Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга Группа ЗПР №2 Методическая разработка «Какие профессии у дятла?» Подготовительная группа детей с ЗПР.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka._gor._uroven._kakie_professii_u_dyatla.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40
комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга
Группа ЗПР №2
Методическая разработка
«Какие профессии у дятла?»
Подготовительная группа детей с ЗПР.
Данная методическая разработка посвящена теме зимующих птиц, раскрывает вопрос роли дятла в жизни природы, может быть полезна воспитателям ДОУ.
Подготовила и провела:
Воспитатель: Соболева Светлана Юрьевна
2022 г.
Содержание:
1. Цели и задачи.
2. Материал.
3. Виды детской деятельности.
4. Предварительная работа.
5. Ход занятия
5.1. Организационный момент.
5.2. Основная часть.
5.2.1. Знакомство с профессией дятла – барабанщик.
5.2.2. Пальчиковая гимнастика «Дятел».
5.2.3. Знакомство с профессией дятла – лесной доктор.
5.2.4. Работа с чистоговоркой.
5.2.5. Краткое описание дятла.
5.2.6. Задание «Назови части тела дятла».
5.2.7. Упражнение «Собери дятла из частей тела».
5.2.8. Знакомство с профессией дятла – строитель.
6. Итоги.
1. Цели и задачи:
Образовательная:
Уточнить знания детей о дятлах. Познакомить детей с той пользой, которую приносит эта птица в лесу. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда. Формировать представления о природных взаимосвязях.
Развивающая:
Формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию, память. Активизировать словарь. Упражнять детей в раскрашивании силуэта птицы.
Развивать чувство ритма.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения к миру природы. Формирование представлений о роли дятла в жизни природы.
2. Материал:
- Иллюстрации с изображением дятла, зайцев, белки, дуба, червячка, макет дерева сосны.
- Аудиозаписи голосов птиц и стука дятла.
- Части тела дятла.
- Вырезанные из бумаги силуэты дятла.
- Цветные карандаши.
3. Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественное творчество.
4. Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «зимующие птицы»;
- Загадки про дятла:
1) Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит (дятел)
2) В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель –
Непоседа… (дятел).
3) В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (дятел)
5. Ход занятия:
5.1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
5.2. Основная часть.
5.2.1. Знакомство с первой профессией дятла: барабанщик.
В. - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в лес.
На полянке - зайчиха с зайчонком (использую демонстрационный материал).
В. - Кого мы видим в лесу на полянке? (зайку с мамой зайчихой)
Раздается стук дятла.
Зайчонок: - Мама, спаси, охотники!
Зайчиха: - Это дятел стучит, барабанит.
Зайчонок: - Тоже мне, барабанщик!
В. - Дятел стучит клювом по стволам деревьев.
Вы можете повторить этот стук? (побарабанить по столу).
5.2.2. Пальчиковая гимнастика «Дятел»:
В. – А сейчас поиграем пальчиками (изображаем барабанную дробь).
Вдруг в лесу раздался стук. Тук-тук.
Это дятел долбит сук. Тук-тук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
(Дети по образцу воспитателя постукивают по столу указательными пальцами правой и левой руки – как барабанщики).
5.2.3. Знакомство со второй профессией дятла: лесной доктор.
В. - Зайцы сидят под большим старым деревом. По листочкам можем определить, что это дерево - дуб. Давайте послушаем, как оно шумит:
Старый дуб в лесу ворчит,
Доктор-дятел не летит,
К дубу в ствол заполз червяк
И не выползет никак.
Помощь скорая нужна,
Дерево спасет она.
Дуб, дружище, потерпи,
Доктор твой уже в пути.
5.2.4. Работа с чистоговоркой «Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб».
Появляется дятел.
Дятел:
- По деревьям я скачу.
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадет мне на обед,
кто несет деревьям вред!
В. - Он не просто стучит, барабанит, он из-под коры вредных насекомых добывает. Дятел - лесной доктор. Если дерево здорово, если нет под корой вредных насекомых, дятел дерево не тронет, он на другое дерево перелетит. Если дерево больное, если оно заражено вредителями, если грызут его жуки и их личинки, сядет дятел на дерево поудобнее, обопрется на свой длинный хвост и забарабанит по стволу, сделает дырку в стволе и запустит туда свой длинный язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает и деревьям помогает.
