"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Волосатова Анна Александровна

Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2011g.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  детский  сад №19 «Алёнушка»

Открытое интегрированное  занятие

Тема:

«Три  Чуда»  (из  оперы  Н.А. Римского – Корсакова «Сказка  о  царе  Салтане» по  одноимённой  сказке  А.С. Пушкина)

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории                     Волосатова  Анна  Александровна.

г. Тулун  2011г.

Тема   занятия:

«Три  Чуда»  (из  оперы  Н.А. Римского – Корсакова «Сказка  о  царе  Салтане» по  одноимённой  сказке  А.С. Пушкина)

Цель: познакомить  детей со  сказкой  в  музыке  на  примере симфонической  картины  «Три  Чуда» из  оперы  Н.А. Римского – Корсакова «Сказка  о  царе  Салтане» по  одноимённой  сказке  А.С. Пушкина;                                                                                        Задачи: – продолжить знакомство  детей  с  творчеством, биографией  А.С.Пушкина и  историей  создания музыкальных  произведений  русских композиторов  на  стихи  поэта (Н.А.Римского – Корсакова);                                                                 – развивать  активное слуховое  восприятие, учить  передавать  впечатления  об  услышанном произведении  в  рассказе  и  рисунке;                                                                                                        – вызывать  устойчивый  интерес  и  эмоциональную  отзывчивость  на  классические, поэтические  и  музыкальные  произведения;                                                                                                – воспитывать         любовь  к  музыке через  произведения русских  поэтов  и  композиторов;                                                        Материал: портреты  Н.А. Римского – Корсакова, А.С. Пушкина, музыка иллюстрации  художника  Конашевич В., модели «Три  Чуда» по  мотивам  сказки  А.С.Пушкина  «Сказка  о  царе  Салтане», пух, перья,  кораблики, воск, белые  листы, русские костюмы, грамм. запись…

Предварительная  работа: продолжать знакомство  с  творчеством  А.С. Пушкина, чтение сказок  С. А. Пушкина «Сказка  о  царе Салтане», «Золотой  Петушок», биография  писателя, изготовление  макетов  по  мотивам  сказки «Сказка  о  царе Салтане», разучивание  фрагментов  из  сказки,

Ход  занятия.

Звучит  музыка (на выбор  музыкального  руководителя).В зал  входят  дети  старшей  группы  и  садятся.                                                Музыкальный  руководитель: Тихо, тихо  сядем  рядом. Входит  музыка  в  наш  дом.  В  удивительном  наряде, разноцветном, расписном. Дети, вы  любите  сказки? (Ответ  детей)        Какие  сказки  вы  любите? (Разные, русские  народные, волшебные). Я  рада, что вы  ответили именно  так, потому  что  я  тоже  очень  люблю  волшебные  сказки, более того  я  открою  вам  секрет… Я  волшебница! Я  уведу  вас  в сказочный  мир  с  помощью музыки!                                                                        Ребята, наша  сказка  будет  не  простая, а  музыкальная.  Мы  с  вами  уже  не раз  слушали  музыкальные  произведения – сказки. Давайте  их  вспомним. (На  выбор  музыкального руководителя.)        Сегодня  мы  познакомимся  с  ещё  одной  сказкой  в  музыке. Но  сначала  я  хочу  вам  рассказать  о  композиторе, создавшем  это  произведение.                                                                        Николай Андреевич  Римский – Корсаков…                        Николая  Андреевича часто  называют  великим  сказочником  в  музыке,  потому  что  он  часто  обращался  в  своём  творчестве  к  сказке. Особенно  любил  Римский – Корсаков  сказки  А.С. Пушкина. (По  ходу  рассказа показываются  портреты Римского  – Корсакова  и  А.С.Пушкина).                                                                         Композитор  написал  две  оперы  по  пушкинским сказкам, это  «Сказка о  царе  Салтане» и «Золотой   Петушок».

