Опыт работы по экспериментированию в старшей группе: «Осенние листья».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экспериментирование в детском саду можно выделить отдельно, так как оно нацелено на « развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирует первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира. При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Наиболее эффективный способ реализации задач детского экспериментирования - это организация проектной деятельности.
Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о том как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания
Знакомя ребенка с природой и явлениями Родного края, мы создаем благоприятные условия развития детей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспериментирование в старшей группе | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
по экспериментированию в старшей группе,
на тему: «Осенние листья».
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 124 комбинированного вида
Невского района Санкт- Петербурга
Воспитатель группы №8
Павлович Натальи Владимировны.
г. Санкт- Петербург
2016г.
Актуальность темы:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экспериментирование в детском саду можно выделить отдельно, так как оно нацелено на « развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирует первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира. При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Наиболее эффективный способ реализации задач детского экспериментирования - это организация проектной деятельности.
Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о том как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания
Знакомя ребенка с природой и явлениями Родного края, мы создаем благоприятные условия развития детей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Участники проекта: воспитатель; дети старшей группы, родители, музыкальный работник.
Вид проекта: Краткосрочный, исследовательский - творческий, групповой.
Сроки реализации: с 01.10.16г. по 31.10.16г.
Проблема: Незнание детей названий листьев разных деревьев и их особенностях в осенний период года.
Цель проекта:
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека , животных, насекомых.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.
Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Разработка проекта:
Поставить вопрос.
Подобрать методическую литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
Составить перспективный план.
Сбор с детьми листьев для исследований.
Формы работы:
Индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Формы и методы реализации проекта:
Постановка, формулирование проблемы( познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотезы;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Содержание проекта:
1.Познавательное развитие:
Беседы:
«Лист – часть растения»
«Почему лист желтеет?»
Презентация: «Почему желтеют листья».
2.Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Угадай лист по описанию».
«Найди листок, какой покажу».
«Такой листок, лети ко мне!».
«Найди листку свой дом».
«Найди, что неверно».
3.Художественно- эстетическое развитие:
Разучивание стихов и загадок о листьях.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Соберем букет».
Чтение стихотворений об осени.
Слушание:
«Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко
«Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского).
«Октябрь», из альбома «Времена года» П.Чайковского
Художественная мастерская:
Рассматривание репродукций картины «Золотая осень» В.Левитана;
Составление узора из осенних листьев;
Составление панно из осенних листьев;
Рисование с детьми «Золотая осень»;
Аппликация «Лист клена»(рваная);
Составление картины «Листопад» (путем оттиска на листе);
Рисование картины «Осень»( измельченными листьями).
Работа с родителями:
Сбор листьев для проведения опытов;
Сбор раскрасок на тему «Осенний букет»;
Выставка совместных с родителями работ «Осенняя фантазия».
Этапы реализации проекта:
Название этапа | Мероприятия |
Подготовительный | Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления Подбор опытов, заготовка материала и пособий для проведения опытов, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. Составление плана проекта |
Организационный | Определение видов работ по проекту Определение детских задач в рамках проектной деятельности |
Основной | Реализация всех видов работ по проекту |
Итоговый | Зарисовка проведенных опытов Изготовление картин из осенних листьев Презентация проекта |
Предполагаемые результаты проекта:
Дальнейшее развитие познавательной деятельности, знакомство со свойствами листьев в осенний период. Использование схем- зарисовок для дальнейшей работы.
Использовать полученные знания и умения в художественном творчестве, развитие фантазии.
Повысить интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада.
Пополнить картотеку дидактических игр и пособий.
Создание условий для для формирования у детей естественно- научных представлений.
. Реализации проекта:
Октябрь | ||
Тема игр- экспериментирований | Задачи | |
1 | « Что нужно растениям?» | Закрепить представление о состоянии растений осенью, выявить причины происходящих изменений. |
2 | «Почему лист желтеет?» | Развивать умение выделять признаки золотой осени, что способствует изменению цвета листьев и опаданию. |
3 | « Назови правильно с какого дерева лист» | Закрепить название деревьев, уметь правильно подбирать лист к дереву. |
4 | «Чем отличаются и чем похожи листья разных деревьев» | Развивать умение видеть сходство и различие листьев, правильно называть их. |
5 | Опыт: «Сколько весит лист?» | Выявить свойства листьев с дерева и высушенных листьев. |
6 | Опыт: «Где быстрее высохнет лист?» | Выявить, что лист засушенный на свету высыхает быстрее, но меняет свою форму. |
7 | Опыт: « Что будет, если замочить сухой лист в воде?» | Дать представление, что сухой лист может стать тяжелым. |
8 | «Как можно рисовать сухими листьями?» | Познакомить со способом изготовления материала для рисования (измельчение сухих листьев). |
Эффективность реализации проекта:
1.В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным. Одним из видов педагогических результатов была фиксация детских открытий, творческой активности, формирование познавательных действий.
2.Родители воспитанников приняли участие в предложенных мероприятиях:
сбор листьев, подготовка материала для проведения опытов и наблюдений.
изготовление совместных работ на тему «Осенняя фантазия».
3.Были созданы:
новые пособия для дидактических игр
гербарий из осенних листьев.
панно из осенних листьев.
По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях, о явлениях и закономерностях осенней природы.
Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о
природе, повышению у них познавательного интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема:Аппликация из осенних листьев" Осенний букет"( коллективная работа).
Цель: развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать терпение, усидчивость и фантазию....
Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев».
Мир природы велик и разнообразен, ярок и необыкновенно прекрасен и в тоже время очень хрупок. Он без конца удивляет, очаровывает и вдохновляет нас на творчество в разных его проявлениях: в литературе,...
Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев».
Мир природы велик и разнообразен, ярок и необыкновенно прекрасен и в тоже время очень хрупок. Он без конца удивляет, очаровывает и вдохновляет нас на творчество в разных его проявлениях: в литературе,...
Исследовательская работа "Осенние листья"
Тема исследования: «Осенние листья»Актуальность моей работы - находить интересное и необычное в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат.Цель исследов...
Мастер класс для детей и родителей. Аппликация из осенних листьев "Пейзаж из осенних листьев", во 2 младшей группе.
Мастер класс по аппликации «Пейзаж из осенних листьев» для детей и родителей 2 младшей группы. Воспитателя Марченковой Елены Геннадьевны.Цели: ·...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Осенние листья» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Юдина А.Г.
Тема: Осенние листья (Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различат...
Мастер-класс для родителей и детей по работе с осенними листьями. Тема: «Удивительные осенние листья»
Мастер-класс знакомит участников с эффективными приемами и методами работы с природным материалом. Способствует творческой самореализации родителей и детей. Создаёт психологически-комфортную обс...