Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о сказке ) 3-Под музыку выходят девочки в русских народных костюмах и садятся на лавочки , они исполняют песню « Прялица» 4-Бабариха , Ткачиха , Повариха хватают свои прялки и начинают ими бить друг драга 5-Ткачиха и Повариха смеются. Раздается скрип двери. Входит Царь. Смех мгновенно замолкает. Все три девицы встают и низко кланяются. 6- Все девочки исполняют танец « Прялица» 7-Ткачиха и Повариха снова низко кланяются.-- Царь и Царица уходят,Ткачиха и Повариха следом. Занавес закрывается. Второе Действие Музыка- перед занавесом выходит Ученый Кот Ткачиха и Повариха выходят и громко плачут Обе под музыку радостно «убегают и входит Царевна с младенцем на руках и исполняет малышу « Колыбельную » Звучат фанфары : входит Гонец (кланяется Царевне ) Под музыку Царица с младенцем на руках уходит Под музыку вбегают Ткачиха и Повариха бьют гонца прялкой и половником и отбирают письмо: Отдай , отдай письмо !!!! Ткачиха протягивает гонцу другое письмо. Гонец кланяется, берет их письмо и уходит Танец «Кадриль» ( в парах ) Третье Действие : Музыка—Выходит Ученый Кот Гонец походит к крыльцу и трубит.: Царица выходит с младенцем на руках , за ней выхолят Ткачиха , Повариха , Бабариха Гонец читает письмо Царя : Музыка : « МОРЕ » ( Выбегают слуги и уводят Царицу с сыном ) Показ под музыку Море : как плывет бочка с Царевной и Царевичем Четвертое Действие : Музыка—Выходит Ученый Кот Музыка --«Белка» ( танцует ) : « Во саду ли в огороде девица гуляла ». Музыка— « 33 Богатыря » Музыка : « Вылетала Лебедь» , вылетала белая ( танец Лебеди ) Царевна-Лебедь машет крыльями и уплывает . Пятое Действие : Музыка—Выходит Ученый Кот Звучат фанфары—Дворец Царя Салтана Музыка : Ехал на ярмарку ухарь—купец--- Входят купцы ( После своих слов Оба купца кланяются Князю Гвидону ) МУЗЫКА «Полет Шмеля » Повариха, Ткачиха отмахиваются, пищат, голосят. Музыка : Царь Салтан и его свита гордо уходят. Выходят Гвидон, Царевна Лебедь, Царица, а навстречу им вся свита Общий Танец : « Лукоморье »-- музыка Пинегина А., слова Усачева А. Заключительная песня: « Поверь в сказку » -- музыка и слова Старченко Л. А. Все Дети—артисты выходят на поклон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_tsare_saltane.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ».
1 действие. Музыка и голос: « У лукоморья дуб зеленый» и Выход Ученого Кота
Ученый Кот: Я - ученый, умный кот! Сказок очень много знаю!
В сказку о Царе Салтане вас сегодня приглашаю!
Музыка вступления: «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о сказке).
Ученый Кот: Пряли поздно вечерком девицы-подружки под окном Веретенцами вертели о заветном песню пели!
Под музыку выходят девочки в русских народных костюмах и садятся на лавочки, они исполняют песню « Прялица».
Бабариха (мечтательно): Вот любовь была-то встарь!
Ткачиха (оживленно) Говорят, что государь тоже думает жениться!
Повариха: Кабы я была царица, то на весь крещеный мир,
Приготовила б я пир!
Бабариха (горделиво) Эка невидаль, сестрица! Ну, какая из тебя царица?!
Ткачиха: Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
Повариха: Полотна? Ну, скажешь тоже! Да зачем царю рогожи?!
Ткачиха: Думаешь, ему нужны подгоревшие блины?
Бабариха, Ткачиха, Повариха хватают свои прялки и начинают ими бить друг друга.
Царица (примирительно): Хватит ссориться, сестрицы! Кабы я была царица, я б для батюшки-царя родила богатыря.
Повариха: Да! Ну, разве это дело!?
Ткачиха: Ишь! В царицы захотела!
Бабариха (насмешливо): Ну, давай! Роди царю ты сыночка к сентябрю!
Ткачиха и Повариха смеются. Раздается скрип двери. Входит Царь. Смех мгновенно замолкает. Все три девицы встают и низко кланяются.
