Рабочая программа
коррекционно-педагогической работы с детьми в средней группе, имеющими нарушение зрения».
Учитель дефектолог Лютоева С.И.
2014 год
г. Сыктывкар
Содержание программы.
1 | Пояснительная записка………………………………………………...…… | 3 |
2 | Специфика организации занятий с детьми с нарушением зрения…........ | 4 |
3 | Содержание коррекционной работы………………………………………. | 7 |
4 | Работа тифлопедагога в ДОУ……………………………………………… | 8 |
5 | Задачи, содержание, формы и методы работы тифлопедагога в ДОУ…. | 9 |
6 | Направления работы тифлопедагога.……………………………………… | 10 |
7 | Планируемые промежуточные результаты освоения программы………. | 14 |
8 | Тематическое планирование для детей с нарушением зрения второго года обучения (4-5 лет)………..……………………………………………. | 16 |
Пояснительная записка
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и поддержки в ходе образовательного процесса. Особенно это актуально, когда речь идет о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.
В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, вступивших в группу риска по зрению, т.е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Специфика организации занятий с детьми с нарушением зрения.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-тифлопедагогом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется учебной коррекционной программой. В чем же заключается специфика организаций и проведения таких занятий.
Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира - они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущие предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо:
- Создавать соответствующие условия для зрительного восприятия;
- Оптимально использовать наглядные пособия;
- Подходить к обучению индивидуально, учитывая специальные методы и принципы обучения:
а.) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития;
б.) Комплексный подход (клинико-физиологический, психолого-педагогический) к диагностике и коррекционной помощи;
в.) Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, методики подгруппового обучения;
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного пособия, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения. Чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, искаженное видение объектов, удвоение предметов и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистические изображения. Следует учитывать, что дети с диагнозом астигматизм значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам - наглядное пособие всем детям давать в руки. Рассматривать индивидуальный материал на расстоянии 30-35 см от глаз. На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.
Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций – подставку.
Доска должна быть покрашена в темно- зеленый свет и не иметь бликов. Лучше всего использовать желтый мел.
При показе практических действий: вырезание, лепка, конструирование и др. педагог приглашает детей к себе, чтобы они видели, как выполняется работа. Однако не следует использовать образцы и показ постоянно, т.к. это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.
Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.
Дети зрительно утомляемы. Им необходимы физкультминутки. Хорошо организовать картотеку с упражнениями для глаз (чтобы настроить глаз для работы вблизи, улучшить кровообращение глаза, снять напряжение.)
Им трудно соединить элементы, линии в чертежах и рисунках, часто роняют ручки, карандаши, т.к. не видят границы стола, парты и других плоскостей – хорошо бы иметь «конторки»., пособия, таблицы должны быть с четким, выделенным контуром.
Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает:
• чередование работы глаз с их отдыхом;
• целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;
• создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;
• подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения.
Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Работа тифлопедагога в ДОУ.
Работа тифлопедагога регламентируется Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Письмом Минобразования РФ от 04.06.2003 N 27/2897-6 «О методических рекомендациях по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательной учреждении», локальными актами образовательного учреждения, Письмом Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях».
Задачи, содержание, формы и методы работы тифлопедагога в ДОУ.
Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в группах для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с родителями и педагогами по охране зрения детей.
Направления работы тифлопедагога:
- Тифлопедагогическое обследование детей;
- Проведение специальных коррекционных занятий с детьми;
- Участие в методической работе дошкольного учреждения;
- Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Тифлопедагог ДОУ проводит тифлопедагогическое обследование детей 2 раза в год: в начале (1 и 2 неделя сентября) и конце(3 и 4 неделя мая) учебного года. Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования.
Проведение обследования проводится по следующим направлениям:
- изучение зрительного восприятия цвета;
- изучение зрительного восприятия величины;
- изучение зрительного восприятия геометрических фигур;
- изучение зрительного восприятия при ознакомлении с окружающем;
- изучение зрительного восприятия при осуществлении социально-бытовой ориентировки;
- изучение зрительного восприятия при ориентировки на собственном теле, в микро- и макро- пространстве.
Диагностическое обследование тифлопедагог проводит в строгом соответствии с развернутой методикой изучения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Л.А. Ремезовой.
