Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Шестакова Наталья Юрьевна

Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие в данном мероприятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._gostinnaya_r-k.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова.

М.Р. Сегодня ребята мы с вами пришли в музыкальную гостиную на встречу с творчеством великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Хотелось бы послушать что вы знаете об этом композиторе.

Дети. 1.Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий русский композитор, педагог и дирижер, родился в 1844 г. в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля.

2.Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика. Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.

3.В 6 лет Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.

4.В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Начинает заниматься с Михаилом Александровичем Балакиревым, известным композитором и дирижером.

5.Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.

6.Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории. Учил других сочинять музыку. Ему очень хотелось стать дирижером, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении его произведений.

7.Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских.

М.Р. А что такое опера? Чем отличается от балета?

М.Р. В 1881 году композитор написал оперу «Снегурочка», в которой есть сцены проводов Масленицы и встречи Весны. Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы.

Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!

И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!

О чем сказка «Снегурочка»? (Ответы детей)

М.Р. Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:

Звучит фрагмент: “С подружками...”

М.Р. А что такое ария?

М.Р.Сейчас мы с вами послушаем пляски птиц из оперы «Снегурочка». Обязательно обратите внимание на живой, веселый характер музыки, прислушайтесь — и услышите песню кукушки, усиление и ослабление звучания музыки, отрывистые звуки, которые оживляют музыку.

«Песни и пляски птиц»

М.Р. Уже более ста лет слушают миллионы людей - и детей и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно нет!

Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:

...Плакала Снегурочка
Зиму провожая
Шла за ней печальная,
 
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
 
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!

Фрагмент оперы «Снегурочка» видео.

Звучит вступление к 1 действию оперы «Сказка о царе Салтане»

Выходят 3 девицы и исполняют отрывок из сказки А.С. Пушкина.

М.Р. Вы узнали какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина.

М.Р. Композитору Римскому - Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Сейчас мы послушаем ее (Достает из конверта иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, богатыри и море. Ставит иллюстрации на подставки так, чтобы они были хорошо видны детям (Звучит фрагмент "Белка").

М.Р.Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок "Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? (Дети выбирают картинку). Правильно, композитор своей музыкой "нарисовал" образ белочки.

(Звучит отрывок "Белка". На фоне музыки ребенок читает):

Мы объехали весь свет 
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо 
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами 
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом; 
Белка там живет ручная 
Да затейница какая!
Белка песенки поет 
Да орешки все грызет 
А орешки не простые
Все скорлупки золотые 
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут.

М.Р. Вот чудо, так чудо хоть бы одним глазком посмотреть.

Дети. Белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

и с присвисточкой поет

при честном при всем народе:

во саду ли, в огороде.

Дети. В музыке белки тоже есть «присвисточка» ее исполняет музыкальный инструмент флейта. Голос у неё звонкий, высокий светлый.

М.Р. А мы продолжаем слушать фрагменты. (Звучит фрагмент "Царевна Лебедь". Дети выбирают картинку соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно. На фоне музыки ребенок читает:

За морем царевна есть 
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает 
Ночью землю освещает 
Месяц под косой блестит 
А во лбу звезда горит 
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит 
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо 
Это диво, так уж диво!

Дети. Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек и птица. Мелодия плавная напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица превращается в прекрасную девушку её музыка становится еще более ласковой, теплой и человечной.

М.Р. Обратите внимание как изобразил «Царевну – Лебедь « художник М. Врубель. Как она на наших глазах превращается из птицы в девушку, как появляется из перьев лицо Царевны.

М.Р.  А сейчас, внимание, вернемся к нашим картинкам и музыке.

(Дети слушают музыкальный фрагмент "Тридцать три богатыря", выбирают картинку. На повторное слушание музыки ребенок читает наизусть отрывок из сказки:

В свете есть такое диво: 
Море вздуется бурливо 
Закипит, подымет вой 
Хлынет на берег пустой, 
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге 
В чешуе, как жар горя 
Тридцать три богатыря, 
Все красавцы удалые 
Великаны удалые 
Все равны как на подбор 
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо.

Дети. В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Музыка их мужественная и торжественная, похожа на марш.

М.Р. Вам понравилась эта музыкальная сказка? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней.

М.Р. А сейчас мне бы хотелось разгадать вместе с вами этот музыкальный кроссворд.

Кроссворд

М.Р. Я знаю, что вы тоже готовились к этой музыкальной гостиной вместе со своими родителями рисовали рисунки на музыкальные произведения опер Римского-Корсакова и сейчас пришло время закончить их в цвете. И в этом вам помогут ваши родители.

Совместная изобразительная деятельность детей и родителей и оформление альбома «Музыкальные оперы Н.А. Римского-Корсакова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"

Презентация, знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане". Включены фрагменты из оперы....

Презентация " Дошкольникам о творчестве Н.А. Римского - Корсакова"

Презентация " Дошкольникам о творчестве Н.А. Римского - Корсакова"...

Встреча в музыкальной гостиной, посвящённая творчеству П.И.Чайковского

Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям ДОО. Предназначен для детей подготовительной к школе группы.На музыкальной встрече дошколята не только расширят знания  о творчест...

Музыкально-литературная гостиная "Три чуда Н.А. Римского-Корсакова"

Мир музыки богат и безграничен. Музыка для ребенка - это ожидание праздника. Слушание музыки один из наиболее эффективных и развивающих видов деятельности дошкольника. Он обогащает музыкально-слуховой...

"Музыкальная гостиная по творчеству К.Сен-Санса"

Семейный досуг по творчеству К.Сен-Санса в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"...

Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М.П. Мусоргского

Для знакомства детей с творчеством композиторов я использую форму - музыкальная гостиная....