Девушки: Здравствуй, здравствуй, царь Салтан! Наш любимый государь! Царь: Здравствуй, красная девица. Коли хочешь, будь царица,
Мне роди богатыря ты к исходу сентября.
(Ткачихе и Поварихе строго) Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной.
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая - повариха Вам приказываю танцевать: русский танец исполнять!
Все девочки исполняют танец « Прялица».
Ткачиха и Повариха снова низко кланяются. Царь и Царица уходят, Ткачиха и Повариха следом. Занавес закрывается.
2 действие. Музыка- перед занавесом выходит Ученый Кот
Ученый Кот: И ушел наш царь-отец , все пошли с ним во дворец!!!
Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался.
В кухне злится Повариха, плачет у станка ткачиха.
Так завидуют они своей красавице сестре!
Ткачиха и Повариха выходят и громко плачут
Ткачиха: Царица наша молодая, дела вдаль не отлагая, сына, государю родила!!!
Бабариха: Но пришла разлучница - война!
Повариха: Царь уехал на войну и не смог увидеть сына и жену!
Обе под музыку радостно убегают, и входит Царевна с младенцем на руках и исполняет малышу « Колыбельную ».
Звучат фанфары : входит Гонец (кланяется Царевне )
Царица: Ты, гонец, мое письмо отдай Царю!
Да скажи ему, что я его люблю!
Мы с царевичем-младенцем будем его ждать,
С нетерпеньем дни и ноченьки считать! Гонец: (кланяется) Все исполню, и письмо доставлю я Царю
О рожденье его сына расскажу ему!
Под музыку Царица с младенцем на руках уходит
Под музыку вбегают Ткачиха, и Повариха бьют гонца прялкой и половником и отбирают письмо: Отдай, отдай письмо! Ткачиха протягивает гонцу другое письмо.
Ткачиха (приказным тоном): На - возьми от нас письмо!
В нем, конечно, все вранье !
Повариха: (читает) «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку!»
Бабариха: Письмо Царевны подменить своим письмом хотим,
А если нам поможешь – то мы тебя озолотим!
Гонец кланяется, берет их письмо и уходит
Ткачиха: (потирает от радости руки).
Делу - время, а потехе – час: ноги сами рвутся в пляс!
Эй, народ, скорей сюда! Русскую кадриль плясать пора!
Танец «Кадриль» (в парах).
3 действие: Музыка. Выходит Ученый Кот
Ученый Кот: Письмо гонец Царю привез,
И огорчился Царь до слез!
Гонец походит к крыльцу и трубит. Царица выходит с младенцем на руках, за ней выхолят Ткачиха, Повариха, Бабариха.
Гонец читает письмо Царя:
«Царь велит своим боярам, времени, не тратя даром,
И Царицу и приплод тайно бросить в бездну вод».
Ткачиха (шепчет Поварихе):
А Гонец-то—молодец! Бравый парень – удалец!
Указ Царя помог подменить! Значит - так тому и быть!
Повариха: В бочку их скорей сажайте , в море бурное бросайте !
Бабариха: Так велел наш государь: наш великий Царь Салтан!
Музыка: « МОРЕ » (Выбегают слуги и уводят Царицу с сыном).
Ученый Кот.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут;
Туча по небу идет, бочка по морю плывет!
Показ под музыку Мор: как плывет бочка с Царевной и Царевичем.
4 действие: Музыка. Выходит Ученый Кот
Ученый Кот: Бросили в море Царевну с сыночком,
Но не утонула их лодочка-бочка!
Их прибило на берег морской
На остров сказочный, большой!
Под музыку выходят Царевна и ее сыном---Царевичем
Царевна: Сыночка я Гвидоном назвала, на острове у нас такие чудеса!
Князь Гвидон: Чудо-белочка! При всех золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупки собирает!
Музыка «Белка» (танцует): « Во саду ли в огороде девица гуляла ».
Музыка « 33 Богатыря ».
Царевна : Есть еще такое чудо: нам не ведомо откуда:
В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря
Все красавцы молоды, великаны удалые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор!
В дозоре, на страже они всегда, их отвлекать, конечно, нельзя!
Музыка: « Вылетала Лебедь», вылетала белая (танец Лебеди).
Князь Гвидон: Что за диво?! Вижу я, Лебедь приплыла моя!
Царевна-Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? Грусть твою я не пойму
Царевич: Без вестей душа страдает, грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца: видеть я хочу отца!!!