По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.
Для слабовидящих и часто болеющих детей тифлопедагог на основе диагностического обследования совместно с психологом и логопедом составляет программу индивидуального развития ребенка.
На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. По заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.
Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в НОД. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.
Работа с детьми проводится по программе «Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И. Плаксиной по следующим направлениям:
- Обучение и развитие зрительного восприятия – коррекционная работа направлена на компенсацию (возмещение, уравновешивание) нарушений зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом
- Обучение и развитие ориентировки в пространстве – коррекционная работа направлена на выработку у детей реальных представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях
- Обучение и развитие социально-бытовой ориентировки – коррекционная работа направлена на облегчение социально-психологической адаптации детей с нарушением зрения к современным условиям жизни в ДОУ, школе
- Обучение и развитие осязания и мелкой моторики – коррекционная работа направлена на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
- Формирование элементарных математических представлений – коррекционная работа направлена на формирование взаимосвязанных элементарных представлений о количестве и числе, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления — установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерения.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
Ориентировка в пространстве:
Уметь ориентироваться на самом себе: наверху, внизу, относительно правой руки, относительно левой руки.
Уметь ориентироваться относительно себя: слева, справа, впереди, сзади.
Понимать и употреблять пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, около, рядом, между, в середине.
Пространственное восприятие:
Уметь оценивать расстояния в большом пространстве: близко, далеко от себя.
Уметь оценивать взаимоположения предметов в пространстве: «сравнить и найти 2 одинаковые картинки» - 3 картины с 3мя предметами.
Уметь оценивать глубину пространства: восприятие двухплановой картины.
Восприятие цвета:
Узнавать и называть цвета: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый.
Дети должны соотносить объекты по цвету и выделять цвета в окружающей среде.
Фиксация по насыщенности: красный цвет - 3 оттенка.
Восприятие размера:
Дети должны соотносить 4-6 объемных предмета по величине.
Уметь словесно обозначать величины: большой - больше, маленький - меньше, одинаковый и такой же, высокий – выше, низкий – ниже, узкий - уже, широкий – шире, длинный – длиннее, короткий – короче, толстый – толще, тонкий - тоньше.
Уметь раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания,4-6 предметов.
Восприятие формы:
Узнавать и называть формы: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, кирпичик, прямоугольник, овал, цилиндр.
Соотносить формы и фигуры (плоскостные). Выделять формы в окружающей среде. Дети должны уметь дифференцировать сходные формы (круг, овал)
Восприятие и воспроизводство сложной формы:
Уметь анализировать и конструировать образцы из геометрических фигур, форм из 4х частей.
Уметь составлять целое из частей «Составь картинку из частей» - 4 части по вертикали и горизонтали.
Зрительное внимания и зрительная память:
Замечать изменение одного из объектов «что изменилось»-3 объекта.
Замечать убирание одного из цветов «Чего не стало» - 4 карточки.
Уметь дифференцировать объекты «Чем отличаются» - 2 картинки по цвету.
Уметь запомнить карточку и находить среди других : 2 карточки из 5.
Уметь запоминать расположение предметов - 3 предмета.
Уметь находить изменения в ряду 2 из 5 изображений.
Ориентировка при помощи осязания и развитие мелкой моторики рук:
Уметь: собрать пирамидку, расстегнуть-застегнуть пуговицу, владеть карандашом, обводить трафарет, владеть ножницами, сгибание, шнуровка.
Узнавать поверхности: бумага , дерево, ткань, резина, пластмасса, металл, стекло.
Узнавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Мышление:
Уметь обобщать понятия по картинкам и на слух, производить классификацию понятий, исключение понятий (4 лишний) – по картинкам и на слух. Отгадывать загадки.
Социально бытовая ориентировка:
Уметь обследовать основные признаки и свойства предмета с использованием зрения и других анализаторов.
Понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов (у стула — ножки, спинка, сиденье; у рубашки — воротник, рукава, застежка).
Уметь группировать сходные предметы по форме, назначению и названию (стул, табуретка, кресло; ботинки, галоши, валенки, туфли). Сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению, по наличию или отсутствию каких-то особенностей у двух близких предметов (у кофты — разрез, пуговицы; у свитера их нет).
Понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда.
Уметь устанавливать связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан (валенки — из шерсти для тепла; сковорода — из металла, ее можно ставить на огонь; посуда — из глины, она может разбиться и т. д.).
Иметь представления о помещениями детского сада, о поведении в различных помещениях, в зависимости от назначения. В спальне говорят тихо, шепотом, здесь нельзя бегать, играть; в игровом уголке есть свой порядок хранения игрушек и т. д.
Уметь ориентироваться в помещении и на участке детского сада (комнаты других групп, кабинет заведующей, врача, кухня).
Уметь правильно ходить по лестнице, опираясь на перила, правильно обходить человека с правой стороны, уступать дорогу взрослым и др.
Формирование элементарных математических представлений:
Выделять параметры величины протяжённых предметов;
Использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;
Оперировать числами и цифрами в пределах 5;
Использовать счётные навыки;
Устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их
свойства (углы, стороны);
Классифицировать предметы по заданному признаку;
Определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;
Использовать временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года, определять их последовательность.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема |
Задачи
|
Зрительное восприятие | Ориентировка в пространстве | Социально-бытовая ориентировка | ФЭМП |
Сентябрь | Осень | - Закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форма, цвет, величина).
- Учить различать движущиеся предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, падают, опадают).
- Развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени.
- Учить использовать лупу при рассматривании мелких предметов.
| - Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами.
- Учить располагать предметы на плоскости листа: сверху — вниз, снизу — вверх.
3. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза. | - Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, по цвету коры), упражнять в различении деревьев (осина, береза, клен, дуб).
- Формировать знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, изменение окраски листьев), особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки осени.
| - Учить: сравнивать две группы предметов, разных по цвету; обозначать результат сравнения словами: больше - меньше, поровну, столько - сколько.
- Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов.
- Закреплять умения различать и называть части суток: утро, вечер, день, ночь.
|
Сентябрь | Ягоды | - Продолжать учить различать и соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений ягод.
- Развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Совершенствовать умение внимательно выслушивать ответы сверстников, дополнять их.
| - Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания.
- Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами.
- Развивать мелкую моторику рук.
| - Уточнять и закреплять знания и предметные представления о ягодах (названия, характерные особенности, цвет, вкус, величина).
- Учить сравнивать и группировать ягоды по цвету, ориентируясь на него как на постоянный признак. Учить понимать обобщающее слово: ягоды.
- Закреплять умение зрительно узнавать предметы в пространстве.
- Учить образовывать прилагательные от существительных, развивать речевую активность.
| - Упражнять в умении различать и называть геофигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-кооткий, длиннее - короче, широкий - узкий, шире - уже.
|
Октябрь | Деревья, Лес | - Развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух.
- Учить ориентироваться на участке детского сада, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.
- Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
| - Формировать пространственные представления (впереди, за, перед).
| - Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, по цвету коры), упражнять в различении деревьев (осина, береза, клен, дуб).
- Формировать знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, изменение окраски листьев), особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки осени.
| - Продолжать учить: сравнивать две группы предметов, разных по форме.
- Называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т.д.); использовать систему отсчета пространственных направлений «на себя» в разных жизненных ситуациях при выполнении заданий на ориентировку в пространстве.
- Закреплять умение различать и называть плоские геофигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий - низкий, выше-ниже.
- Помочь детям овладеть ориентировкой в окружающем «на себя».
|
Октябрь | Фрукты | - Совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки фруктов по форме, цвету, вкусу, запаху.
- Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания.
- Приучать выслушивать ответы товарищей, дополнять их.
| - Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания.
- Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами.
- Развивать мелкую моторику рук
| - Уточнять и закреплять знания и предметные представления о фруктах (названия, характерные особенности, цвет, вкус, величина).
- Учить сравнивать и группировать фрукты по цвету, ориентируясь на него как на постоянный признак. Учить понимать обобщающее слово: фрукты.
- Закреплять умение зрительно узнавать предметы в пространстве.
- Учить образовывать прилагательные от существительных, развивать речевую активность.
| - Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3-х, отвечать на вопрос «Сколько?».
