РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи в условиях логопедического пункта
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda_2019.docx | 80.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Дружба» р.п. Дергачи
Утверждена на заседании педагогического совета 30 августа 2019г. Протокол №___ | УТВЕРЖДЕНА Заведующий МДОУ детский сад «Дружба» ________Ю. А. Гонцова « ___» _________ 20 года Приказ №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи
в условиях логопедического пункта
Составитель:
Педагог-логопед
Бекешева Минслу Сиюшевна
Дергачи 2019г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
План-программа коррекционно-развивающей работы …………………….......5
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий …………....13
Ключевые слова ………………………………………………………………....24
Учебно-методический комплекс …………………………………………….....25
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы.
В рабочей программе коррекционно-логопедической работы представлено календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе с общим недоразвитием речи (ІІІ уровень) на 2019-2020 учебный год.
Содержательной и концептуальной основой планирования логопедической работы стала:
- Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Приказ Министерства образования и науки России № 655 от
23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Цель коррекционной работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение основных задач:
- развитие и совершенствование самостоятельной, связной реи;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного звукопроизношения (воспитание
артикуляционных навыков, овладение слоговой структуры, развитие фонематического слуха и восприятия);
- подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.
Настоящее рабочая программа позволяет наиболее рационально организовать работу в подготовительной логопедической группе, сэкономить время учителя - логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 30-35 минут.
Занятия по формированию произношения и обучению детей элементам грамоты (2 раз в неделю) – 64 занятия;
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (1 раз в неделю) – 32 занятий.
Количество фронтальных логопедических занятий сокращено за счет увеличения количества и качества индивидуально-подгрупповых занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель- логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.
Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый.
План-программа коррекционно-развивающей работы
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе
систематизации и обобщений знаний об окружающем мире в рамках изучаемых тем.
- Пополнение активного словаря существительными с
уменьшительными, увеличительными суффиксами.
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами
(картофелекопалка),неизменяемыми словами (пальто),словами-антонимами, словами-синонимами.
- Расширение представления о переносном значении слов (золотые
руки), активизация их в речи.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с
уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами (улететь, перелететь,
прилететь, вылететь).
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными
предлогами из-за, из-под.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных,
местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
- Умение образовывать и употреблять имена существительные
единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым темам.
- Закрепление умения образовывать и употреблять имена
существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях с предлогами по всем изучаемым темам (у дерева, по дереву, над деревом, под деревом, о дереве).
- Умение образовывать и использовать имена существительные и
прилагательные с и увеличительными суффиксами по всем лексическим темам.
- Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные
с существительными в роде, числе, падеже, подбирать однородные определения к существительным (проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные
глаголы, глаголы в разных временных формах (улетает, улетел, улетит).
- Совершенствование навыка составление простых предложений по
вопросам, по демонстрации действия, по картине, распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования
сложносочиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).
- Закрепления навыков анализа простых предложений без предлогов и с
простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
Развитие просодической стороны речи
- Продолжение работы по развитию речевого дыхания,
формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
- Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать
форсирования голоса.
- Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить
тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
- Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения
изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
- Формирование умения говорить в спокойном темпе.
- Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной
выразительностью речи.
- Коррекция произносительной стороны речи
- Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений
речевого аппарата.
- Продолжение автоматизации правильного произношения всех
поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Работа над слоговой структурой слова. Закрепление навыка
и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).
- Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов
из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
- Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков,
умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
- Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости
согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.
- Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать
звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.
Обучение грамоте
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова,
предложения с пройденными буквами.
2. Ознакомление с буквами У, А, И, П, Т, К, О, Х, Ы, М.. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.
3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по
заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
- Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и
по картине по заданному плану.
Второй период (декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад,
круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренным»; словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).
3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей, прилагательными с противоположным значение. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).
4. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать, посыпать).
5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Совершенствование грамматического строя речи
1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена
существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).
3. Формирование умения образовывать и использовать имена
прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.
4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься).
5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.).
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений
без предлогов и с простыми предлогами.
Развитие просодической стороны речи
1.Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.
- Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр
голоса.
- Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в
спокойном темпе, продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.
