Детям о А.С. Пушкине и Н.А. Римском-Корсакове
материал (старшая группа) по теме
Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному искусству через прослушивание произведений Н.А. Римского-Корсакова; развивать фантазию, творческие способности с помощью разнообразных техник и материалов, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к художественному творчеству, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Задачи.
Обучающие:
- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности, расширять словарный запас детей;
- закреплять знания детей о музыкальной культуре и композиторах.
Развивающие:
- продолжать развивать слуховое внимание, память;
- эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроение;
- развивать словотворчество, воображения.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «музыка», «познание», «коммуникация», «социализация».
Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина; стол с бумагой, карандашами и т.д.; проектор с записями сказочных персонажей; иллюстрации героев сказок А.С. Пушкина; музыкальная запись р.н.п. "Во саду ли в огороде"
Предварительная работа: знакомство с творчеством А.С.Пушкина, чтение его сказок, просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»; подготовка видеоматериала с записями реплик сказочных героев.
Ход занятия
Дети заходят в зал, здороваются. На столике выставка книг А.С. Пушкина, на экране слайды по сказкам А.С. Пушкина.
Воспитатель. Ребята, мы с вами прочитали сказки, просмотрели мультфильм по произведению великого поэта и сказочника А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям. (Если удастся найти этот рисунок, покажите его детям).
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: « Времена года»). Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений). Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро.
И сегодня, я предлагаю вам вспомнить героев следующего произведения А С Пушкина.
Слушание музыкальных произведений. («Три чуда» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
Молодцы. И сегодня я предлагаю вам нарисовать того, кто поет вот эту песню. Звучит запись русской народной песни "Во саду ли в огороде".
(ответы детей)
Правильно. Это Белка. Прежде чем мы начнем её рисовать я хочу поговорить о Николай Андреевиче Римском-Корсакове. Это великий русский композитор, педагог и дирижер, родился в 1844 г. в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика. Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Письма из Китая и Японии возбуждали воображение Ники. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.
Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.
В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Начинает заниматься с Михаилом Александровичем Балакиревым, известным композитором и дирижером. Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.
Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории по классу композиция. Учил других сочинять музыку. Ему очень хотелось стать дирижером, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении его произведений. Впоследствии Николай Андреевич много дирижировал, уделяя этому большое внимание. Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских.
Мы с вами послушали русскую народную песню «У меня ль во садочке...» в обработке Римского-Корсакова из оперы "Сказка о Царе солтане". Обратили внимание на ее веселый, хороводный характер, обороты старинной русской песенной речи. А теперь пора нам и нарисовать главную героиню.
Дети рисуют.
Подводится итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова
Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...
"Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"
Презентация, знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане". Включены фрагменты из оперы....
Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».
Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...
"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова
Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....
"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).
Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....
Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа
Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...