"Музыка и цвет"
статья по теме

Титова Светлана Александровна

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цветов – в живописи, слов – в поэзии проявляется у разных людей неодинаково. Задатки этой способности есть у любого человека, но часто они существуют в нем потенциально, т.е. как бы «спят» и не проявляют себя в жизни. Пробудить и развить эту способность у взрослого человека значительно сложнее, чем у ребенка. Объясняется это тем, что большинство взрослых людей склонны к рассудочному пониманию художественного явления, а гармония в искусстве базируется, прежде всего, на человеческой чувствительности, на непосредственном восприятии органов чувств: зрения, слуха, осязания…

В детстве органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребенка легче, чем взрослого, научить смотреть так, чтобы увидеть гармонию цвета, уловить гармонию звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_cvet.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Ровно семь цветов  у радуги,

А у музыки – семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живет!»

М.Пляцковский

«Музыка – это язык души;

Это область чувств и настроений;

Это в звуках выражение жизни души».

В.Серов.

Необходимым условием эстетического воспитания является развитие органов чувств.

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цветов – в живописи, слов – в поэзии проявляется у разных людей неодинаково. Задатки этой способности есть у любого человека, но часто они существуют в нем потенциально, т.е. как бы «спят» и не проявляют себя в жизни. Пробудить и развить эту способность у взрослого человека значительно сложнее, чем у ребенка. Объясняется это тем, что большинство взрослых людей склонны к рассудочному пониманию художественного явления, а гармония в искусстве базируется, прежде всего, на человеческой чувствительности, на непосредственном восприятии органов чувств: зрения, слуха, осязания…

В детстве органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребенка легче, чем взрослого, научить смотреть так, чтобы увидеть гармонию цвета, уловить гармонию звуков.

Музыка — вид художественного творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный звук — это результат творческой деятельности как человеческого сознания, так и определенного развития художественной культуры общества. Содержанием музыки выступают художественно-интонационные образы, которые проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки.

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику .        

Воздействие музыки на человека.

        Интоника – наука об обучающих и разрушительных свойствах музыки и ритма. Музыка воздействует на человека в разных плоскостях.

        Первый фактор.

        Музыка есть вибрация, а вибрации свойственно влиять на биохимию человека. Частота музыкальных вибраций, точно совпадающая с частотой  ферментативных процессов, оказывает на них глубокое воздействие. Слушание музыки будущими мамами по системе, исключающей разрушительные вибрации и приносящей благотворные. Это помогает формированию плода и прививает ребенку навыки, которые даже не будучи им осознанны, помогают освоиться в жизни.

        Во-вторых, музыка воздействует на физическое тело человека, его эмоциональную сферу.

        Играем ли мы, поем или танцуем, - мы заставляем тело работать. Рояль активизирует моторику легких мышц, пение – работу диафрагмы и дыхательного аппарата, задействован и пищеварительный тракт, меняется кровообращение. Танец – все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» ответственную за него зону мозга.

        Различные инструменты вызывают в организме человека разные реакции – даже если играть одну и ту же мелодию. Дело в том, что их звуки различаются происхождением и воздействием на слушателя. Если это рожок – он будет влиять на определенные ткани тела – в частности на волокна, из которых состоит соединительная ткань. Флейта соответствует любой трубчатой структуре в организме (сосудам, трубчатым костям).

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику

        Третий фактор.

        Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Взрослому человеку, страдающему депрессией, музыка Моцарта может улучшить состояние, что же говорить о еще более восприимчивых детях?

         Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания , но и потаенные способности, скрытые силы.

Влияние цвета.

Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. – пишет Л.Н. Миронова (35).

        Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

        Деятельность органа зрения может возбуждать различные органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.

        Интересное явление представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп:

        физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.

        Физические ассоциации:

        а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)

        б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)

        в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)

        г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)

        д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)

        Эмоциональные ассоциации:

        а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)

        б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)

        в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)

Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие  качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

        а) однозначность ощущения;

        б) интенсивность ощущения;

        в) устойчивость в пределах большой группы людей.

        Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

        К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его  в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

Способность цвета создавать определенное настроение связана не только с культурными традициями (например, традиционный цвет скорби, печали — черный), но и с непосредственным, эмоциональным его воздействием. В свою очередь, эмоциональное состояние человека влияет на восприятие им цвета: происходит специфическое  изменение цветовой чувствительности глаза, меняются цветовые предпочтения. На этом, в частности, основаны некоторые психологические тесты.