Ребята,  мы  эти  сказки  уже  знаем. А давайте  вспомним, как  начинается  сказка А.С.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане»        Обыгрывание  фрагмента  из  сказки А.С. Пушкина  «Сказка  о  царе Салтане» (Три  девицы  под  окном…)                                        Три  девицы  исполняют   танец.                                                        Воспитатель:   ребята,   знаете  ли вы,  о  каких  чудесах  говорится  в  сказке «Сказка о  царе  Салтане»? Вот  послушайте… (Детьми  зачитывается  фрагмент  сказки А.С. Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане» о  трёх чудесах  в мультимедийном  сопровождении)                                                                Музыкальный  руководитель: Н.А.Корсаков изобразил «Три  чуда»  красками  симфонического  оркестра. Мы  с  вами  сейчас  послушаем  эту  симфоническую  картину.  Закройте  глаза  и  попробуйте  представить  себе  чудесных  героев.                                        Звучит  фрагмент  из  оперы  Римского – Корсакова «Сказка  о  царе  Салтане».                                                                                         По  ходу  прослушивания  задаются  вопросы:                                        – Кого  рисует сейчас  музыка?  Почему  вы  так  решили?                – Какой  музыкой  изображается  белочка?                                        – Каким  становится  характер  музыки, когда  изображаются  богатыри?                                                                                                –  Как  меняется  музыка при  изображении Царевны  –  Лебедь?                                                                                Воспитатель: после  прослушивания  проводится  беседа: понравилась  ли  детям  музыка  и  почему? Сумел  ли  композитор  музыкой  передать сказочные  образы  героев?                                                 Подвижная игра «Три чуда» на внимание. Звучат картины, рисующих  поочерёдно  богатырей, белочку, Царевну – Лебедь, и  дети изображают  соответствующих  героев. (Богатыри – топаем, белка -  прыгаем, Царевна – Лебедь – кружимся. (проводится  воспитателем в  сопровождении  с музыкой– вместе)                                Воспитатель: ребята, вы  прослушали  музыку, поиграли  в  игру, показали фрагмент,  прочитали  отрывок  из  сказки. Я  вижу  вам  понравилась музыка, и  каждый  из вас  по – своему  представил  и  белочку, и  богатырей, и  Царевну  – Лебедь.  А  сейчас  я  хочу  вам  показать,  как представил  эти чудеса  художник  Конашевич В (?), который  проиллюстрировал  эту  сказку. (Рассматривание  иллюстрации  к  сказке)                                        – Вам  понравились  рисунки  художника?                                        – Вам  понравились и  музыка  и  рисунки. А  теперь  давайте  попробуем  передать  свои  впечатления  о  сказке. Давайте  представим  себя  художниками и  нарисуем  одно  из трёх  чудес  сказки  А.С.Пушкина  в  сказке  о  царе  Салтане. А кого  мы  будем  изображать  вы  определите  на  ощупь. Детям  предлагается  закрыть  глаза  и  на  ощупь  определить  одного  из  героев  сказки (пух  и  перья  птицы).                                                                        Аппликация                                                                                Итог  занятия. Ребята, сегодня  мы познакомились  с  музыкальной  картиной  Римского – Корсакова «Три  Чуда» из оперы  «Сказка  о  царе  Салтане»  и  выразили  свои впечатления  и  чувства  в  рисунках. Из  ваших работ  мы  оформим  выставку.                 Рассматривание моделей, изготовленные  родителями.                         Сюрпризный  момент:                                                                         – Ребята, на  этом  наше путешествие  в сказочный  мир  с  помощью музыки не  заканчивается, за  то, что  вы  так  хорошо слушали музыку, обыгрывали  фрагменты сказки, читали  стихи, Царевна  – Лебедь  дарит  вам эти  кораблики, на  которых  вы  самостоятельно  можете путешествовать  по  любимым  сказкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».

Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...

«Белочка» в опере Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Конспект для старшей - подготовительной групп...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Три чуда в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Цель пректа: Углублённое восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств....

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Презентация "Три чуда" из оперы "Сказка о Царе Салтане" Н.А. Римского - Корсакова

laquo;Сказка о царе Салтане…» привлекла композитора изобилием чудес. Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков передал в музыке оперы «Ска...