- Коррекция произносительной стороны речи.
- Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного
произношения всех поставленных ранее звуков.
- Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова
из открытых слогов (снеговики) и использовать их в активной речи.
- Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов
из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
- Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков
дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
- Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).
Обучение грамоте
1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами С, Н, З, Б, В, Д, Г, Э, Л, Ш, Р, Ж.
2. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
- Формирование умения решать кроссворды, ребусы, изографы.
- Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
- Формирование умения составлять рассказы из личного опыта,
рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
- Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и
знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.
Третий период (март, апрель, май)
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,
многозначными словами, словами в переносном значении, одно коренными словами, словами-синонимами и словами-антонимами, прилагательными.
3. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, подрастают, расцветают первые подснежники.).
- Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать —
покупатель, продавать — продавец, учить — учитель, ученик).
5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Совершенствование грамматического строя речи
1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее
грамматических категорий.
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена
существительные с увеличительными суффиксам и суффиксами единичности (проталинка, травинка).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена
прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).
4. Закрепление умения подбирать определения к существительным.
5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).
6. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными.
7. Совершенствование навыков составления простых предложений и
распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Совершенствование навыков анализа простых распространенных
предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.
Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.
2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
- Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в темпе.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
1. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости —
мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
- Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова,
выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.
- Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают
Звуков.
Завершение работы по коррекции произносительной стороны.
Обучение грамоте
1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов,
предложений, небольших текстов.
- Ознакомление с новыми буквами: Ц, Ч, Ф, Щ, Й, Е, Е, Я, Ю
- Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы,
читать изографы
4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых
коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.
2. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
- Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту
литературного произведения и задавать.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий
в подготовительной группе для детей с ОНР (III уровень)
Месяц | № нед. | Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоты. Основное содержание. Количество занятий. | Лексическая тема | Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Количество занятий. | |
Сентябрь | 1-ый период обучения (сентябрь, октябрь, 1-ая неделя ноября) | ||||
1. 2. | Обследование, знакомство с группой, с логопедическим кабинетом вновь прибывших детей. | Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь. | |||
3. | Понятия: «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук». (1 занятие) Различать на слух гласные, согласные звуки. Определять гласный звук по немой артикуляции. Анализ звукового ряда, состоящего из двух-четырех гласных звуков Звук и буква У. (1 занятие) Выделение начального ударного и безударного «У» на слух и в произношении (по предметным картинкам). Знакомство с буквой «У». Различение понятий «звук», «буква». | Осень. Деревья и кустарники. | Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении. (1 занятие) Смирнова Л. Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Работа с деформированными предложениями. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе. | ||
