Социализация ребёнка с ЗПР через познание себя с использованием экспериментальной деятельности
статья на тему

Гомзина Любовь Васильевна

В статье говорится о различных видах экспериментальной деятельности и положительных результатах использования экспериментальной деятельности при ознакомлении ребенка с ЗПР с организмом человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gomzina_lv_statya_3.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация ребёнка с ЗПР через познание себя
с использованием экспериментальной деятельности

Л.В. Гомзина

Социализация ребенка с задержкой психического развития, по мнению большинства психологов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Процессом самопознания происходит от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального. Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и помощи себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей в семье, детском саду.

 Формирование у детей с ЗПР представлений о себе происходит как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни. Формирование представлений о себе осуществляется на экскурсиях, в процессе наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений, в процессе ознакомления с художественной литературой, иллюстративным материалом.

У ребенка с ЗПР любой навык формируется  очень медленно, преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому ознакомление ребенка с проблемами в развитии с самим собой должно базироваться на наблюдениях, самонаблюдениях, экспериментах в различных видах деятельности.

В настоящее время остро стоит проблема организации основного ведущего вида в познании окружающего мира - экспериментирования. Ещё Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Н.Н. Поддьяков доказал, что если детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них  возникают серьезные психические нарушения, которые негативно сказываются на развитии ребенка.

Экспериментальная деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка, как и игровая. Простейшая экспериментальная деятельность необходима ребенку с проблемами в развитии. В экспериментальной деятельности ребенок с ЗПР становится субъектом деятельности, носителем предметно-практической деятельности и познания.

Эксперимент  помогает ребенку приобрести  необходимые знания о жизни, манипулируя с предметами, наблюдая, ребенок познает мир, развивает интеллект.

Эксперимент побеждает нерешительность, неуверенность в себе, у ребенка просыпается инициатива достичь успеха.

Исследовательская деятельность ребенка с отклонениями в развитии представляет собой экспериментирование с игрушками,  частями тела, органами чувств, с окружающими предметами. Постепенно у ребенка с ЗПР мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

 Социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребенка. Первым этапом приобщения ребенка к социальному миру является знакомство с организмом, частями тела, органами чувств человека.

 При ознакомлении с организмом, прежде всего, надо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела. Эта работа проводится с детьми с ЗПР первого года обучения (Покажи, где у тебя глазки, носик, ушки, язычок...). Воспитатель задаёт детям вопросы и подкрепляет ответы детей поощрительной улыбкой, похвалой. Используются простые упражнения типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой», «Покажи язычок», «Давай спрячем носик от мороза», «Ножками потопай, ручками похлопай», «Покажи пальчики, сожми их в кулачок»  и т. д.

Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания

Далее взрослые выясняют, понимает ли ребенок назначение органов чувств и частей тела (Зачем тебе глаза, нос, рот?).

Данному вопросу должны предшествовать упражнения, опыты, наблюдения детей за собой, игры. Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза, рассказать, что они видят вокруг себя, и объяснить, почему им нечего ответить. Дети делают вывод, что глаза нужны, чтобы видеть.  Чтобы узнать, для чего нужен нос, можно предложить зажать нос одной рукой. Дети пытаются вдохнуть ртом и делают вывод о том, что нос нужен для дыхания. Поднося к носу вату с различными запахами, дети выясняют, что у носа есть обязанность различать запахи. Знакомя с ртом целесообразно предложить прикоснуться ватной палочкой, смоченной в кислой, сладкой, соленой воде. Дети делают вывод о назначении языка чувствовать вкус. При знакомстве с кожей предложить детям приложить к коже тёплые, холодные предметы. Задать детям вопрос «Что может чувствовать кожа?» (Холод, Тепло.).

 Ребенка просят посмотреть на предмет и рассказать о нем, а затем предлагают взять его в руки, обследовать, послушать звучание и повторить рассказ. Воспитатель объясняет, почему рассказ стал полнее, какие органы чувств помогли в этом ребенку.

В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа «Определи по звуку, «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь?», «Узнай по запаху»  и др.

Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребенок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем.

Целесообразно использовать шутливые задания типа «Пусть каждый постарается быстрее всех пробежать на прямых ногах», «Попробуй взять яблоко и поднести его ко рту, не сгибая руку в локте» и т. п. Разнообразие заданий зависит от фантазии воспитателя и детей. Важно, чтобы дети как можно в большей степени испытали на себе целесообразность строения частей тела и их функционирования.

Детям с ЗПР второго и третьего года обучения можно рассказать и о внутренних органах человека, их значении и функционировании. Конечно, выбор должен быть предельно ограничен: сердце, желудок, легкие.

Методика аналогична той, которую воспитатель использует при ознакомлении с внешними органами: познакомить с названием, примерным расположением, через упражнения и наблюдения. Дать возможность почувствовать орган (сердце сильно бьется после бега, плавания, прыжков; дыхание учащается, можно вдохнуть и выдохнуть воздух и т. д.). Затем следуют рассказ о функции каждого органа, о его значении для жизни и здоровья человека и ознакомление ребенка со способами бережного отношения к собственному организму.

Обобщающим может быть и фронтальное занятие на тему «Мои помощники». Его можно организовать по-разному. Например, занятие начинается с рисования человека и последующего обсуждения рисунков с точки зрения того, каких помощников человека дети изобразили и почему они считают их помощниками. Или же детям предлагают картинки с изображениями различных органов чувств и частей тела и просят рассказать по каждой картинке, какова функция того или иного органа.

После того как дети на практике убедятся, как важны органы чувств и части тела, можно переходить к следующему этапу. Первая беседа с детьми проходит на тему «Есть ли враги у твоего организма». Воспитатель помогает детям выделить среди врагов, по меньшей мере, четыре фактора: грязь, разницу температур, внешние раздражители (сильный или слабый свет, сильный звук), опасные предметы. В беседе можно использовать художественные произведения: стихи К. Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и др.; поговорить о результатах предварительных наблюдений дошкольников за собой и друг за другом; рассмотреть картинки. Цель подобных бесед — вызвать у ребенка желание беречь свой организм и обучить способам бережного отношения к себе. В группе можно разработать с детьми свод правил, которых должны придерживаться все: «Мой руки по мере их загрязнения», «Не наклоняйся низко над столом, когда читаешь, рисуешь» и т.д.

Опыт работы показал, что использование экспериментальной деятельности при ознакомлении ребенка с ЗПР с организмом позволяет обеспечить усвоение познавательного материала и воспитать нравственные чувства и отношения.

Литература:

  1. Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – ТЦ Сфера, 2008. – (Программа развития).
  2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.
  3. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП) и опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у Сказки» (во второй младшей группе)

В ходе занятия дети знакомятся  с геометрической фигурой овал и цифрой 5.  Формируются  представления о порядковом значении чисел в пределах 5; закрепляются  умения отвечать на воп...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали к...

Программа по коррекции эмоционального выгорания и развития навыков саморегуляции у педагогов «Я ПОЗНАЮ МИР ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»

Актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов очевидна и обуславливается теми объективными факторами, которые возникают не только в связи с определенной спецификой педагогической деятельнос...

Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

проект социализация ребёнка в обществе через освоение прав и обязанностей

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по воспитанию человека , соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспит...

"Я - ГРАЖДАНИН" проект социализации ребёнка в обществе через освоение прав и обязанностей

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспита...

Перспективное планирование по теме: «Здоровье ребенка через познание себя».

Перспективное планирование по теме:«Здоровье ребенка через познание себя»....