Способность же цвета влиять на наши мысли и настроения используется весьма широко — от рекламы и дизайна до изобразительных искусств. Способность цвета создавать определенное настроение связана не только с культурными традициями (например, традиционный цвет скорби, печали — черный), но и с непосредственным, эмоциональным его воздействием. В свою очередь, эмоциональное состояние человека влияет на восприятие им цвета: происходит специфическое  изменение цветовой чувствительности глаза, меняются цветовые предпочтения. На этом, в частности, основаны некоторые психологические тесты.

Способность же цвета влиять на наши мысли и настроения используется весьма широко — от рекламы и дизайна до изобразительных искусств.

Связь музыки и цвета.

        Психологическим обоснованием связи музыки и цвета послужило явление синестезии.

        Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы.  

        Рассмотрим механизм воздействия музыки на сам процесс изобразительного творчества. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее.  Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Можно сказать, что музыка непосредственно обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным  эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ.

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Михаил Чехов понимал под рассудком «холодный, сухой, аналитический подход к вещам, которые этим путем не могут быть постигнуты». Ощущения и чувства – область тонкая и хрупкая. Но разве не ощущения и чувства – тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.

Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве – это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

Ткань музыкального произведения предельно абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка как будто стремится преодолеть свою нематериальность и обрести плоть, стать видимой.

Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе воздействие его атмосферы. Но есть и иное пространство – наше личное, психологическое. В нем живут наши мысли и чувства, наше представление о жизни и туда мы приглашаем всех.  Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы порой сами плутаем в нем. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.

В пространстве искусства, как в зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох.

Путешествуя туда, мы вместе с детьми  имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее.  И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.

Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.

«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника – цвет, линия, форма, фактура… Язык композитора – звук, гармония, ритм… Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.

Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий…), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький…), светлоту, громкость.

Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.

Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.

Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции  (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве  художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются, вызывая у нас при его восприятии сложные и разнообразные ассоциации.

Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда  спроецировать чувственный опыт  на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.

Основываясь на чувственной природе познания ребенка, мы, наряду со звуком и цветом, в структуре восприятия произведения искусства выделяем фонизм и цветовой колорит как проявление определенным образом организованного  сочетания некоего множества звуков и цветов.

В фонизме и цветовом колорите наиболее ярко проявляет себя энергетика пространства: его ритм, движение, глубина, насыщенность, фактура. С другой стороны, здесь уже в своей чувственной целостности нами воспринимается стиль.

Таким образом, фонизм в музыке и цветовой колорит в живописи являются центром, стягивающим два пути познания смысла художественного произведения: один направляет нас в культуру, другой отсылает к природе, к нашей родовой памяти, к «осадку исторического прошлого, как называл её Юнг, к первоначальным образам мира – архетипам, составляющим основу общечеловеческой символики и служащим основой как художественного  творчества, так и эстетического восприятия произведения искусства. Заглядывая сюда с детьми, пробуем найти материальный и эмоциональный прообраз, лежащий в основе музыкального или живописного образа.

У маленького ребенка каналы восприятия открыты. Мы лишь помогаем ему найти и «вынуть» из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что она хранит, а потом удивиться и запомнить это.

Логика постижения смысла художественного произведения:

Основное заключается в том, что предлагаем мы ребенку осмыслить в начале пути: узнать и назвать интервал, тональность, обобщенную эмоцию (оторванную от его жизненного опыта), жанр или характер знакомой ему эмоции в мелодической линии и цвете, движение света в звуковой, живописной или графической фактуре, порядок или хаос, переданный ритмом; распознать себя, свое знание им предельно абстрагированное, оторванное от природы вещей и живых эмоций.

В современной школе многие педагоги работают над чувственным познанием мира. Изображение звука, запаха, зачастую кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает больших затруднений.  Задание может быть ориентировано не только на создание образа звука через изображение явления природы или предмета, но и  на чисто графическое изображение.

Дети могут «нарисовать» высокий пронзительный звук, или низкий звук гудка, или хлопок, взрыв; графически «изобразить» тищину, звонок с урока, шум на перемене.

Изображение шума и тишины при помощи цвета, линии, пятна вызывает большой интерес у детей.