4. | Звук и буква А. (1 занятие). Выделение начального ударного и безударного «А» на слух и в произношении. Анализ звукового ряда из 2-х гласных: АУ, УА. Различение «звук» - «буква» Знакомство с буквой А. Звуки А, У. (1 занятие) Дифференциация гласных звуков. Выделение ударных и безударных звуках. Анализ звукового ряда из трех гласных . | Овощи. Огород. | Составление загадок-описаний. (1 занятие). Простое односоставное и двусоставное предложение, распространение предложений. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Понятие «действие». Постановка вопросов к глаголам по простым предметным картинкам. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе. Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | ||
Октябрь | 5. | Звук и буква И. (1 занятие) Выделение начального ударного и безударного «И» на слух и в произношении. Анализ звукового ряда из 3-х гласных: ИВА. Знакомство с буквой И. Звуки П – ПЬ. Буква П. (1 занятие) Понятие «согласный звук». Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога АП. Дифференциация на слух и в произношении П-ПЬ-Б. Воспроизведение слоговых рядов. Знакомство с буквой П. |
Фрукты. Сад. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка», по серии сюжетных картин. (1занятие) Закрепление правильного употребления имен существительных в творительном падеже, умение грамматически правильно строить свое высказывание. Усвоение категории родительного падежа с предлогом для. Составление сложных предложений с союзом потому что. | |
6. | Звуки П – Т. (1 занятие) Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Буква Т. (1 занятие) Знакомство с буквой Т. Дифференциация звуков П-Т-Д-К на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов. | Лес осенью. Грибы и ягоды. | Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» .(1 занятие) Понятие «признак». Постановка вопросов к прилагательным по простым предметным картинкам. Именительный падеж единственного и множественного числа существительных. Согласование существительных с числительными. Уменьшительно-ласкательная форма существительных. | ||
7. |
Звуки К – КЬ. Буква К. (1 занятие) Дифференциация К-П-Т на слух и в произношении. Знакомство с буквой К. Закрепление изученных букв. Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги). Выделение начального согласного в словах КОТ-ТОК-ПУХ… Звук и буква О. (1 занятие) Выделение ударного гласного после согласного в словах: ДОМ, КОТ, ТОК, МОХ; ударного гласного в конце слова: ОКНО, КИНО, ПАЛЬТО… Звуковой анализ слов типа: КОТ,КИТ. Знакомство с буквой О. | Кто, как готовится к зиме. | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов. (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Употребление в речи притяжательных прилагательных. Упражнение в употреблении простых предлогов. Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. | ||
8. | Звуки Х - ХЬ. Буква Х. (1 занятие) Знакомство с буквой Х. Выделение начального и последнего согласных звуков. Выделение звука «Х» из начала, середины, конца слова. Звуки К - Х. (1 занятие) Анализ и синтез слов типа: КОТ, ПУХ. Дифференциация звуков К-Х на слух и в произношении. Понятие о длинных и коротких словах. Отстукивание ритмического рисунка. | Одежда, обувь, головные уборы. | Словообразование относительных прилагательных (по материалу, по способу изготовления, по сезону (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Обогащение лексики профессиями людей, изготавливающих одежду, обувь, головные уборы. Упражнение в различении и употреблении глаголов одевать - надевать, одеть – надеть. Преобразование деформированной фразы. | ||
Ноябрь | 9. | Звуки М-МЬ. Буква М. (1 занятие) Выделение начального согласного и последнего гласного. Звуковой анализ типа: МАК, МАМА, ТИМА, ТОМА. Запоминание и воспроизведение ряда слогов с разными гласными и одинаковыми согласными. Знакомство с буквой М. Звук и буква Ы.(1 занятие) Знакомство с буквой Ы. Проговаривание ряда одинаковых слогов с ударение: ты-ты-ты, па-па-па и т.п. | Поздняя осень. | Образование сложных слов методом сложения основ. (1 занятие) Сопоставление ранней и поздней осени. Образование родственных слов. Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Упражнение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных с предлогом (с), (со). | |
2-ой период обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль) | |||||
Ноябрь | 10. | Звуки Ы - И.(1 занятие) Выделение ударного гласного после согласного из середины и конца слова. Звуковой анализ и синтез слов типа КИТ, ПЫХ. Звук С. Буква С. (1 занятие) Закрепление правильного произношения Определение места звука в слова. Звуко-слоговой анализ слова «суп». |
Домашние животные. | Составление рассказа «Щенок» с использованием серии картин. (1 занятие) Закрепление предложений отработанных моделей. Закрепление пройденных грамматических категорий. Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному плану, с помощью вопросов. | |
