Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
опыты и эксперименты
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффективных средств обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из таких перспективных методов является детское экспериментирование. Поэтому приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty.docx | 29.17 КБ |
detskoe_eksperimentirovanie.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии общих способностей ребенка, которые необходимы каждому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», - писал Л.А. Венгер. С введением федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления качества дошкольного образования, а перед воспитателем встала задача с акцента знаний, умений и навыков перейти на развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность каждого воспитанника.
СЛАЙД 2
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффективных средств обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из таких перспективных методов является детское экспериментирование. Поэтому приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
СЛАЙД 3
Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребёнка определила цель и задачи.
цель: развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование.
задачи:
- Создавать условия для элементарного детского экспериментирования.
- Расширять представление детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
- Развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- Приобщать родителей к совместной экспериментальной деятельности.
СЛАЙД 4
Моя практика показывает, что экспериментирование по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что оно пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Главным достоинством метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнивания и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.
СЛАЙД 5
В условиях детского сада я организую экспериментальную деятельность с учётом возрастных особенностей детей. В процессе опытов и экспериментов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия.
СЛАЙД 6
При организации экспериментальной деятельности я выступаю не в роли учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
СЛАЙД 7
Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
- Неживая природа – воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
- Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов.
СЛАЙД 8
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. При условии выполнения данных правил у детей развивается любознательность, самостоятельность, умение находить пути решения проблемных ситуации.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы.
- Поиск путей решения проблемы.
- Проверка гипотез, предположений.
- Обсуждение увиденных полученных результатов.
- Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельному экспериментированию. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, мотив помощи.
СЛАЙД 9
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную экспериментальную деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена мини-лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. В этом уголке у нас живет пчелка Зная. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдение по разной тематике.
СЛАЙД 10
С целью выявления отношения родителей к экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам анкетирования я сделала вывод, что их заинтересовала данная тема. Родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не придают особого значения значимости в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родитель отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовала в следующих формах:
- разработаны и проведены родительские собрания,
- оформлена серия наглядной информации для родителей,
- проведены индивидуальные и групповые консультации,
- использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций.
СЛАЙД 11
В нашей группе появилась традиция «Семейные опыты». Дома родители вместе с детьми проводят опыт,
СЛАЙД 12
а когда дети приходят в детский сад то рассказывают об этом опыте, делятся впечатлениями, проводят опыт для сверстников.
СЛАЙД 13
Позитивным практическим опытом работы по данной теме считаю участие в профессиональных мероприятиях:
– участник-финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Мой лучший урок – 2011».
– открытый показ занятия-эксперимента с детьми подготовительной группы по теме «Как правильно хранить хлеб» на ГМО для старших воспитателей;
– победитель, 3 место Всероссийского педагогического конкурса Лучший конспект занятия (НОД) Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ».
– лауреат Всероссийского педагогического конкурса Лучший конспект занятия ДОР «Академия дошкольного образования».
– мастер-класс «Проект как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной организации» для студентов факультета «Дошкольное образование» Канского педагогического колледжа.
СЛАЙД 14
В результате экспериментальной деятельности у детей отмечается положительная динамика, которая определяется в следующих позициях:
- Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы, и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
- У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать вывод.
- Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремлённость.
- Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
СЛАЙД 15
Свое выступление хотелось бы завершить китайской пословицей: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: создавать условия для элементарного детского экспериментирования; развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; приобщать родителей к совместной экспериментальной деятельности; расширять представление детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы. Проверка гипотез, предположений. Обсуждение увиденных полученных результатов. Формулировка выводов. Структура экспериментальной деятельности:
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
родительские собрания ; серия наглядной информации для родителей; индивидуальные и групповые консультации; анкетирование, опрос; раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций. Формы работы с родителями:
ОПЫТЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы, и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать вывод. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность , познавательная активность и целеустремлённость. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ОТМЕЧАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА
Готова ответить на Ваши вопросы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...
Презентация по теме самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Презентация...
презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
В работе с детьми я стараюсь найти свой стиль, индивидуальный «почерк». Воспринимая каждого малыша как личность, учу его мыслить, творить, создавать и гордиться своими достижениями....
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Презентация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Презентация...
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...