Царевна-Лебедь: Это горе? Разве ж горе? Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром!
Царевна-Лебедь машет крыльями и уплывает.
5 действие. Музыка. Выходит Ученый Кот.
Ученый Кот : Весь, сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце с грустной думой на лице.
А Ткачиха с Поварихой около царя сидят,
Да не по - доброму глядят.
Звучат фанфары. Дворец Царя Салтана.
Гонец: Царь наш, батюшка, отец. Едут гости во дворец!
То купцы из разных стран, весть несут с надеждой к вам!
Музыка «Ехал на ярмарку ухарь- купец». Входят купцы.
Царь Салтан: Рад вас видеть я, друзья! Долго ль ездили, куда?
Ладно, ль за морем, иль худо, и какое в свете чудо?
Купцы : 1- Прибыли к тебе, Салтан, из заморских дивных стран.
Из последних, из чудес Град Буян на свете есть.
В граде том мы побывали, чудеса там повидали.
Белка во дворце живет и все песенки поет.
2- Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд, вот, что чудом там зовут!
1- И на острове, на том правит славный князь Гвидон.
Там Царевна-Лебедь есть, что не можно глаз отвесть
2-Ждет тебя давно Гвидон, низкий шлет тебе поклон!
( Оба купца кланяются Князю Гвидону)
Повариха: (ехидно) Правду говорят, иль лгут, чуда я не вижу тут!
Ткачиха: Белка, песенки поет, да орешки все грызет?
Бабариха: Ишь ты, невидаль, какая, кто нас этим удивит:
море видишь ли бурлит , люди из- под волн выходят, и себе в дозоре ходят.
Повариха: И выходит на простор старый дядька Черномор.
Тьфу! Какая чепуха! Врут! Не верь им, царь Салтан!
МУЗЫКА «Полет Шмеля »
Повариха, Ткачиха отмахиваются, пищат, голосят.
Повариха: Шмель!? Комар? Лови, лови! Да дави его дави!!
Ткачиха : А комар-то злится, злится- и кружится, и кружится!
Бабариха: И впился комар как раз Поварихе в правый глаз.
Она разом побледнела, обмерла и окривела!
Повариха : Погоди... постой немножко, Ах, а он уже в окошке!
Царь Салтан: Тихо, девки, еду я за далекие моря.
Ткачиха: Ой, куда ж ты батюшка милый, на кого же ты нас покинул!
Повариха: Собрался на край белого света, страшно плыть через море-то это.
Бабариха: В твои годы тебе нужен покой.
Вместе: Не отпустим тебя, батюшка, ты наш родной!
Царь Салтан: Нынче ж еду я к Гвидону, говорю, вам, не шутя!
Кто я царь, или дитя! (топает)
Музыка. Царь Салтан и его свита гордо уходят
Выходят Гвидон, Царевна Лебедь, Царица, а навстречу им вся свита
Царь Салтан: Что я вижу? Я в волненье! Сердце бьется в упоенье! (обнимает Царицу)
Ткачиха: Ой, простите! Ой, простите! Ради бога извините!
Повариха: Повинились, разрыдались!
Бабариха: И во всем царю сознались!
Царь Салтан: Быть, по- моему, прощаю! И домой всех отпускаю.
( Они радостно вскакивают, кланяются)
Царица: Князь Гвидон, сыночек мой, вот вам батюшка родной! (Все обнимаются).
Гвидон: Ах ты, царь, ты мой отец! Все мы вместе, наконец! Общий танец « Лукоморье » музыка Пинегина А., слова Усачева А .
Ученый Кот: Да, конец в той сказке славный,
Князь Гвидон герой наш главный
Встретил своего отца. Рады все за молодца!
Заключительная песня: «Поверь в сказку» музыка и слова Старченко Л. А. Все Дети—артисты выходят на поклон !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Занятие №2 творчество Н.А Римского-Корсакова . Прослушивание оперы "Сказка о царе Салтане
Знакомства детей с метрами и щедеврами классической музыки....
Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова
Занятие предназначено для детей 6-7 лет....
Музыкально-литературный досуг по мотивам сказки "Колобок" разновозрастная группа.
Музыкально-литературный досуг по мотивам сказки "Колобок" разновозрастная группа....
Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа
Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...
Опера-сказка Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"
Предлагаю организовать совместный досуг с детьми и провести время с пользой, вспомнив музыкальные темы из оперы-сказки Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Поинтересуйтесь у детей,...