Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
проект на тему
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга
Основные принципы при организации проекта: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
Цель проекта: установить с родителями партнерские отношения;
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты МДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Школа дошкольных наук», педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnyy_vklad.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в основе новых образовательных технологий
Воспитатель Сивякова Ирина Владимировна
По теме: « Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения»
Актуальность проекта: Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований. Содержание образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось идеализации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга
Основные принципы при организации проекта: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
Цель проекта: установить с родителями партнерские отношения;
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты МДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Школа дошкольных наук», педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДОУ.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта: с сентября 2013 г. по май 2014 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2013 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2014 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2013 г.
Мероприятия | Задачи |
1. Определение степени удовлетворенности семьи, деятельностью ДОУ ( анкетирование, мониторинг) Составление социального паспорта семьи Изучение воспитательной системы в семье (анкетирование, мониторинг) | Выявить запросы родителей на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом
|
2. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий | формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта (создание творческой группы) |
3. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д | - формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
|
4. Совещание при заведующей с членами творческой группы МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида», «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта». | - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов - определение основных направлений деятельности по реализации проекта; - организация творческой группы; - определение руководителя клуба «Школа дошкольных наук» - определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя»». - разработка плана внедрения проекта. - выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта.
|
5. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | - издание Приказа заведующей о реализации проекта, - подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной
|
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом | ||
Заседание Родительского комитета | Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.
| Октябрь |
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании». | Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.
| Ноябрь |
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ. | Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. | В течение года |
Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.
| Промежуточное координирование деятельности участников проекта. | Декабрь |
Работа педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя»
| ||
Координационное собрание для родителей гр. №8 (для детей с ослабленным зрением)
| Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем зрительное восприятие, играя».
| Октябрь |
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»
| Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Предоставление памяток для родителей по темам встреч. | Ноябрь |
Встреча на тему « «Развитие осязания и мелкой моторики» с приглашением дефектолога
| Январь | |
Встреча на тему «Дидактические игры, для развития зрительно – двигательной ориентации»
| Март | |
Оформление информационно – наглядного журнала « Калейдоскоп» | Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.
| В течение года |
Создание тематических памяток для родителей. | Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.
| В течение реализации проекта |
День открытых дверей. | Приглашение родителей на занятия с элементами коррекционной работы.
| Май |
Работа родительского клуба «Школа педагогических наук» | ||
Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.
| Запись родителей в клуб «Школа педагогических наук».
| Октябрь |
Конкурс «Герб и девиз клуба» Выпуск наглядно – информационного журнала «Калейдоскоп» для детей и родителей. | Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности. Информирование родителей о событиях, мероприятиях в группе. | Ноябрь В течение года (ежемесячно) |
Участие в проектной деятельности, по лексическим темам годового плана. | Познавательное воспитание дошкольников. | В течение года |
Встреча с сотрудником детской городской библиотеки с беседой «Книги о Ленинградской области».
| Познавательное развитие дошкольников. | Январь |
Создание фотоколлажей, семейных стенгазет, по лексическим темам годового плана. | Обмен педагогическим опытом с родителями.
| В течении года |
Мастер – класс для родителей «Шапочки для «Зайчиков» | Повысить положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности. | Декабрь |
Проведение тематических занятий с участием родителей.
| Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.
| По плану воспитателей |
Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных мероприятий. | Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.
| В течение реализации проекта |
Регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» в журнале «Калейдоскоп», на официальном сайте МДОУ
| В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. | Октябрь В течение реализации проекта |
Составление картотек - «Педагогическая копилка: родители для педагогов», - «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» | Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства | В течение реализации проекта |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2014 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
|
Апрель |
Семинар для ДОУ муниципалитета | Представление результатов реализации проекта.
| Апрель |
Общее родительское собрание. | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.
| Май |
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. | Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.
| Май |
Создание папки по итогам реализации проекта.
| Обобщение опыта работы. | Май |
Результативность:
Работа продолжается. Много различных форм работы с родителями опробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей, ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Библиографический список
Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.
В статье подобраны рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, имеющих детей с нарушением зрения....
Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках»....
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...
Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...