Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе
материал (старшая группа) на тему

Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

Мельникова У.Р.

МКДОУ детский сад «Радуга» ст. Просница Кировская область.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагается построение общеобразовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Сюда входит и познавательно – исследовательская деятельность детей : проектирование, моделирование, экспериментирование.

 Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами, а мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста.

Я разработала программу дополнительного образования «Почемучка». Программа расчитана на 2 года: в этом году мы экспериментируем с объектами и явлениями живой и не живой природы, а в следующем году , в подготовительной группе, мы будем изучать физические свойства предметов окружающего мира ( светообразование, магнетизм, электричество, звук).

Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Для успешной реализации программы в старшей  группе был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

2) место для проведения опытов

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)

Нами был сформирован примерный перечень материалов для исследований.

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

7. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

8. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

9. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

10. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, пробирки.

Структура занятия- экспериментирования:

*Постановка проблемы

*Выдвижение предположений

*Проверка гипотез

*Подведение итогов вывод

*Фиксация результатов

*Вопросы детей

*Для положительной мотивации использую стимулы:

*Тайна, сюрприз

*Мотив помощи

*Познавательный мотив (почему так?)

*Ситуация выбора.

Совместная экспериментальная деятельность организуется в группе один раз в неделю по 20-25 мин.

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки».  На этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования
  8.   Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации

  Но наша исследовательская деятельность не ограничивается рамками группы, а продолжается и на прогулочном участке. Мы наблюдаем за живой природой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений, играем с сырым и сухим песком и при этом выделяем его свойства. Выясняем где быстрее растает снежинка- на рукавичке или на ладошке, и как сделать разноцветные льдинки.

Взаимодействие с семьей.

Ни одну воспитательную  или образовательную задачу невозможно    успешно решить  без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

.   В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я  убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Сотрудничество с родителями  

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: презентация проектов по экспериментированию дома с водой и воздухом.
  •  Оформление папки «Мои открытия».

Моя работа продолжается. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания,развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свое выступление китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл,

То, что я увидел, я помню,

То, что я сделал, я знаю!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экспериментированию в старшей группе: «Осенние листья».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.        Детск...

Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...

Статья из опыта работы над проектом в старшей группе.

Статья о работе над проектом "Моя Малая родина -Ессентуки"...

Из опыта работы по ПДД в старшей группе

В статье предоставлен материал из опыта работы по ПДД в старшей групее. Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учрежде...

Презентация опыта работы по теме: "Традиции нашей группы"

Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и...

Презентация опыта работы «Организация трудового воспитания в группе раннего возраста»

ВоспитаВоспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается ф...