Статья из опыта работы над проектом в старшей группе.
статья (старшая группа) на тему
Статья о работе над проектом "Моя Малая родина -Ессентуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_microsoft_word.docx | 94.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А.Сухомлинский Мы живем в довольно сложное и в то же время стремительное время. Это время быстрых скоростей и время борьбы за души подрастающего поколения. Сегодня быть русским и любить Россию не всегда звучит гордо. На современном этапе наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Многие современные родители вынуждены большую часть своего времени проводить на работе, чтобы обеспечить свою семью и, как следствие, все меньше и меньше задумываются над тем, насколько духовна среда, в которой растут их дети. Они слушают русские народные сказки и одновременно смотрят мультфильмы про Губку Боба. В последнее время компьютер заменил во многих семьях мамину сказку на ночь и прогулку в воскресный день. Ребята все чаще стараются подражать иноземным черепашкам и ужасным зомби. Но, даже покидая стены своего дома, дети сталкиваются с непонятными героями на страницах комиксов и альбомов для раскрашивания. Девочки очень хотят иметь куклу Барби, а мальчики мечтают о фигурке Человека – паука. Иногда даже Деда Мороза называют Санта Клаусом. Дети переделывают русские считалки на иностранный манер. Вместо царя, царевича и королевича на «златом крыльце» появились Мишки Гамми, Том и Джерри. Мы не являемся противницами американской и европейской культуры, но в тоже время нас сильно огорчает то, что многие дети лучше знают праздник Хелуэн, чем русские народные праздники. В некоторых семьях знания о народных праздниках ограничиваются Рождеством, Пасхой и Масленицей. Русские люди пережили войну, разруху, и с достоинством вынесли все испытания, они пережили даже те времена, когда за верность русским, христианским традициям лишали свободы и жизни. Американизация общества ведет не только к утрате русских традиций, но и к власти денег, и, как следствие, к утрате духовности нашего общества. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к своим родителям и прародителям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей малой Родиной. Любовь к родному городу, знание его истории – это основа, на которой может осуществиться духовный рост не только представителей старшего поколения, но самых маленьких представителей общества – детей. Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина своей Родины. Для воспитания патриотических чувств в дошкольном детстве очень важно, чтобы взрослые смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. И активную позицию в этом вопросе должны занять, прежде всего, мы, взрослые. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет их ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных своего дома (детского сада, родного края и города); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы тщательно изучили краеведческий материал. После чего пришли к выводу, что важнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Любой город, поселок, даже небольшая деревушка неповторима в своей самобытности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая Родина. В своей работе мы стараемся показать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Успешное усвоение дошкольниками знаний о родном городе стало возможным при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, общение, предметную деятельность, труд, обучение и другие различные виды деятельности. Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его культурой, обычаями и традициями. Это одна из важнейших задач патриотического воспитания. Только знание истории «малой Родины» позволяет сохранить связь молодого и старшего поколений. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором он родился и живёт. В нашем дошкольном учреждении мы постоянно работаем над проблемой воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Одной из наших задач является формирование основ патриотического воспитания. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста. Проанализировав существующую проблему в области формирования основ патриотизма, мы постепенно стали развивать систему работы по патриотическому воспитанию через экскурсии, непосредственно образовательную деятельность, продуктивные виды деятельности, развлечения. В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора родителей о родном городе, проводится анкетирование родителей. В анкетировании принимали участие родители, дети старшего дошкольного возраста. В результате анкетирования было выявлено: интерес к родному городу проявляет достаточно небольшое количество детей – 18% . Многие родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного города. Заинтересованность у дошкольников проявляется следующим образом: задают вопросы о городе, просят сводить их куда-нибудь, или только тогда, когда родители сами об этом рассказывают. Большинство родителей не совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым центрам, кинотеатрам и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей (11%) с завидным постоянством посещают достопримечательности, краеведческий музей, парк Победы…. .Самые посещаемые места детей совместно с родителями – игровые комнаты и городской парк – около 38%. Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе. Диагностическое исследование детей помогло выявить, какие знания есть у дошкольников о городе Ессентуки. Зачастую знания детей о родном городе ограничены названием города, улицы, на которой они проживают и некоторых мест отдыха, которые он посещает вместе с родителями. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и довольно сложный. Он не может проводиться спонтанно. Положительный результат достигается только систематической и планомерной работой. Ознакомление с малой родиной происходит как посредствам образовательной деятельности, так и вне ее. Образовательная деятельность позволяет обобщить и подытожить уже накопленные знания детей, полученные в других видах деятельности. Вся образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала, а представить его можно достаточно разнообразно. Образовательная деятельность по ознакомлению детей с родным городом происходит в определенной последовательности и должна быть связана с повседневной жизнью ребенка и города. Такие знания дети могут использовать в своей свободной деятельности и отразить в своих рисунках. В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей. С этой целью мы будем проводить интегрированные, комплексные формы образовательной деятельности и экскурсии. Образовательная деятельность включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике города Ессентуки. Содержание отражено в фотографиях, альбомах, наборах открыток и специальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской). Также дети знакомились с символикой родного города и ее значением. Закрепить знания наилучшим образом помогают дидактические игры как полиграфические, так и сделанные педагогами: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». В дидактических играх дети закрепляют полученные знания. Помимо этого в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные средства, видеофильмы.. Особым видом образовательной деятельности являются экскурсии по городу. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При планировании экскурсий мы стараемся не забывать о краеведческом и сезонном принципах, а также о принципах постепенности, наглядности. Детям очень нравятся целевые экскурсии в городской парк. Они всегда с восторгом рассматривают в парке действующие фонтаны, гипсовые статуи и цветущие клумбы. В беседах о правилах поведения в парке дети усваивают, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учатся уважать и ценить труд людей и, конечно же, любоваться красотой городской природы. На основании детских впечатлении совместно с детьми был оформлен альбом «Дети о родном городе», в котором собираются и подклеиваются детские работы и высказывания детей о родном городе. Воспитать патриота родного города – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по воспитанию маленького патриота.
Начали мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Тема: «Мой дом, моя семья, детский сад» – начальная ступень в работе с ребёнком. Принимая малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый лучший, самый умный, самый-самый… И подобно родителям, воспринимаем его именно так. Мы поддерживаем любовь к маме, папе, братьям и сёстрам, сверстникам, и делаем это просто: дети приносят семейные фотографии и рассказывают о своей семье. Праздники, досуги, совместная деятельность стали нормой работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционными праздниками стали «День Матери», проводимый с участием родителей. В подготовке таких праздников участвует весь коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада.«Основные задачи в сенсорном воспитание»
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредс...
Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...
Статья из опыта работы по проекту "Родословная" "Семья - поистине высокое творенье"
Семейные традиции - великая ценность,наше духовное богатство....
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....
Статья из опыта работы : " Мы любим конструировать" (подготовительная группа)
Ни для кого ни секрет, что сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Конструирование нацелено не столько на обучение детей сложным сп...
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...