11. | Звуки С - СЬ. Буква С. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков С-СЬ-ТЬ-Т. Познакомить с понятием «мягкий звук», «твёрдый звук». Определение места звука в слове. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова. Знакомство с буквой С. Звуко-слоговой анализ слов: ГУСЬ, ГУСИ. Буква Н. (1 занятие). Знакомство с буквой Н. Звуко-слоговой анализ слова САНИ. | Дикие животные наших лесов, их детёныши. | Сказка «Как козочка и волк разговаривали». (1 занятие) Пересказ начала и придумывание концовки. Упражнение в практическом употреблении увеличительных и уменьшительных суффиксов. Обогащение речи антонимами, действительными причастиями настоящего времени типа: жить - живущий. В.В. Коноваленко с.31 (2 период) | ||
12. | Звуки З - ЗЬ. Буква З.(1 занятие) Дифференциация звуков З-ЗЬ на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными гласными и одинаковыми согласными: за-зо-зу. Знакомство с буквой З. Звуко-слоговой анализ слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА. Звуки С - З, СЬ - ЗЬ. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков З-С-ЗЬ-СЬ. Понятия «звонкий звук», «глухой звук». Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными: са-за-за. | Посуда. Продукты питания. | Пересказ рассказа «Что вкуснее?» (1 занятие) Смирнова Л. Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление предлога для. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Составление предложений с однородными членами. | ||
Декабрь | 13. | Звук и буква Д. (1 занятие) Работа с разрезной азбукой, составление и преобразование слогов и слов: ДУБ-ДУБЫ-ДУБОК; ДОМ-ДОМА-ДОМИК. Знакомство с буквой Д. Звуки Т - Д. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении Д-Т. Придумывание слов по заданной схеме. Отработка слов-паронимов типа: дом-том, дома-тома. | Зима. | Составление рассказа по картине "Река замерзла" (из серии картин О. И. Соловьевой) (1 занятие) Глухов В. Усвоение переносного значения слов. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Подбор однородных сказуемых. Образование родственных слов | |
14. | Звуки ДЬ -ТЬ. (1 занятие) Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков ДЬ-ТЬ-Д-Т. Характеристика звуков, звуко-слоговой анализ 2-х сложных слов с двумя открытыми слогами. Буква В. (1 занятие) Знакомство с буквой В. Звуки «в», «вь». Выкладывание предложений из разрезной азбуки типа: У Вани вата. Вот буква. | Зимующие птицы. | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин . (1анятие) Сложносочиненные предложения с союзами «а», «и» типа: «Совы живут в лесу, а голуби в городе». Простые распространенные пре6дложения с однородными подлежащими типа: «В кормушку прилетели…». Согласование существительных с предлогами: «в», «на», «под», «над», «за». Родственные слова «корм». | ||
15. | Звуки Б - БЬ. Буква Б.(1 занятие) Звуко-слоговой анализ. Составление схемы слов: БИНТ, БАНТ. Ударение. Закрепление понятий «мягкий звук», «твёрдый звук». Знакомство с буквой Б. Звуки П-Б.(1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков Б-П. Закрепление понятий «звонкий звук», «глухой звук». Характеристика звуков. | Человек. Части тела. Гигиена. | Составление сказки «Великан и Гномик». Смирнова Л. (с использованием элементов моделирования). (1 занятие) Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Образование и употребление в речи сложноподчиненных предложении с придаточными цели. Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. | ||
16. | Звук Г и ГЬ. Буква Г. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ: ГУСИ. Знакомство с буквой Г. Звуки Г- К, ГЬ – КЬ.. (1 занятие) Учить слухо-произносительной дифференциации звуков. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных «книга», «книги». | Новый год. | Придумывание сказки по образцу и предложенной ситуации. Сказка «В гостях у Дедушки Мороза». (1 занятие) Обучение творческому рассказыванию. Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к предметам. | ||
К А Н И К У Л Ы | |||||
Январь | 18. | Звук и буква Э. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ слов: ЭТО, ЭТИ. Знакомство с буквой Э. Звук и буква Ш. (1 занятие) Анализ слов типа: ШКАФ. Произношение слоговых рядов со стечением согласных, с разными согласными, с разными гласными. Преобразование слов. Знакомство с буквой Ш. | Мир морей и океанов. Рыбы. | Пересказ рассказа Е.Пермяка « Первая рыбка» с элементами творчества. (1 занятие). Смирнова Л Обучение пересказу текста от первого лица без наглядной опоры. Образование притяжательных. Упражнение в употреблении сложных предлогов: из-под, из-за, через | |
19. | Звуки С - Ш. (1 занятие) Сравнить артикуляцию звуков С и Ш (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение. Слухо-произносительная дифференциации звуков. Преобразование слов. Звуки Л - ЛЬ. (1 занятие) Звуко-слоговой анализ и схема слов СТОЛ, СТУЛ, ВОЛК, ЛОСЬ. Придумывание слов по заданной схеме. Запись печатными буквами слов под диктовку, чтение слов, предложений. | Экзотические животные. | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». (1 занятие) Смирнова Л. Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту. Развивать умение строить высказывание без опорных сигналов. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. | ||