- Упражнять в умении определять геофигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
- Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево - направо, слева-справа.
|
Октябрь | Овощи | - Совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть основные признаки фруктов (форма, цвет, структура поверхности, вкус.
- Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания.
- Приучать выслушивать ответы товарищей, дополнять их.
| - Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания.
- Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами.
3. Развивать мелкую моторику рук.
| - Расширять знания детей об овощах, упражнять в обследовании основных признаков и свойств овощей с использованием зрения и других анализаторов.
- Учить группировать овощи по форме (овальные и круглые).
- Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание.
- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Обогащать словарь.
| - Учить считать в пределах 3, согласовывать число и предмет в роде, числе и падеже.
- Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте).
- Расширять представления о частях суток и их последовательности.
|
Октябрь | Продукты питания | - Учить группировать предметы по существенным признакам.
- Закреплять умение правильно определять и называть направления.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Воспитывать умение содержать в порядке своё рабочее место.
| - Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя.
- Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под).
- Развивать навыки микроориентировки.
| - Учить называть части посуды и её внешние признаки.
- Расширять представления детей об изготовлении посуды, упражнять в обследовании посуды с использованием зрения и других анализаторов.
- Сравнивать и группировать предметы посуды по материалу.
- Активизировать словарь по данной теме.
- Развивать мышление.
| - Учить: соотносить числительные с элементами множеств в пределах 3; самостоятельно обозначать итоговое число; осваивать собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себя).
- Развивать умение определять пространственные направления в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета («от себя», «от другого человека», «от любых предметов»): вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
|
Ноябрь | Одежда | - Формировать способы зрительного восприятия предметов одежды, обуви по различным признакам (цвет, форма, величина).
- Развивать зрительное внимание, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур.
- Воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными.
| - Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами.
- Учить ориентироваться в микропространстве.
- Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.
| - Расширять и закреплять представления детей об одежде, учить распознавать её по внешнему виду.
- Учить понимать назначение одежды, различать и называть существенные детали (у рубашки — рукава, воротник, манжеты и т. д.).
- Развивать мелкую моторику. Упражнять в застегивании пуговиц, молний крючков, липучек, шнуровок и т. д.
- Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
| - Закреплять умение считать в пределах 3. Познакомить с порядковым значением числа.
- Учить отвечать на вопрос: «Который по счету?».
- Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы.
- Закреплять умение различать прямоугольник, сравнивая его с квадратом.
|
Ноябрь | Обувь | - Учить определять направления, называть местоположения предметов.
- Развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз.
- Воспитывать любознательность, желание узнать новое.
| - Формировать пространственные представления (впереди, за, перед).
| - Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, по цвету коры), упражнять в различении деревьев (осина, береза, клен, дуб).
- Формировать знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, изменение окраски листьев), особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки осени.
| - Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4.
- Учить считать в пределах 4.
- Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником.
- Развивать умение зрительно-осязательному анализу форм предметов и соотносить их с сенсорными эталонами.
|
Ноябрь | Головные уборы | - Формировать способы зрительного восприятия предметов одежды, обуви по различным признакам (цвет, форма, величина).
- Развивать зрительное внимание, упражняя в составлении узоров для одежды из геометрических фигур.
- Воспитывать у детей желание быть всегда опрятными и аккуратными.
| - Учить обозначать в речи направление своего движения.
- Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха.
- Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги.
| - Уточнять знания детей о значении ушей.
- Формировать знания о том, что уши это орган слуха, и они находятся по бокам головы слева и справа.
- Учить детей различать звуки различной громкости, узнавать по голосу знакомых детей, развивать умение определять направление, откуда слышится звук, ориентировку в большом пространстве, развивать слуховое восприятие.
4. Закреплять гигиенические правила ухода за ушами.
| - Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа.
- Учить отвечать на вопросы «Сколько? Который по счету? На котором месте?».
- Упражнять в умении различать и называть геофигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно.
|
Ноябрь | Посуда | - Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами.
- Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида, анализируя основные признаки предметов посуды (форма, цвет, величина, пространственное положение).
- Учить делать обобщение: посуда; дифференцировать предметы внутри одного рода (чайная, кухонная).
- Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
| - Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя.
- Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под).
- Развивать навыки микроориентировки.
| - Учить называть части посуды и её внешние признаки.
- Расширять представления детей об изготовлении посуды, упражнять в обследовании посуды с использованием зрения и других анализаторов.
- Сравнивать и группировать предметы посуды по материалу.
- Активизировать словарь по данной теме.
- Развивать мышление.
| - Познакомить с образованием числа 5.
- Учить считать в пределах 5.
- Закреплять представление о последовательности частей суток.
- Развивать воображение, наблюдательность.
|
Декабрь | Зима | - Продолжать учить узнавать, называть и сличать величину предметов (зимних веток по толщине, длине) зрительным способом.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны (слева, справа от середины).
- Воспитывать умение договариваться, работать в малых подгруппах.
| - Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами.
- Учить располагать предметы на плоскости листа: сверху — вниз, снизу — вверх.
- 3. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза.
| - Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, по цвету коры), упражнять в различении деревьев (осина, береза, клен, дуб).
- Формировать знания о состоянии растений зимой (прекращение роста), особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки зимы.
| - Продолжать учить считать в пределах 5.
- Познакомить с порядковым значением числа 5.
- Учить: сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине) с помощью условной мерки; обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже.
- Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
|
Декабрь | Зимующие птицы | - Формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.
- Развивать умение анализировать основные признаки птиц (окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы).
- Продолжать учить заботиться о птицах.
| - Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к).
- Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
| - Расширять детские представления о птицах, упражнять в обследовании игрушек с использованием зрения и других анализаторов, и в выделении основных признаков.
- Обогащать словарный запас.
| - Закреплять умение считать в пределах 5.
- Формировать: представления о равенстве и неравенстве двух групп на основе счета; понятие числа.
- Упражнять: в различении и назывании знакомых геофигур (куб, шар, квадрат, круг);
- Упражнять в сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам, разному количеству.
- Способствовать формированию представлению о количественных отношениях.
|
Декабрь | Зимние забавы | - Продолжать учить узнавать, называть и сличать величину предметов (зимних веток по толщине, длине) зрительным способом.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны (слева, справа от середины).
- Воспитывать умение договариваться, работать в малых подгруппах.
| - Учить понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия.
- Учить определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя слова «далеко», «близко».
- Упражнять в расположении предметов в групповой комнате по словесным инструкциям педагога.
| - Учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, по цвету коры), упражнять в различении деревьев (осина, береза, клен, дуб).
- Формировать знания о состоянии растений зимой (прекращение роста), особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки зимы. | - Формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.
- Познакомить с цилиндром.
- Учить различать шар и цилиндр.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение, соотносить с сенсорными эталонами.
- Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов.
|
Январь | Домашние животные и детеныши | - Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам.
- Развивать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приемы наложения и приложения.
- Развивать зрительно – двигательную ориентацию при выполнении характерных движений животных, координацию движений.
- Поддерживать устойчивый интерес к деятельности на занятии.
| - Дать представление о простейшем схематичном, условном изображении предметов, познакомить с простейшей схемой пространства.
- Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве.
- Упражнять в обозначении направлений ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
| - Расширять детские представления о домашних животных, упражнять в обследовании игрушек с использованием зрения и других анализаторов, и в выделении основных признаков.
- Учить элементарному уходу за длинношерстными кошками.
- Обогащать словарный запас.
| - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.
- Продолжать уточнять представления о цилиндре.
- Развивать представления о последовательности частей суток;
- Развивать умение действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей.
|
Январь | Дикие животные и детеныши | - Закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении и назывании частей тела диких животных.
- Учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве.
- Развивать зрительное и слуховое внимание в игровых упражнениях.
- Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
| - Учить детей ориентироваться в микропространстве.
- Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между).
- Развивать зрительно-моторную координацию.
| - Расширять детские представления о диких животных, упражнять в обследовании игрушек с использованием зрения и других анализаторов, и в выделении основных признаков.
- Обогащать словарный запас.
| - Упражнять в счете на слух в пределах 5.
- Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко – близко.
- Учить: сравнивать 3 предмета по величине; раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности; обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий.
|
Февраль | Мой город | - Закрепить у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину.
