Чувства и настроения в музыке - тематическое занятие
материал (подготовительная группа) по теме

Метелёва Надежда Александровна

 

Цель:  развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

 

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе: весёлую, задорную – лёгким звуком в оживлённом темпе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich._zanyatie_chuvstva_i_nastroeniya_v_muzyke.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №1 пгт Даровской

Тематическое занятие

«Чувства и настроения в музыке»

подготовительная группа

       

Музыкальный руководитель

                                                                                     Метелёва Н. А.

                                                                                     1 категория

                                                                                     Стаж 35 лет.

2012г.

Цель:  развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе: весёлую, задорную – лёгким звуком в оживлённом темпе.

Оборудование: кассеты с фонограммами, магнитофон; музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотка, ксилофоны, дудочки, погремушки; дидактические игры: «Поможем Дюймовочке», «Забавный гномик», карточки сказочных персонажей.

Ход занятия.

                  Дети спокойно входят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель поёт музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. 

Дети (отвечают): «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение весёлое, радостное). Правильно! Настроение у меня очень хорошее, весёлое, ведь я очень рада видеть вас на музыкальном занятии.  А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.) А как весёлое настроение называется в музыке?

Дети (отвечают)   Мажор.

Музыкальный руководитель.  А грустное?

Дети.   Минор.

           Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.

            Сейчас мы с вами поиграем в игру «Забавный гномик». Прислушайтесь внимательно к музыке  и  выложите лицо гномика таким, чтобы оно отражало настроение музыки.

   Дети слушают «Весёлый крестьянин» Р. Шумана  и «Грёзы» Р. Шумана

                 и выкладывают пиктограммами лица гномиков.

 

Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами послушаем музыку, которую написал П.И.Чайковский (показывает детям портрет композитора). Эта музыка звучит в балете-сказке «Щелкунчик». Щелкунчик – это забавный человечек, который щёлкает орешки своими игрушечными зубами. В сказке он победил семиголового мышиного короля, а потом превратился в красивого принца.

             Давайте сегодня побываем в королевстве сластей. Нас встречает Фея  Драже. Мы послушаем с вами музыку из балета «Щелкунчик», которая называется «Танец Феи Драже ». (Дети слушают музыку в записи).

Музыкальный руководитель. Ребята, какая это музыка по характеру?

Дети (отвечают) Волшебная, нежная, сказочная, таинственная.

Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется «челеста». Это – французский музыкальный инструмент, похожий на фортепьяно, но у него нежный и звенящий звук. П.И.Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У него такие же, как у пианино клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными). Молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько, как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают.

             Давайте послушаем эту музыку ещё раз и запомним название этого инструмента – челеста.

       Дети повторяют название инструмента, слушают музыку ещё раз.

Музыкальный руководитель (берёт в руки цветок).сказка «Щелкунчик» нас привела к другой чудесной сказке. Она называется «Дюймовочка». Посмотрите, какой перед вами цветок! Может быть, мы найдём её там внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку). Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе). Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка – музыкальное задание и нарисованная куколка – эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.   Первый мы цветок возьмём

                                                         И узнаем, что же в нём?

                                                         «Чтобы громко, чисто петь,

                                                          Надо многое уметь.

                                                          Прямо с самого утра на распевке детвора.»

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!» Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково,сердито, протяжно, в быстром темпе, в медленном темпе.

Музыкальный руководитель.   Второй цветок поднимаем,

                                                         Что там задано узнаем.

                                                      «Угадайте-ка, ребята, песни по вступлениям.

                                                      Будем петь сегодня их в хорошем настроении.

                                          Дети исполняют песни :

          «Такой хороший дед» муз.С. Туликова. сл. М. Пляцковского

              и «Бабушки» муз. Е. Птичкина, сл. И.Шаферана,  

                     сравнивают их по характеру и настроению.

Музыкальный руководитель. Третий мы цветок возьмём

                                                       И узнаем,  что же в нём?

                                                       «Чудеса у нас повсюду, появился и медведь.

                                                       Но такой уж он упрямый,

                                                       Невозможно и глядеть.

                                                       Инструменты вы возьмите,

                                                       Скорей про мишку расскажите!»

Дети берут инструменты: деревянные ложки, трещотки, погремушки, ксилофоны, дудочки и исполняют оркестром песню «Упрямый медведь»  И.Осокиной. Дети учатся ритмично играть на муз инструментах, вовремя вступать, запоминать слова песни.

Музыкальный руководитель.  Ещё цветочек поднимаем,

                                                        Сейчас задание узнаем.

                                                       «Вот из сказок к нам герои

                                                        Заглянули вдруг опять.

                                                        И в игру «Узнай, кто пляшет?»

                                                        Предлагают поиграть».

          Дети играют в игру «Угадай, кто пляшет?»  музыка «Кремена»,

 проявляя музыкальность (соответствие движений характеру музыки), сообразительность (соответствие образу сказочного персонажа), оригинальность, творческие способности, эмоциональность. В конце игры дети называют сказочных персонажей, которых изображали ведущие.

Музыкальный руководитель. Ну вот, теперь Дюймовочка уже оказалась в стране эльфов. Вы знаете, ребята,  в сказке всегда побеждает добро. И мы с вами сейчас пройдём «дорогами добра». 

          Дети исполняют танец «Дорогою добра» под песню М.Минкова.

                             После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Наше занятие подходит к концу, и мне бы очень хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А весёлое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают).

                А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик», и постараемся более точно выразить настроение  шарика каждого цвета.

                Звучит «Утреннее размышление» П.И.Чайковского,

                                              дети выполняют задание.

Для изготовления глазок, ртов, бровей удобно использовать цветную самоклеящуюся бумагу. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение  «лица» у шарика достигается путём приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Музыкальный руководитель.  Теперь понятно, что это – грустный шарик. А этот – задумчивый, мечтательный. А этот – на что-то очень рассердился. А вот этот – весёлый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше настроение. Возьмите шарики с собой в группу, там вы с ними ещё поиграете. А нам пора прощаться.  (Поёт.) До свиданья, дети!

 Дети (поют).  До свидания!                                                      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства и настроения в музыке.

Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наше настроение в музыке».

Конспект  интегрированного занятия в средней группе«Наше настроение в музыке». Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Формировать творческие прояв...

Занятие "Настроение в музыке"

.  Вот и снова мы вместе. Я рада встрече с вами. А вы? И музыка рада. Послушайте, какое у нее веселое настроение....

Художественно-эстетическое развитие. Область- Музыка. Тематическое занятие "На тройке".

Цель. Формировать  интерес к  классической музыке, знакомить детей старшего дошкольного возраста  с  музыкой великого русского композитора П.И. Чайковского из альбома "Времена...

Чувства и настроения в музыке

Конспект занятия для детей старшей группы в ДОУ...

Конспект доминантного музыкального занятия с использованием технологии проблемного обучения «Чувства и настроение в музыке»

Цель: Наполнить новым содержанием музыкальное занятие посредством современных технологий.развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настр...


 

Комментарии