Презентация опыта работы «Организация трудового воспитания в группе раннего возраста»
презентация к уроку (младшая группа)

ВоспитаВоспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Презентация опыта работы

«Организация трудового воспитания в группе раннего возраста»

                                                                                             Составила воспитатель:

                                                                                   Соболева А.В                      

Цель трудового воспитания: Способствовать формированию положительного отношения к труду. Организация трудового воспитания в группе раннего возраста осуществляется по 3-м пунктам (работа с детьми, развивающая среда, работа с родителями)

1.Работа с детьми.

В нашей группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. И поэтому они действуют вместе с воспитателем: помогают убирать игрушки, ставить стульчики на место после занятий, задвигать их после того как встали из-за стола и т. д. Мы берём на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы мы помогаем ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. В работе с детьми раннего возраста выделяют 3 вида труда. Это самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд и труд в природе.

Самообслуживание.

1.Способствуем формированию у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Побуждаем детей под нашим  контролем , а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Способствуем развитию умения приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Содействуем формированию навыка пользования индивидуальными предметами ( полотенцем, горшком).
5. Побуждаем детей к самостоятельности во время еды, приучаем держать ложку в правой руке.
6. Обеспечиваем развитие умения по порядку одеваться и раздеваться.
7. Побуждаем снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Обеспечиваем развитие умения в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Побуждаем правильно надевать одежду и обувь.

Хозяйственно- бытовой труд
1. Способствуем формированию умения убирать игрушки и вещи на своё место.
2. Содействуем воспитанию привычки соблюдать чистоту и порядок в группе.
3. Способствуем развитию умения правильно носить стул и ставить его в нужное место.
4. Обеспечиваем ознакомление с трудом взрослых (няни, дворника, водителя, медсестры, повара).
5. Побуждать выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым

Труд в природе.
1. Привлекаем детей к поливу цветов на клумбе под руководством воспитателя.
2. Содействуем воспитанию желания ухаживать за комнатными растениями.
3. Побуждаем подкармливать птиц зимой.
4. Обеспечиваем развитие умения работать лопатками, метёлками, грабельками.
5. Вызываем желание помогать воспитателю в посадке растений.

В работе с детьми мы используем определённые приёмы. Наиболее эффективными из них являются:

Наблюдение. 

У детей этого возраста очень высокоразвита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому мы часто организовываем наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные детям действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. Д

Показ.

С наблюдением тесно связан показ. Этот приём мы используем постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку дети ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук воспитатель закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, мы делаем это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать

Пояснение.

Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».

Художественные произведения. 

Помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)

Создание игровых и сюрпризных моментов. 

К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

Создание проблемных ситуаций. 

Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

Дидактическая игра. 

После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других

Рассказывание поучительных историй,

Истории составляют сами воспитатели. Они также должны быть не длинными, нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».

Поощрение.

Самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём. Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду, в общем, и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

2. Развивающая среда.

Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём воспитателю необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный. Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной. Таким образом, труд в нашей группе становится для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Они радуются, что сами умеют мыть руки, аккуратно есть, одеваться, убирать игрушки на место, помогать взрослым. Наполняемость предметно- пространственной среды в нашей группе.

В туалетной комнате на уровне глаз детей расположена   схема-модель последовательности умывания. Таким образом дети с помощью воспитателя учатся правильно умываться, используя при этом как трудовое оборудование кран, полотенце, мыло. В раздевалке расположена схема- модель одевания. В этом случае как трудовое оборудование служат собственная одежда, головной убор, обувь, шкафчик для одежды. В группе есть игровой уголок, который также служит моделью последовательности одевания. Оборудование в игровом уголке «ДОМ»: куклы, одежда, головные уборы, обувь. Игровой уголок «Парикмахерская», который располагается в группе, работает в направлении по уходу за внешним видом. Игровым оборудованием здесь служат: расчёска, зеркало, заколки и т.д. В нашей группе много комнатных растений и поливая их мы  содействуем воспитанию желания ухаживать за ними.

3. Работа с родителями.

В работе в   родителями мы ставим задачи, такие как:

- обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.

- создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

- настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу.

Наши формы работы с родителями по трудовому воспитанию детей

Традиционные:

коллективные (родительские собрания, экскурсии по ДОУ);

индивидуальные (беседы, консультации, индивидуальные памятки);

наглядно-информационные (родительские уголки, тематические выставки, стенды, папки-передвижки)

анкетирование (как дети дома убирают игрушки и т. д)

Родители нашей группы являются непосредственными участниками образовательного процесса. Уже стало традицией проведение мероприятий с участием родителей. Они помогают в подготовке к утренникам, вместе изготавливают костюмы и атрибуты.

Родители, вместе со своими детьми, являются активными участниками намеченных конкурсов, акций и выставок «Осенний вернисаж», «Покормим птиц зимой», «Лучший скворечник» и др.

Привлечение родителей к помощи по благоустройству группы и участка.

Летом - помогают нам заполнить песочницы песком, участвуют в установке оборудования на участке, а зимой и осенью помогают в уборке снега и листвы.

Коллективный труд, который видят дети содействует их нравственно-трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Сильным фактором воспитания, является личный пример взрослых, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути:

 -  показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения

 -  непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей (благоустройство участка детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц).

Одной из форм работы с родителями по трудовому воспитанию детей является проведение родительских собраний. На прошедшем в сентябре родительском собрании родители получили полезную информацию о приобщении детей к самообслуживанию.

В декабре планируем подготовить рекомендации, разработать ряд консультаций «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей трудовых навыков и умений», цель которого - повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания дошкольников в условиях семьи

Система работы с родителями по трудовому воспитанию дает свои положительные результаты. Родители прислушиваются к советам воспитателей, изучают методические рекомендации, делятся тем, что у детей появилось желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудового воспитания в группе раннего возраста

Презентация "Организация трудового воспитания в группе раннего возраста"....

Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию в группе раннего возраста "Умывание игрушек"

Целью конспекта являетсяорганизация практической деятельности по трудовому воспитанию детей раннего возраста....

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

«Система работы по трудовому воспитанию в группе раннего развития»

Целью трудового воспитания самых маленьких   – это создание  условий для формирования положительного восприятия труда и  развитие умений выполня...