20. | Буква Л. (1 занятие) Дифференциация на слух звуков: Л-ЛЬ, в произношении. Произносительная дифференциации звуков. Знакомство с буквой Л. Звуки Р - РЬ. Буква Р .(1 занятие) Составление слогов, слов по знакомым схемам. Преобразование слогов, слов. Упражнения с разрезной азбукой. | Мой город. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» из личного опыта. (1 занятие) Смирнова Л Составление распространенных предложений. Развитие умения строить высказывание, опираясь на готовый план. Образование родственных слов. Употребление существительных множественного исла в родительном падеже. Упражнение в употреблении предлогов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. |
Февраль | 21. | Звуки Р - Л. (1 занятие) Упражнения с разрезной азбукой. Дифференциация на слух и в произношении звуков. Слова сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слогов и слов. Звуки Р - Л, РЬ - ЛЬ. (1 занятие) Анализ и преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры. | Профессии. Материалы и инструменты. | Составление рассказа по Э. Шиму «Своими руками» с опорой на вопросы и картину. (1 занятие) Образование существительных от глаголов. Формирование навыка словообразования. Усвоение категорий дательного падежа. |
22. | Звук и буква Ж. (2 занятия) Придумывание слов по заданной схеме. Звуко-слоговой анализ слов. Знакомство с буквой Ж. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. | Дом. Строительство | Составление рассказа «На стройке» по коллективно составленному плану детей. (1 занятие) Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. Словообразование существительных, обозначающих строительные профессии. | |
23. | Звуки Ж - Ш. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении, Придумывание слов по заданной схеме. Упражнения в преобразовании слов путем замены одного звука: Луша-лужа. Звуки Ж - З.(1 занятие) Слухо-произносительная дифференциация звуков. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. | Наша армия. | Составление рассказа « Собака-санитар» по серии сюжетных картин. (1 занятие) Словообразование страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных типа: Ранить - раненый боец, перевязать - перевязанный боец. | |
24. | Звук и буква Ц. (2 занятия) Совершенствование навыков звуко-слогового анализа. Выделение из текста слов с заданным звуком. Придумывание слов по заданной схеме. Знакомство с буквой Ц. | Комнатные растения | Пересказ рассказа Н. Нищевой «Аленький цветочек» по серии сюжетных картин. (1 занятие) Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе. | |
3-ий период обучения (март, апрель, май) | ||||
25. | Звуки С - Ц. (1 занятие) Дифференциация С-Ц на слух и в произношении. Раздельное написание одного слова от другого. Постановка точки в конце предложения. Звуки Ф – ФЬ. Буква Ф. (1 занятие) Четкое произнесение звуков Ф и ФЬ. Дифференциация их на слух и в произношении. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза. Знакомство с буквой Ф. | 8 Марта. Семья. | Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму». (1 занятие) Закрепление изученных грамматических категорий. Самостоятельное придумывание событий, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине. |
Март | 26. | Звуки В - Ф, ВЬ - ФЬ (1 занятие) Выкладывание слов из разрезной азбуки под диктовку, с опорой на предметную картинку, схему. Дифференциация звонких и глухих согласных. Составление слов из данных букв. Звук и буква Ч. (1 занятие) Четкое произнесение звука. Характеристика звука. Упражнения с разрезной азбукой... Знакомство с буквой Ч. | Мебель. Электроприборы | Пересказ без опоры «Стол». (1 занятие) Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Подбор родственных слов. Образование сложных слов, путем сложения двух основ. Образование прилагательных суффиксальным способом. | |
27. | Звук и буква Ч. (1 занятие) Составление схем слов со стечением согласных. Звуко-слоговой анализ слов. Звуки Ч – ТЬ. (1 занятие) Дифференциация звуков Ч – ТЬ. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности. | Ранняя весна. Первоцветы. | Пересказ сказки «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с иллюстрированием на мольберте по ролям. Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов. Употребление существительных в творительном и родительном падеже единственного и множественного. | ||
28. | Звук и буква Щ.(1 занятие) Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов, читать и писать печатными буквами короткие предложения. Звуки Ш – Щ. Буквы Ш – Щ. (1 занятие) Сравнить артикуляцию звуков Ш и Щ (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков, обозначение. Слухо-произносительная дифференциации звуков. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. | Перелётные птицы. | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок. (1 занятие) Употребление родительного падежа существительных во множественном числе. Образование сложных слов. Образование глаголов при помощи приставок. Употребление в речи простых и сложных предлогов. | ||