Физкультминутка:
Дятел жил в дупле пустом (руками нарисовать круг)
Дуб долбил, как долотом (указательным пальцем правой руки постучать по кулачку левой руки).
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (указательным пальцем левой руки постучать по кулачку правой руки).
Долбит дятел крепкий сук (наклоны туловища взад-вперед).
Клювом, клювом он стучит (указательным пальцем правой руки постучать по кулачку левой руки),
Дятел ствол уже долбит (наклоны туловища взад-вперед).
Дятел в дуб все тук да тук…(указательным пальцем правой руки постучать по кулачку левой руки)
Дуб скрипит: « что там за стук?» (поднять руки, медленные движения вправо-влево)
Дятел клювом постучал (указательным пальцем левой руки постучать по кулачку правой руки),
Постучал и замолчал (поднести палец к губам),
Потому что он устал (поднять руки вверх, через стороны вниз).
5.2.5. Краткое описание дятла.
Питается дятел не только насекомыми, но и семенами из сосновых и еловых шишек. Возьмет шишку в клюв, вставит ее в расщелину дерева и выклевывает семена. Дятлы запасают на зиму желуди, пряча их в трещинах и углублениях старых деревьев.
В. - Давайте рассмотрим дятла. У этого лесного доктора красная шапочка, белый халат и черные штанишки. Клюв прочный и острый, жесткий хвост и сильные ноги с крепкими когтями.
5.2.6. Задание: «Назови части тела дятла» (дети называют и показывают: голова, туловище, крылья, хвост, ноги с когтями, клюв, глаза)
5.2.7. Упражнение «Собери дятла из частей тела».
В. - Давайте посадим дятла на дерево и вернемся на полянку.
5.2.8. Знакомство с третьей профессией дятла – строитель.
Прибежала белочка.
Белочка: - Дятел - наш строитель! Посмотрите, какое дупло мне смастерил! (воспитатель показывает на картинке дупло белочки).
В. - Дети, а кого называют строителями? (тех, кто что-то строит).
- А другие птицы могут сделать дупло? (предположения детей). Нет. Только у дятла такой крепкий клюв. Дятел каждый год делает себе новое гнездо, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, вход в дупло дятел делает узким, чтобы снег и дождь меньше туда попадали. Весной у дятла вылупляются птенцы в дупле.
В. - Дети, вам понравился рассказ про дятла? (ответы детей)
Дятел лечит деревья и помогает птицам обрести дом. Пусть в наших лесах будет как можно больше дятлов! (Раздаю детям силуэты дятлов и предлагаю их раскрасить).
Дети раскрашивают силуэты дятлов, после чего предлагаю переместить раскрашенные фигурки на макет сосны.
В. - Дети, посмотрите - какие красивые у нас получились дятлы!
Дети выстраиваются вокруг и рассматривают работы.
6. Итоги.
На выставке воспитатель подводит итоги занятия:
- С какой птицей познакомились?
- Почему белочка назвала дятла строителем?
- За что дятла называют лесным доктором?
- Как используют дятлы свой хвост, язык?
- Почему зайка назвал дятла барабанщиком?
В. - Вот какую большую пользу приносит дятел в лесу.
В качестве закрепления материала, рекомендую на следующий день прочитать рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и друзья» и обсудить его вместе с детьми.
Рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел».
Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. – Кыш, вредная птица! Закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин , знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник.
Вопросы по рассказу:
- Почему, по вашему мнению, Жалейкин прогнал дятла? Правильно ли он сделал? Почему неправильно?
- Что случилось с деревом после того, как его перестал навещать дятел?
- Почему на березе не осталось листьев?
- Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
Статья :"Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет".На базе ГБДОУ детский сад№43 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга
В статье "Использование нетрадиционных техник в работе по изодеятельности с детьми 3-5 лет" рассматриваются нетрадицилонные техники и использование их в развитии творческих способнос...
Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод
laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...
Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».
В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...
Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. ...
Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как
Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...