Опыт работы по экспериментированию в старшей группе: «Осенние листья».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экспериментирование в детском саду  можно выделить отдельно, так как оно нацелено на « развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирует первичные  представления об объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях окружающего мира. При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.   Наиболее эффективный способ реализации задач детского экспериментирования - это организация проектной деятельности. 

Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о  том как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания

Знакомя ребенка с природой и явлениями Родного края, мы создаем благоприятные условия развития детей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Опыт работы

           по экспериментированию  в старшей  группе,

            на тему: «Осенние листья».

           

        Государственного бюджетного дошкольного образовательного

         учреждения детский сад № 124 комбинированного вида

              Невского района Санкт- Петербурга

         

           

                       Воспитатель группы №8

                Павлович Натальи Владимировны.

                           г. Санкт- Петербург

                                           2016г.

                                                                   

                                                                                       

Актуальность темы: 

         Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экспериментирование в детском саду  можно выделить отдельно, так как оно нацелено на « развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирует первичные  представления об объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях окружающего мира. При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.   Наиболее эффективный способ реализации задач детского экспериментирования - это организация проектной деятельности.  

Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о  том как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания

Знакомя ребенка с природой и явлениями Родного края, мы создаем благоприятные условия развития детей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

 

Участники проекта:  воспитатель; дети старшей группы, родители,     музыкальный работник.

Вид проекта:  Краткосрочный, исследовательский - творческий, групповой.

Сроки реализации: с 01.10.16г. по 31.10.16г.

Проблема Незнание детей названий листьев разных деревьев и их особенностях в осенний период года.

Цель проекта:

                Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Задачи:

Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека , животных, насекомых.

Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.

Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Разработка проекта:

Поставить вопрос.

Подобрать методическую  литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.

     Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.

Составить перспективный план.

Сбор с детьми листьев для исследований.

Формы работы:

      Индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Формы и методы реализации проекта:

Постановка, формулирование проблемы( познавательной задачи);

Выдвижение  предположений, отбор способов проверки, выдвинутых  детьми;

Проверка гипотезы;

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Содержание  проекта:

1.Познавательное  развитие:

             Беседы:

«Лист – часть растения»

«Почему лист желтеет?»

Презентация: «Почему желтеют листья».

2.Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Угадай лист по описанию».

«Найди листок, какой покажу».

«Такой листок, лети ко мне!».

 «Найди  листку свой дом».

«Найди, что неверно».

3.Художественно- эстетическое развитие:

Разучивание стихов и загадок о листьях.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Соберем букет».

Чтение стихотворений об осени.

Слушание:

 «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко

 «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского).

 «Октябрь», из альбома «Времена года» П.Чайковского

Художественная мастерская:

Рассматривание репродукций картины «Золотая осень» В.Левитана;

Составление узора из осенних листьев;

Составление панно из осенних листьев;

Рисование  с детьми «Золотая осень»;

Аппликация «Лист клена»(рваная);

Составление картины «Листопад» (путем оттиска на листе);

Рисование  картины «Осень»( измельченными листьями).

Работа с родителями:

Сбор листьев для проведения опытов;

Сбор раскрасок на тему «Осенний букет»;

Выставка совместных с родителями работ «Осенняя фантазия».

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления

Подбор опытов, заготовка  материала и пособий для проведения опытов, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

 Составление плана проекта  

Организационный

Определение видов работ по проекту

Определение детских задач в рамках проектной деятельности

Основной

Реализация всех видов работ по проекту

Итоговый

 Зарисовка проведенных опытов

Изготовление картин  из осенних листьев

Презентация проекта

 

Предполагаемые результаты проекта:

 Дальнейшее развитие познавательной деятельности, знакомство со свойствами листьев в осенний период.                                                                 Использование  схем- зарисовок для  дальнейшей работы.                                 

 Использовать полученные знания  и умения в художественном творчестве, развитие фантазии.

 Повысить интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада.

Пополнить картотеку дидактических игр и пособий.

Создание условий для для формирования  у детей естественно- научных представлений.

. Реализации проекта:

                                         

                                         Октябрь

                Тема

 игр- экспериментирований

                     Задачи

1

« Что нужно растениям?»

Закрепить представление о состоянии растений осенью, выявить причины происходящих изменений.

2

«Почему лист желтеет?»

Развивать умение выделять признаки золотой осени, что способствует изменению цвета листьев и опаданию.

3

« Назови правильно с какого дерева лист»

Закрепить название деревьев, уметь правильно подбирать лист к  дереву.

 4

«Чем отличаются и чем похожи листья  разных деревьев»

Развивать умение видеть сходство и различие  листьев, правильно называть их.

 5

Опыт: «Сколько  весит лист?»

 Выявить свойства  листьев с дерева и высушенных  листьев.

 6

Опыт: «Где быстрее высохнет    лист?»

Выявить, что лист засушенный  на свету высыхает быстрее, но меняет свою форму.

7

Опыт: « Что будет, если замочить сухой лист в воде?»

 Дать представление, что сухой лист может стать тяжелым.

 8

«Как  можно  рисовать сухими листьями?»

Познакомить со способом изготовления материала для рисования (измельчение сухих листьев).

  Эффективность реализации проекта:

  1.В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

 дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о    значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу,  листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным. Одним из видов педагогических  результатов  была фиксация детских открытий, творческой активности, формирование познавательных действий.

2.Родители воспитанников приняли участие в предложенных мероприятиях:

   сбор листьев, подготовка материала для проведения опытов и наблюдений.

   изготовление  совместных работ на тему «Осенняя фантазия».

                   

  3.Были созданы:

  новые пособия для дидактических игр

  гербарий из осенних листьев.

  панно из осенних листьев.

 По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях, о      явлениях  и закономерностях осенней природы.          

 Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о  

 природе, повышению у них познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема:Аппликация из осенних листьев" Осенний букет"( коллективная работа).

Цель: развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать терпение, усидчивость и фантазию....

Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев».

Мир природы велик и разнообразен, ярок и необыкновенно прекрасен и в тоже время очень хрупок. Он без конца удивляет, очаровывает и вдохновляет нас на творчество в разных его проявлениях: в литературе,...

Работа с природным материалом: «Чудеса из осенних листьев».

Мир природы велик и разнообразен, ярок и необыкновенно прекрасен и в тоже время очень хрупок. Он без конца удивляет, очаровывает и вдохновляет нас на творчество в разных его проявлениях: в литературе,...

Исследовательская работа "Осенние листья"

Тема исследования: «Осенние листья»Актуальность моей работы  -  находить интересное и необычное в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат.Цель исследов...

Мастер класс для детей и родителей. Аппликация из осенних листьев "Пейзаж из осенних листьев", во 2 младшей группе.

Мастер класс по аппликации «Пейзаж из осенних листьев» для детей и родителей 2 младшей группы. Воспитателя Марченковой Елены Геннадьевны.Цели:        ·...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Осенние листья» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Юдина А.Г.

Тема: Осенние листья (Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различат...

Мастер-класс для родителей и детей по работе с осенними листьями. Тема: «Удивительные осенние листья»

Мастер-класс знакомит участников  с эффективными приемами и методами работы с природным материалом. Способствует творческой самореализации родителей и детей. Создаёт психологически-комфортную обс...