Шум – тут можно постучать, покричать, послушать этот гвалт и подумать, как можно его изобразить. Решение может быть двояким. Первый вариант – реалистическое изображение, например, лунной ночи или грозы; второй - абстрактная композиция, которую дети называют «снег скрепит», «бабочка поет», «шарик лопнул» и т.д

Как можно научиться понимать музыку? Как можно научиться понимать мир через музыку?

Как передать ребенку способность видеть все многообразие искусства и жизни?

Эти вопросы задают себе педагоги, учителя, и каждый отвечает на них по-своему.

Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует множество типов творческих заданий.

  1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
  2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
  3. Построение заданий от частного к общему.

В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

метод музыкальной психорегуляции детей, обоснованный и апробированный Михаилом Львовичем.Лазаревым по программе формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». Одним из видов, используемых в программе, оздоровительных пауз является цветовая медитация с музыкой и без неё. Технология её проведения называется «от чёрного» (т.е. перемещение ощущений из отрицательного полюса в положительный).

Используется и такой вид занятия как: пятиминутка здоровья.. Цель данного раздела - научить ребенка визуализировать музкально – эмоциональные ощущения. Технология визуализации предполагает три различных приема;

1. Дети с закрытыми глазами слушают музыку, при этом представляя себе всё, что заложено в музыке в виде зрительных картин.

2. Дети пытаются передать цветом (красками, фломастерами) свои ощущения, возникающие при прослушивании музыки, не пытаясь отображать сюжет.

3. Дети рисуют в том темпоритме, в котором звучит музыка, стараясь при этом следовать цветом за всеми движениями музыки. Такую форму рисования называют динамической живописью.

Воспитатель по окончании рисования спрашивает детей о том, что они изобразили. Рассказ ребенка является важной составляющей частью визуализации. На первых этапах дети не умеют выражать свои эмоции и поэтому вербально дополняют то. что хотели выразить в рисунке. Иногда, наоборот, могут нарисовать больше, чем рассказать. Поэтому опрос детей является своеобразной диагностикой, выявляющей визуальные и вербальные предпочтения ребенка при прослушивании музыкального произведения.

Заключение.

“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них.”

В.Г.Белинский

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю свою жизнь. И огромная заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку эту встречу. Как важно, чтобы в такой ответственный момент рядом с учеником оказался опытный педагог, учитывающий возрастные особенности своего младшего друга, понимающий его детскую душу.

«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему». Эти слова, сказанные композитором А.Эшпаем, исключительно точно говорят о той ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на занятии маленького ученика.

С самых первых шагов музыка должна войти в мир маленьких человечков как часть духовной культуры, соединенная тысячами нитей с литературой, живописью, пластикой, где понятие художественного образа целостно, ибо целостно восприятие ребенком окружающего мира. Особое свойство детского восприятия – видеть, ощущать существующий вокруг мир целостно – дает прекрасную возможность детям почувствовать, осмыслить общность интонационной природы искусства. Ведь образ-интонация – золотой ключик к той заветной двери, за которой раскинулся Мир прекрасного, мир высоких духовных и художественных ценностей; это та волшебная страна, жители которой говорят на языке художественных образов.

        Надо только научиться понимать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Музыка разных цветов"

Музыкальное занятие ставит цели:воспитывать эмоциональную сферу;продолжать развивать любовь к пению, интерес к слушанию музыки;развивать психические процессы: память, внимание, восприятие;расширять кр...

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»

Тип проекта:Творческо-исследовательский, кратковременный, групповой. Характеристика проекта: ·        Совместная образовательная деятельность с детьми.·...

Открытое занятие «Путешествие в мир музыки и цвета»

Занятие приобщает детей к двум видам искуства: музыке и изобразительному искусству....

Конспект ООД "Мир музыки и цвета" в подготовительной группе

Конспект ООД "Мир музыки и цвета" в подготовительной группе.  Развитие способности соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета посредством использо...

"Путешествие по радуге в мир музыки и цвета"

План - конспект ООД на основе художестено эстетической деятельности в средней группе "Путешествие по радуге в мир музыки и цвета"Открытое интегрированное занятие...

Проект"Музыка в цвете"

Цели, задачи и этапы проекта...

Методическая разработка на основе использования интерактивных технологий Mimio Studio "В мире музыки и цвета"

Данный проект ставит цель обогощения эмоционального опыта  детей посредством искусства, развитие воображения, наблюдательности, музыкально-цветового восприятия, эстетического вкуса. Задания, пред...