активный.
Работая в детском саду, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге ,делать своими маленьким ручками необыкновенные поделки из пластилина и бросового материала. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы , стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Основная программа, по которой я работаю — это новая авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и научить ребёнка ими пользоваться. Первые неудачи вызывают разочарование, и даже раздражение у ребёнка Он зачастую может сказать :«Не хочу, не умею». Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это подкрепит его уверенность в собственные силы в то ,что он скажет: «У меня получилось.!Я умею!». И это является главной оценкой для меня, и моего подхода к развитию у детей художественно-эстетического восприятия мира. Таким образом, можно найти ниточку к творческому потенциалу каждого ребёнка, независимо от «социума» в котором он живёт
Все занятия по программе И.А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник: например, рисование по -мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой, аранжировки из цветов и плодов (цветочные вазы и корзинки). Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.
Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно!
На моих занятиях по изодеятельности ,применение нетрадиционных техник раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, а наоборот позволяет ощутить себя самим собой. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции ребёнка — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребятишек, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют мне осуществлять индивидуальный подход к каждому из своих малышей, учитывать их желание, интерес.
Использование нетрадиционных техник в рисовании и других видах изодеятельности способствует появлению у детей:
1.Интеллектуального развития;
2.Происходит коррекции психических процессов в личностной сфере ребёнка;
3. Появляется уверенность в своих силах;
4 .Развивает пространственное мышление;
5.Умение детей свободно выражать свой замысел
6. Развивает мелкую моторику рук.
В своей работе использую игры на развитие творческой активности:
1.Игра: «Капельки».
Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
2. Игровое упражнение «Простые рисунки».
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.
Правила игры просты:
Детям нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке.
Чем больше решений, тем лучше.
3.Игра «Рисование нитками»
развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.
4. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочется.
5. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину»
учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
6.Игра: «Расскажи сказку».
Нарисуй, что в сказке тебе больше всего понравилось.
Как выглядят герои сказки в твоём представлении.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник всегда начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному»,раньше начнёшь больше получишь от детей.
Основные техники, используемые в младшем возрасте:
рисование пальчиками,
ладошками
рисование тычками из поролона,
ватными палочками
печатание листьями
В средней группе добавляется:
Рисование свечой
Набрызки
Шаблоны
Рисование по мокрому
Тычок жёсткой кистью
В старшей группе нетрадиционные техники:
Кляксография с трубочкой
Монотипия
Набрызг
Восковые мелки + акварель
Оттиск смятой бумагой
Рисование поролоном
Гравюра
Оттиск пробкой,
поролона,
пенопласта
В подготовительной группе добавляется:
Тиснение
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование по сырому
Черно-белый граттаж
Кляксография с ниткой
Батик
Рисование солью
Расчёсывание краски
Двойное примакивание кисти
На занятиях использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.
…….Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, помогать его самовыражению, дети находят своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов
При создании необычных произведений изобразительного искусства детьми часто использую в работе несколько видов изодеятельности:
рисование и аппликацию,
оригами и рисование,
часто занимаемся пластилинографией.
Когда дети помогают готовиться к проведению изо деятельности у них всегда звучит вопрос :
«А что мы сегодня будем делать?». И сами на него отвечают: « Наверное, опять что-нибудь интересное?». Поэтому свои занятия я обязательно начинаю с сюрпризного момента.
Часто в начале занятия играем в музыкальные игры Железновой. Игры заряжают детей положительной энергией. В итоге получается положительный результат - замечательные детские работы, которые радуют детей, родителей и конечно повышают моё желание продолжать работу в этом направлении, и использовать
Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволяет им без особых затруднений выполнять в школе задания по рисованию, готовят руку к письму ,и развивать умение видеть прекрасное.
Цель развития у детей художественно-эстетического восприятия мира:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
1.Приобщение детей к миру искусства
2.Способствовать к развитию творческого потенциала в изобразительной деятельности.
3.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
4.Создать условия для использования нетрадиционные способов изображения для манипулирования с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
5.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Особенностями организации художественно-творческой деятельности является работа:
- В разных видах образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», Художественное творчество».
- непосредственная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьёй детей;
- привлечение средств художественной литературы.
Формы и методы работы:
- театрализация;
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- игры дидактические и развивающие;
- продуктивная деятельность;
Результативность работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей.
У меня есть желание работать в этом направлении и дальше развивать способности детей повышать их творческий и жизненный потенциал и умение видеть в мире вокруг себя прекрасное….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы. По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь». ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга. Воспитателя Краснокутской Любови Алексеевны
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы.По сюжету русской народной сказки «Маша и медведь».ГБДОУ Д/С №23 Кировского района города Санкт-Петербурга.Воспитателя ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №252 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ НАСЫРОВОЙ С.А....
Проект «Животные жарких стран» Старшая группа. Авторы проекта воспитатели ГБДОУ детский сад № 43 Кировского района г. Санкт-Петербурга Ульянова Ю.Б., Носова Л.В.
Проект краткосрочный ( три недели), расчитан на детей старшего возраста 5-6 лет. Тип проекта: ролево-игровойПроблема: Низкий познавательный интерес у детей.Целевое назначение:®...
«Викторина по русским народным сказкам» в старшей группе ЗПР составила воспитатель ГБДОУ №120 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт - Петербурга Кабанова Е. В.
Вспомнить с детьми русские народные сказки, их названме и содержаие. Развивать у детей умение обыгрывать спектакль. Воспитывать интерес к народному творчеству.Используемый материал: иллюстрации к русс...
Конспект НОД по хужожественно- эстетическому развитию в средней группе «Зонтик для куклы" разработан воспитателем средней группы Арисовой Л. В. ГБДОУ детский сад №23 кировского района горда Санкт- Петербурга
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию в средней группе «Зонтик для куклы" разработан воспитателем средней группы Арисовой Л. В.ГБДОУ детский сад №23 кировско...
Методическая статья «Использование нетрадиционной техники рисования «пуантилизм» на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Г.Н. Давыдова отмечает, что ...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.
Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Материал. 3. Виды детской деятельности. 4. Предварительная работа. 5. Ход занятия 5.1. Организационный момент. 5.2. Основная часть. 5.2.1. Знакомство...