Конспект открытого занятия "Настроение в музыке и живописи"
план-конспект занятия (средняя группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка» Аленушка» -детский сад №3»
394000, г.Воронеж, ул. Куцыгина, 37, тел/факс 2-77-42-25
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«НАСТРОЕНИЕ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ».
/средняя группа/
Музыкальный руководитель:
Анучкина Г.Ю.
Воспитатель:
Иванникова С.А.
г. Воронеж
2017г.
- 1 –
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Учить высказывать свою точку зрения, используя
разнообразные определения, слушать сверстников
и поддерживать беседу. Закрепить в сознании детей
признаки зимы, сезонные изменения в природе. Петь
выразительно, передавая характер песни.
Развивающие: Развивать способность эмоционально откликаться на
музыку контрастного характера. Закрепить навык
использования знакомых плясовых движений в
свободной пляске. Развивать чувство прекрасного через
зимний пейзаж и способность передать это в коллек-
тивной работе.
Воспитательные: Формировать у детей чувство сплоченности, единства
положительного эмоционального настроения внутри
коллектива.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
Музыкальный материал:
- «Полянка» - русская народная музыка;
- «Колыбельная» - А. Гречанинов;
- Пьеса «Три подружки» - Д. Кабалевский;
- Песня «Зимушка» - М. Картушина;
- Игра «Вот так холод, вот мороз» - русская народная мелодия, обработка
И. Пономаревой.
- 2 -
Оборудование:
- Ширма;
- Музыкальные инструменты /бубен, погремушки, ложки, колоколчики/;
- Картина «Иней» И. Вельц;
- Картина «Зимний сон» Васнецов;
- Картина «Февральская лазурь» И. Грабаря;
- Фигуры кукол из бумаги;
- Санки.
- 3 –
Дети входят в зал.
М. р.: Дети к нам в детский сад пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
М.р.: Какой сегодня прекрасный день. Я вижу у вас хорошее настроение.
Давайте поделимся своим настроением с нашими гостями.
/Дети улыбаются/.
М.Р.: А сейчас, ребята, послушайте и скажите, какое настроение
передает музыка?
/Звучит фрагмент русской народной мелодии «Полянка»/.
Дети: Настроение веселое, радостное.
М.Р.:С помощью танцевальных движений постарайтесь передать настроение
музыки.
/Дети исполняют свободную пляску под р.н.м. «Полянка».
Звучит «Колыбельная» А. Гречанинова/.
М.р.: Ребята, что случилось с музыкой?
Дети: Изменилось настроение.
М.р.: А какое настроение у этой музыки?
Дети: Грустное, спокойное.
М.р.: Что можно выполнять под такую музыку?
Дети: Качать куклу, спокойно ходить, спать.
М.р.: Передайте настроение этой музыки в своих движениях.
/Дети выполняют движения под мелодию «Колыбельная»
А. Гречанинова/.
М.р.: Молодцы, ребята. Вы своими движениями передали настроение
музыки. Ребята, оказывается, музыка может передать не только
настроение, но и характер людей. И мы сейчас в этом убедимся.
- 4 –
Посидите, посмотрите
И немножко отдохните.
Я скажу вам всем на ушко,
В гости к нам спешат подружки.
/ Дети сели на стульчики. Раздается стук в дверь. Въезжают сани
с девочками-подружками/.
М.р.: А вот и наши подружки. Давайте с ними познакомимся. Их зовут
Плакса, Резвушка и Злюка,
Они ив гости к нам пришли
И загадки принесли.
А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
М.р.: Вот первая загадка. По звучанию музыки отгадайте характер наших
подружек.
/Звучит «Плакса» Д.Кабалевского/.
М.р.: Какая по характеру эта музыка?
Дети: Грустная, печальная.
М.р.: О какой девочке рассказала нам музыка?
Дети: О Плаксе.
М.Р.: А как вы догадались?
Дети: Музыка похожа на слезы.
М.р.: Какой цвет подходит к характеру Плаксы?
Дети: Синий.
М.р.: Молодцы, ребята. Давайте послушаем музыку для второй подружки?
/Звучит «Резвушка» Д.Кабалевского/
М.р.: Какой характер у этой музыки?
- 5 -
Дети: Музыка веселая, радостная, быстрая.
М.р.: Для какой девочки прозвучала эта музыка?
Дети: Для Резвушки.
М.р.: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что Резвушка веселая, игривая, не посидит на месте.
М.р.: Какой цвет подходит к характеру Резвушки?
Дети: Красный.
М.р.: Молодцы, ребята. А сейчас слушаем музыку для третьей подружки.
/ звучит «Злюка» Д.Кабалевского/.
М.р.: Какой характер музыки вы услышали?
Дети: Злой, некрасивый.
М.р.: Какой девочке подходит этот характер?
Дети: Злюке.
М.р.: А как вы догадались?
Дети: Как - будто кто-то злится.
М.р.: А какой цвет подойдет к характеру Злюки?
Дети: Зеленый.
М.р.: Молодцы, ребята. А теперь мы еще раз послушаем это музыкальное
произведение и своей мимикой покажем настроение каждой девочки.
/Звучит «Три подружки» Д.Кабалевского/.
М.р.: Ребята, как вы думаете, наши девочки – подружки рады, что мы
с помощью музыки узнали их характер?
Дети: Да рады.
- 6 –
М.р.: Значит, какое у вас настроение?
Дети: Бодрое, веселое.
М.р.: Почему?
Дети: Мы отгадали загадку трех девочек – подружек.
