Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы "Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане" по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова»
Цель:
- Познакомить детей с жанром оперы;
- Развивать интерес к классической музыке.
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений;
- Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию произведения;
- Учить передавать характер музыкального образа в движении.
Музыкальный материал :
1) "Море" (вступление ко 2-му действию),
2) «Полёт шмеля»,
3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).
Художественное оформление: презентация, портрет Н.А. Римского-Корсакова, иллюстрации сказки А.С.Пушкина« Сказка о царе Салтане».
Ход занятия:
Ребята, любите ли вы сказки?
Какие русские сказки вы знаете?
Кто сочиняет сказки?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?
- В Сказке о царе Салтане"
Кто написал эту сказку? Александр Сергеевич Пушкин
На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.
Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком….
- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку».
А дальше по приказу царя...
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан -
Так велел - де царь Салтан» .
Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию).
Какое море изобразил композитор?
- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.
Кто исполняет?
- Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)
Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.
Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»
Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».
Как звучала музыка, какая она?
- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.
- Быстрая или медленная?
- Очень быстрая, стремительная.
- Музыка грустная или радостная?
- Радостная.
Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.
Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.
Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.
Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.
Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку: слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.
А я вам напомню, как А.С. Пушкин рассказывает свою сказку:
«...Остров на море лежит.
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:.
Есть там белка, что при всех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет,
При честном, при всем народе
«Во саду ли, огороде»
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутится на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, .
А во лбу звезда горит...».
Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?
- Сказочная, праздничная.
Какое чудо было первым? – Белка
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Легко, весело, игриво.
На какой жанр похожа: песню, танец или марш?
- На песню и танец.
Белочка напевает свою песенку и легко танцует.
Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?
-Наверху.
Какой представляется белочка?
-Маленькой, грациозной.
Какое чудо было вторым?
- 33 богатыря.
Почему вы так решили, как звучала музыка?
-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.
Какой жанр?
- Марш.
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.
Какими представляются богатыри?
-Мужественными, могучими, сильными.
Какое 3-е чудо?
- Царевна - Лебедь.
Какая музыка?
-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.
Жанр?
- Песенная.
Какой образ предстает перед вами?
-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.
Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисойи своим сыном Гвидоном.
На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.
Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
(ответы детей).
Кто автор сказки?
(ответы детей).
Кто автор оперы?
(ответы детей).
Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
Методическая разработка по музыке Досуг для подготовительной группы Тема: «Н. А. Римский-Корсаков – великий музыкальный сказочник» (Знакомство с оперой-былиной «Садко»)
Знакомство с оперой былиной "Садко" композитора Римского Корсакого....
Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа
Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...
Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы "Музыкальный отпуск"
Открытое музыкальное занятие "Музыкальный отпуск" (подготовительная группа)...