Чувства и настроения в музыке - тематическое занятие
материал (подготовительная группа) по теме
Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.
Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе: весёлую, задорную – лёгким звуком в оживлённом темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich._zanyatie_chuvstva_i_nastroeniya_v_muzyke.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №1 пгт Даровской
Тематическое занятие
«Чувства и настроения в музыке»
подготовительная группа
Музыкальный руководитель
Метелёва Н. А.
1 категория
Стаж 35 лет.
2012г.
Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.
Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе: весёлую, задорную – лёгким звуком в оживлённом темпе.
Оборудование: кассеты с фонограммами, магнитофон; музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотка, ксилофоны, дудочки, погремушки; дидактические игры: «Поможем Дюймовочке», «Забавный гномик», карточки сказочных персонажей.
Ход занятия.
Дети спокойно входят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель поёт музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия.
Дети (отвечают): «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.
Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение весёлое, радостное). Правильно! Настроение у меня очень хорошее, весёлое, ведь я очень рада видеть вас на музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.) А как весёлое настроение называется в музыке?
Дети (отвечают) Мажор.
Музыкальный руководитель. А грустное?
Дети. Минор.
Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Забавный гномик». Прислушайтесь внимательно к музыке и выложите лицо гномика таким, чтобы оно отражало настроение музыки.
Дети слушают «Весёлый крестьянин» Р. Шумана и «Грёзы» Р. Шумана
и выкладывают пиктограммами лица гномиков.
Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами послушаем музыку, которую написал П.И.Чайковский (показывает детям портрет композитора). Эта музыка звучит в балете-сказке «Щелкунчик». Щелкунчик – это забавный человечек, который щёлкает орешки своими игрушечными зубами. В сказке он победил семиголового мышиного короля, а потом превратился в красивого принца.
Давайте сегодня побываем в королевстве сластей. Нас встречает Фея Драже. Мы послушаем с вами музыку из балета «Щелкунчик», которая называется «Танец Феи Драже ». (Дети слушают музыку в записи).
Музыкальный руководитель. Ребята, какая это музыка по характеру?
Дети (отвечают) Волшебная, нежная, сказочная, таинственная.
Музыкальный руководитель. Правильно, ребята. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется «челеста». Это – французский музыкальный инструмент, похожий на фортепьяно, но у него нежный и звенящий звук. П.И.Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У него такие же, как у пианино клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными). Молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько, как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают.
Давайте послушаем эту музыку ещё раз и запомним название этого инструмента – челеста.
Дети повторяют название инструмента, слушают музыку ещё раз.
Музыкальный руководитель (берёт в руки цветок).сказка «Щелкунчик» нас привела к другой чудесной сказке. Она называется «Дюймовочка». Посмотрите, какой перед вами цветок! Может быть, мы найдём её там внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку). Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе). Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка – музыкальное задание и нарисованная куколка – эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.
Музыкальный руководитель. Первый мы цветок возьмём
И узнаем, что же в нём?
«Чтобы громко, чисто петь,
Надо многое уметь.
Прямо с самого утра на распевке детвора.»
Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!» Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково,сердито, протяжно, в быстром темпе, в медленном темпе.
Музыкальный руководитель. Второй цветок поднимаем,
Что там задано узнаем.
«Угадайте-ка, ребята, песни по вступлениям.
Будем петь сегодня их в хорошем настроении.
Дети исполняют песни :
«Такой хороший дед» муз.С. Туликова. сл. М. Пляцковского
и «Бабушки» муз. Е. Птичкина, сл. И.Шаферана,
сравнивают их по характеру и настроению.
Музыкальный руководитель. Третий мы цветок возьмём
И узнаем, что же в нём?
«Чудеса у нас повсюду, появился и медведь.
Но такой уж он упрямый,
Невозможно и глядеть.
Инструменты вы возьмите,
Скорей про мишку расскажите!»
Дети берут инструменты: деревянные ложки, трещотки, погремушки, ксилофоны, дудочки и исполняют оркестром песню «Упрямый медведь» И.Осокиной. Дети учатся ритмично играть на муз инструментах, вовремя вступать, запоминать слова песни.
Музыкальный руководитель. Ещё цветочек поднимаем,
Сейчас задание узнаем.
«Вот из сказок к нам герои
Заглянули вдруг опять.
И в игру «Узнай, кто пляшет?»
Предлагают поиграть».
Дети играют в игру «Угадай, кто пляшет?» музыка «Кремена»,
проявляя музыкальность (соответствие движений характеру музыки), сообразительность (соответствие образу сказочного персонажа), оригинальность, творческие способности, эмоциональность. В конце игры дети называют сказочных персонажей, которых изображали ведущие.
Музыкальный руководитель. Ну вот, теперь Дюймовочка уже оказалась в стране эльфов. Вы знаете, ребята, в сказке всегда побеждает добро. И мы с вами сейчас пройдём «дорогами добра».
Дети исполняют танец «Дорогою добра» под песню М.Минкова.
После танца дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель. Наше занятие подходит к концу, и мне бы очень хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А весёлое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают).
А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик», и постараемся более точно выразить настроение шарика каждого цвета.
Звучит «Утреннее размышление» П.И.Чайковского,
дети выполняют задание.
Для изготовления глазок, ртов, бровей удобно использовать цветную самоклеящуюся бумагу. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путём приклеивания в разном положении бровей и ртов.
Музыкальный руководитель. Теперь понятно, что это – грустный шарик. А этот – задумчивый, мечтательный. А этот – на что-то очень рассердился. А вот этот – весёлый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше настроение. Возьмите шарики с собой в группу, там вы с ними ещё поиграете. А нам пора прощаться. (Поёт.) До свиданья, дети!
Дети (поют). До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувства и настроения в музыке.
Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями ...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наше настроение в музыке».
Конспект интегрированного занятия в средней группе«Наше настроение в музыке». Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Формировать творческие прояв...
Занятие "Настроение в музыке"
. Вот и снова мы вместе. Я рада встрече с вами. А вы? И музыка рада. Послушайте, какое у нее веселое настроение....
Художественно-эстетическое развитие. Область- Музыка. Тематическое занятие "На тройке".
Цель. Формировать интерес к классической музыке, знакомить детей старшего дошкольного возраста с музыкой великого русского композитора П.И. Чайковского из альбома "Времена...
Конспект открытого занятия "Настроение в музыке и живописи"
Конспект ООД...
Чувства и настроения в музыке
Конспект занятия для детей старшей группы в ДОУ...
Конспект доминантного музыкального занятия с использованием технологии проблемного обучения «Чувства и настроение в музыке»
Цель: Наполнить новым содержанием музыкальное занятие посредством современных технологий.развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настр...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Из опыта работы
Из опыта работы