Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы "Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане" по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Кензеева Валентина Владимировна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazka_o_tsare_saltane.docx107.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова» 

cs76.jpg

Цель:

  • Познакомить детей с жанром оперы;
  • Развивать интерес к классической музыке.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;
  • Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию произведения;
  • Учить передавать характер музыкального образа в движении.

Музыкальный материал :

1) "Море" (вступление ко 2-му действию),

2) «Полёт шмеля»,

3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).

 Художественное оформление: презентация, портрет Н.А. Римского-Корсакова, иллюстрации сказки А.С.Пушкина« Сказка о царе Салтане».        

Ход занятия:

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие русские сказки вы знаете?

Кто сочиняет сказки?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки,  в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?

- В Сказке о царе Салтане"

Кто написал эту сказку?        Александр Сергеевич Пушкин

На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.  Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня  всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.                портрет Р-К

       Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком….

 - Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку».

А дальше по приказу царя...

«И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан -

Так велел - де царь Салтан» .        

Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию).

Какое море изобразил композитор?

- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.
Кто исполняет?

 - Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)

Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.

Звучит  «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»

Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».

Как звучала музыка, какая она?

  • Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.
  • Быстрая или медленная?
  • Очень быстрая, стремительная.
  • Музыка грустная или радостная?
  • Радостная.

Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.

Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.

       Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.

Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.

Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку: слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.

А    я    вам    напомню,    как    А.С.    Пушкин    рассказывает    свою    сказку:
«...Остров на море лежит.                        

Град на острове стоит.                            

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо,

Вот какие там три чуда:.

Есть там белка, что при всех

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,        

И с присвисточкой поет,         

При честном, при всем народе

«Во саду ли, огороде»    

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

 Хлынет на берег пустой,

 Разольется в шумном беге

И очутится на бреге

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Третье: там царевна есть,

 Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, .

 А во лбу звезда горит...».

Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?

-        Сказочная, праздничная.
Какое чудо было первым? – Белка
Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Легко, весело, игриво.

На какой жанр похожа: песню, танец или марш?

-        На песню и танец.

Белочка напевает свою песенку и легко танцует.

Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?

-Наверху.

Какой представляется белочка?

-Маленькой, грациозной.

Какое чудо было вторым?

- 33 богатыря.

Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.

Какой жанр?

 - Марш.

Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.

Какими представляются богатыри?

-Мужественными, могучими, сильными.

Какое 3-е чудо?

- Царевна - Лебедь.

Какая музыка?

-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.

Жанр?

- Песенная.

Какой образ предстает перед вами?

-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.

Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисойи своим сыном Гвидоном.

На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.

Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

        (ответы детей).

Кто автор сказки?

        (ответы детей).

Кто автор оперы?

        (ответы детей).

Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы "Музыкальный отпуск"

Открытое музыкальное занятие "Музыкальный отпуск" (подготовительная группа)...