М.р.: Но на этом загадки не закончились. Сейчас мы подойдем к ширме,
и там вас ждет вторая загадка.
/Дети встают и подходят к ширме/.
М.р.: Сейчас вы услышите звучание различных музыкальных
Инструментов. Узнайте по «голосу» их название.
/Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент» - ложки,
бубны, колокольчики, погремушки. Дети узнают музыкальные
инструменты, музыкальный руководитель кладет их на стол
перед ширмой/.
М.р.: Возьмите в руки музыкальные инструменты. Передайте настроение
песен своим исполнением.
/ Дети исполняют попевки разного характера/.
М.р.: Ребята, почему музыкальные инструменты звучали только в одной
песенки?
Дети: Песня веселая – инструментам весело, а песня грустная –
инструменты грустят, играть не хотят.
М.р.: А у вас какое настроение?
Дети: Веселое.
М.р.: Мы еще одну загадку отгадали девочек – подружек.
Инструменты положите,
На картинку посмотрите.
Еще загадку, детвора,
Загадать вам всем пора.
/дети кладут музыкальные инструменты и подходят к картине/.
- 7 –
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года, но особое
очарование, сказочность и таинственность приносит
нам белоснежная зима. Поэты, художники, композиторы
передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
Ребята, давайте посмотрим картины русских художников
И почувствуем красоту и величие русской природы.
/Дети рассматривают репродукции картин/.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем похожи эти картины?
Дети: Зимний пейзаж.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Настроением.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана
Вельца? Какая она?
Дети: Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная.
Воспитатель: «Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
/ Ф. Тютчев/.
Воспитатель: А картина «Зимний сон» Васнецова, на ваш взгляд,
какая она?
Дети: Спокойная, тихая, неподвижная.
Воспитатель: Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем
ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение
С.Черного, которое передает настроение этой картины.
« Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вся, снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель».
- 8 –
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим зимний пейзаж Игоря
Граборя «Февральская лазурь».
Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Дети: Радость, веселье, восторг, хорошее настроение.
Воспитатель: «Разукрасилась зима.
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Все в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках».
/М. Пожарова/
Воспитатель: Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники,
используя краски, передают настроение зимы. На первый
взгляд все картины одинаковы, но если приглядеться,
то можно увидеть, что все они разные и это все потому
что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная
или тихая и спокойная.
М.р.: А какая песня подходит к этим картинам?
Дети: «Зимушка».
М.Р.: А что общего между картиной и песней?
Дети: Зима, настроение.
М.Р.: Давайте зимнее настроение передадим в нашей песне «Зимушка».
/Дети исполняют песню «Зимушка» М. Картушина/.
М.р.: Ребята, а вам какая зима больше нравится: злобная да сварливая
или радостная и приветливая?
Дети: Радостная.
М.р.: Ведь зимой очень холодно, мерзнут ручки, ножки?
Дети: Мы зимой катаемся на санках, строим горки, играем в снежки.
- 9 -
М.р.: Много игр есть на свете
Любят в них играть все дети:
Шалунишки и тихони,
Даши, Саши, Вики, Коли.
Всем им некогда скучать
Драться, плакать и серчать.
Их сдружила, развлекла
Интересная…. /игра/.
В круг скорее становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Будем с вами мы играть
Настроенье поднимать.
/Дети играют в игру «Вот так холод, вот мороз»/.
М.р.: Какие вы молодцы. Ребята, какое у вас настроение? Почему?
Дети: Было весело, радостно. Спели знакомые песни, поиграли в
веселую игру, отгадали загадки девочек – подружек.
М.р.: Ребята, посмотрите, а какое настроение у этих девочек?
Дети: Веселое.
М.р.: С помощью чего мы смогли изменить настроение этих девочек?
Дети: Нам помогла музыка.
М.р.: Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать
характер, настроение и чувства людей.
Воспитатель: А сейчас, ребята, свое настроение перенесем на
свою картину, которую мы выполним, как настоящие
художники.
/Выполняется рисование зимнего пейзажа в технике рисование крупой./
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сказочно получилось! Снег на нашем
зимнем пейзаже искрится и переливается – как настоящий.
- 10 –
Воспитатель: А теперь пришла пора
Отдыхать вам всем, друзья.
Хорошо вы потрудились,
Как один все отличились.
С гостями мы расстанемся,
Со всеми попрощаемся.
/Дети уходят из зала под веселую песню «Настроение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра ОО "Музыка" музыкальная гостинная «Веселые нотки»
Конспект открытого занятия музыкальная гостиная «Веселые нотки» ОО «Музыка» (подготовительная к школе группа).Региональный компанент....
Конспект открытого занятия по музыке
Конспект занятия разработан для 2-й младшей группы по программе "Ладушки" И. Каплуновой и Т. Новосольцевой...
Конспект открытого занятия по музыке для детей старшего дошкольного возраста "Деревенские посиделки"
Знакомство детей с русскими деревенскими посиделками...
Конспект открытого занятия по музыке
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Droid Sans Fallback"; ...
Конспект открытого музыкального занятия "Музыка в театре и кино"
Занятие для регионального семинара педагогов дошкольных учреждений на тему "Развитие творческого потенциала детей посредствам художественно- эстетиеского становления личности"...
Конспект открытого урока по музыке «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ». ЦЕЛЬ: Развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка посредством различных видов музыкальн...
Конспект открытого занятия по музыке в подготовительной школе "Путешествие в страну музыки"
Целью открытого занятия по музыке "Путешествие в страну музыки" было развивать музыкальные и творческие способности детей в рахзличных видах музыкальной деятельности...