Апрель | 29. | Звуки Щ-Ч. (1 занятие) Сравнение артикуляций Щ – Ч (нахождение общего и различий, обратить внимание детей на характер воздушной струи) Дифференциация звуков Щ – Ч. Звуковой анализ слов без наглядной опоры. Преобразование слов. Звуки Щ-СЬ. (1 занятие) Сравнение артикуляций звуков, нахождение общего и различного в артикуляции. Дифференциация на слух и в произношении. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Преобразование слов. | Транспорт. | Пересказ рассказа Б.Житкова «Светофор». (1 занятие) Составление рассказа по плану, по опорным картинкам. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе). Образование глаголов с приставкой от глагола "ехать". Образование сложных слов типа: четырехколесный, самолет. | |
30. | Буква й. (1 занятие) Твёрдые и мягкие согласные звуки. Знакомство с буквой й. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности. Развивать звуко-слоговые представлений. Учить преобразовывать слова. Звуки ЛЬ – Й. (1 занятие) Различение звуков ЛЬ - Й на слух и в произношении. Преобразование слогов путем замены Й – ЛЬ. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности. Совершенствование слухо-речевую памяти. | Космос. | Пересказ сказки «Мечта Звездочета» с опорой на план. (1 занятие) Образование родственных слов. Употребление множественного числа существительных в родительном падеже. Согласование числительных с существительным. | ||
31. | Гласные 2-го ряда. (1 занятие) Чтение, печатание, упражнения с разрезной азбукой. Буквы А-Я.. (1 занятие) Дифференциация букв.. Упражнение с использованием разрезной азбуки, после предварительного звукового анализа. Составление, преобразование, чтение слогов, слов, предложений. | Весна идет. | Составление предложений о «дружбе» по двум опорным предметным картинкам. (1 занятие). Смирнова Л. Составления предложений с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам. Усвоение категории родительного падежа множественного числа. | ||
32. | Буквы У-Ю. (1 занятие) Дифференциация букв. Чтение, печатание слов, небольших предложений. Буквы О-Е . (1 занятие) Дифференциация букв. Чтение предложений, печатание слов. | Насекомые. | Составление пересказа «Как бабочка летала». (1 занятие) Смирнова Л. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение предлогов под, из-под, около. | ||
Май | 33. | Буквы Э -Е. (1 занятие) Дифференциация букв. Звуковой анализ. Чтение предложений, печатание слов. | Праздник Победы. | Составление рассказа по рисункам детей. (1 занятие) Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает». Подбор родственных слов к словам: защита, герой. | |
34. | Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь Закрепить слухо-произносительную дифференциацию гласных первого и второго ряда. Объяснение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме: с помощью гласных И, Я, Ю, Е, Ё, а также с помощью Ь в конце и середине слов | Школа. Книги. Библиотека. | Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». (1 занятие) Смирнова Л. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. Подбор родственных слов. Составление предложений с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам. | ||
35. | Обследование детей | ||||
36. |
Ключевые слова
- Речь
- Звук
- Гласный звук
- Согласный звук
- Согласный глухой
- Согласный звонкий
- Согласный твердый
- Согласный мягкий
- Ударный гласный
- Слог
- Слово
- Начало слова
- Середина слова
- Конец слова
- Предложение
- Схема слова
- Схема предложения
- Буква
- Слова-предметы
- Слова-действия
- Слова-признаки
- Родственные слова
- Пересказ
- Рассказ
- Чистоговорка
- Скороговорка
- Предлог
- Точка
- Восклицательный знак
- Вопросительный знак
- Текст
Учебно - методический комплекс:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение,
2009г.
2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.
5. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет. Учебно-методический комплект
"Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием
речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,
2002.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
11. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое
пособие - Спб.: Детство-Пресс, 1999.
12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми в средней группе, имеющими нарушение зрения».
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и...
Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках»....
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...
"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"
quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»
Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональ...
Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...