- Учить определять, зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов.
- Развивать мелкую моторику, используя специальные упражнения.
- Воспитывать уважение к результатам труда взрослых, желание подражать.
- Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях. Развивать зрительно-моторную координацию.
- Учить выделять и словесно обозначать направления движения.
- Развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке.
- Закреплять умение размещать дома на фланелеграфе по указанию педагога.
| - Учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная мебель).
2. Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами. 3. Развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога. | - Познакомить детей со светофором, пешеходным переходом, перекрестком.
- Продолжать знакомить детей с улицей, где расположен детский сад, ее особенностями, общественными зданиями.
- Закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, переходить улицу по пешеходному переходу, не нарушать правила пешехода.
| - Упражнять в счете на ощупь в пределах 5.
- Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению.
- Упражнять в конструировании из геофигур
|
Февраль | Транспорт | - Учить группировать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина.
- Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы.
- Развивать зрительное внимание при сличении контурных, силуэтных изображений.
- Воспитывать умение работать в паре, в малой группе.
| - Учить ориентироваться по простейшей схеме пространства.
- Учить правильно использовать пространственные термины (впереди, сзади, слева и).
- Развивать умение ориентироваться в групповом помещении.
| - Расширять детские представления о наземном транспорте.
- Учить детей понимать обобщенное слово «транспорт». Знать назначение, различать и называть существенные детали (составные части транспорта).
- Знакомить с правилами поведения в транспорте.
- Активизировать речь детей.
| - Закреплять представление о значении слов: вчера, сегодня, завтра.
- Учить: сравнивать 3 предмета по ширине; раскладывать их по убывающей и возрастающей последовательности;
- Обозначать словами: самый широкий, уже, самый узкий.
|
Февраль | Папин праздник | - Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное.
- Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение.
- Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
- Воспитывать любовь и чуткое отношение к близким людям.
| - Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе).
- Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).
- Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами.
| - Уточнить знания детей о частях тела.
- Раскрывать функциональные возможности организма: зубы надо беречь, чистить, они нужны, чтобы жевать пищу; лицо должно быть чистым, тогда оно приятно и красиво; волосы надо причесать, тогда они смотрятся красиво, их подстригают в парикмахерской, если волосы длинные, то можно заплетать косы.
| - Учить считать различные движения в пределах 3.
- Учить сравнивать 4-5 предмета по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности.
- Учить ориентироваться на листе бумаги.
|
Февраль | Профессии | - Учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображения.
- Продолжать учить различать предметы по двум признакам: величина, цвет.
- Развивать умение анализировать основные признаки предметов (их форму, величину.
- Познакомить с трудом почтальона. Воспитывать уважение к людям данной профессии.
| - Учить детей ориентироваться в микропространстве.
- Развивать мелкую моторику.
- Закреплять умения детей обследовать предметы на ощупь.
| - Расширять знания детей о труде взрослых.
- Уточнять детские представления об орудиях труда, их назначении и использовании.
- Воспитывать уважение к результату труда взрослых, вызывая у детей желание подражать трудовым действиям взрослых.
| - Учить воспроизводить указанное количество движений в пределах 5;
- Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
- Упражнять в умении составлять целое изображение предмета из отдельных частей.
|
Март | Мамин праздник | - Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное.
- Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение.
- Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
- Воспитывать любовь и чуткое отношение к близким людям.
| - Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе).
- Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).
- Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами.
| - Уточнять знания детей о назначении волос.
- Упражнять детей в действиях (волосы надо причесывать, подстригать, мыть, заплетать косичку, завязывать бант и т. д.).
- Закреплять навыки самомассажа глаз.
- Развивать зрительную и моторную координацию.
| - Учить воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
- Упражнять в умении называть и различать геофигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.
|
Март | Моя семья | - Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное.
- Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение.
- Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
- Воспитывать любовь и чуткое отношение к близким людям.
| - Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.
- Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз.
- Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт).
| - Продолжать знакомить детей с собственным телом, называть части тела, знать для чего они человеку нужны.
- Учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало. Закреплять умение находить и называть части тела.
- Формировать навыки ухода за телом.
| - Объяснять, что результат счета не зависит от величины предмета.
- Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, самый маленький.
|
Март | Мебель | - Закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное положение; сличать изображение с реальными предметами.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать желание относится к вещам бережно, поддерживать порядок в игровом уголке.
| - Учить соотношению игрушек с их условными обозначениями.
- Знакомить с простейшей схемой пространства.
- Упражнять в ориентировке в групповом помещении.
| - Закреплять представления о мебели. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств мебели с использованием зрения и других анализаторов.
- Учить понимать назначение предметов мебели и называть существенные детали.
- Учить сравнивать и группировать предметы мебели, понимать обобщающее слово «мебель».
- Активизировать словарь по теме.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
| - Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий.
- Развивать память, мышление, наблюдательность и глазомер в определении величины предметов.
|
Март | Комнатные растения | - Формировать способы зрительного восприятия цветочных растений. Учить различать и называть форму частей растения.
- Развивать цветовосприятие. Закреплять знание основных цветов спектра.
- Приучать детей беречь цветущее растение.
| - Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направление своего движения.
- Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец.
Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве. | - Уточнять и закреплять знания и предметные представления о растениях (названия, характерные особенности, величина).
- Учить сравнивать и группировать цветы по цвету, ориентируясь на него как на постоянный признак. Учить понимать обобщающее слово.
- Закреплять умение зрительно узнавать предметы в пространстве.
- Учить образовывать прилагательные от существительных, развивать речевую активность.
| - Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).
- Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего-либо.
- Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
|
Апрель | Книга | - Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг.
- Закреплять умение группировать книги по величине.
- Развивать мелкую моторику, посредством специальных упражнений.
- Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
| - Учить обозначать в речи направление своего движения.
- Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха.
- Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги.
| - Закреплять знания о функциях носа, о пользе дыхательной гимнастики.
- Уточнять знания о функциях глаз, о специальных способах охраны зрения.
- Формировать навыки ухода за глазами и очками.
- Обучать приемам самомассажа.
| - Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами.
- Познакомить с конусом на основе сравнения его с цилиндром.
|
Апрель | Весна | - Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие.
- Учить узнавать, называть и сличать предметы по величине.
- Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной.
- Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы.
| - Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направление своего движения.
- Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец.
- Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве.
| - Формировать знания о состоянии растений весной, особенностях поведения птиц и насекомых.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту весеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки весны.
| - Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5).
- Продолжать знакомить с цилиндром и конусом на основе сравнения их с шаром и кубом.
|
Апрель | Птицы | - Формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.
- Развивать умение анализировать основные признаки птиц (окраску оперения, величину, пространственное положение частей тела птицы).
- Продолжать учить заботиться о птицах.
| - Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к).
- Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
| - Расширять детские представления о птицах, упражнять в обследовании игрушек с использованием зрения и других анализаторов, и в выделении основных признаков.
- Обогащать словарный запас.
| - Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
- Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток.
- Упражнять в измерении протяженности с помощью разных средств.
|
Май | Игрушки | - Учить группировать предметы по существенным признакам.
- Закреплять умение правильно определять и называть направления.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Воспитывать умение содержать в порядке своё рабочее место.
| - Знакомить с простейшей схемой пространства.
- Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
- Развивать зрительную память.
- Учить обозначать в речи пространственное положение игрушек (на столе, под стулом и т. д.).
| - Закрепить знания детей о форме, цвете игрушек, материале, из которого они изготовлены.
- Учить понимать обобщающее слово «игрушки». Знакомить и расширять представления детей о работе магазина игрушек.
- Развивать навыки речевого общения.
| - Учить соотносить форму предметов с геофигурами: шаром и кубом.
- Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
- Упражнять в объединении предметов по заданным параметрам.
|
Май | Цветы | - Формировать способы зрительного восприятия цветочных растений. Учить различать и называть форму частей растения.
- Развивать цветовосприятие.
- Закреплять знание основных цветов спектра.
- Приучать детей беречь цветущее растение.
| - Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направление своего движения.
- Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец.
- Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве.
| - Учить различать виды цветов.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края, умение замечать красоту осеннего пейзажа.
- Расширять и обогащать словарный запас, обозначающий признаки осени.
| - Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета.
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами.
|