Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье подобраны рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, имеющих детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. Для проведения эффективной целенаправленнойкоррекционно-логопедической работу, педагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных офтальмологические и гигиенические рекомендации. Именно такой индивидуальный подход поможет правильно и эффективно организовать коррекционно - работу сребёнком на занятии. Вся коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности. Основную работу по речевому развитию проводит логопед, воспитатели формируют у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, рисования, лепки, конструирования и т.д.Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время различных видов деятельности, но и во всех режимных моментах. [48] Выделим основные рекомендации для логопеда и воспитателя, работающих с детьми с нарушением зрения:
Знания о детях с сочетаннымидефектами (наряду с нарушением зрения,отклонения в развитии слуха, опорно-двигательной системы и др.) помогут воспитателю и логопеду организовать индивидуальный дифференцированный подход к учащимся, определить время и порядок смены различных видов деятельности на уроке, создать правильные условия для деятельности ребенка и тем самым повысить эффективность работы с ним.[65]
Если у ребёнка анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не управляется в работе и со временем может перестать функционировать от бездействия. Со стороны воспитателя и логопеда необходимы контроль, распределение зрительной нагрузки, заклеивание лучше видящего глаза (решается совместно с офтальмологом) и подбор упражнений для амблиопичного глаза. При дефектном зрении у учащихся очень часто отмечаются нарушения в цветовосприятии. По данным Л.П. Григорьевой,[13]у слабовидящих отмечается глубокая патология цветного зрения (преимущественно у мальчиков), патология цветоразличения, есть дети способные воспринимать и различать цвета, но со сниженной чувствительностью к основным цветам — синему, зеленому, красному.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что коррекционная работа с детьми с нарушением зрения требует взаимодействия: логопеда и дефектолога (тифлопедагога). Основным направлением коррекционной деятельности является - охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это главное условие для дальнейшей социализации слабовидящих детей в среду здоровых сверстников. Помимо рекомендаций для специалистов и педагогов, были предложены рекомендации для родителей. Так как лишь в тесном взаимодействии между семьёй, воспитателем и логопедом мероприятия, направленные на формирование грамматического строя речи, дадут наилучший результат. В общении с родителями продолжается обогащение словаря ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Даже если родители очень заняты, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. В родительском уголке были размещены игры для родителей на формирование и коррекцию грамматического строя речи:
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: - Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.; - Медведь осенью засыпает, а весной… - Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… - Мокрое бельё развешивают, а сухое… - Вечером солнце заходит, а утром…
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: - Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) - Бодается, мычит, пасётся? - Крадётся, царапается, мяукает? - Шипит, извивается, ползает? Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
- Четыре ножки, спинка, сиденье. - Корень ствол, ветки, листья. - Носик, крышка, ручка, донышко. - Корень, стебель, листья, лепестки.
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.Пример: Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию техники оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, мелкой моторики пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклоне...
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»
Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....
«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.
laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...
Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках»....
презентация "прогулка -эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста имеющие нарушения зрения"
Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню . Что я делаю – я понимаю. Конфуций Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, к...