В мире животных.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Саблина Инга Викторовна

Психолого-педагогический практикум с родителями и детьми

Память - это способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 05_v_mire_zhivotnyh.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический практикум с родителями и детьми старшей группы.

Тема: «В мире животных».

Цель: Развитие памяти у детей с ОНР.                                   

Теоретическая часть для родителей.

Игра «Давайте познакомимся» Я прошу вас представиться так, как вам хотелось бы это сделать и ответить на один из вопросов (вытягивают листочки с вопросами). Спасибо. Мы только что познакомились и, отвечая на весёлые вопросы, вы  перечисляли то, что помните.  Это упражнение  позволяет увидеть важность такого познавательного процесса, как память. «Мы - это наша память!» И если её потерять, человек не сможет ничего рассказать.

Память - это способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Главная особенность дошкольной памяти - это то, что малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без постоянных повторений) забывает. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития памяти. Для достижения хороших результатов достаточно заниматься развитием памяти с ребёнком по 10-15 минут в день, но систематически (каждый день). Память дошкольника - пластичная и нуждается в постоянной тренировке. Вот несколько советов касательно тренировки памяти:

  1. Помните, что на силу памяти влияет время суток. Наиболее «сильной» память у человека наблюдается утром с 8 до 12 часов и днём с 14 до 17.
  2. Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Без какого-то минимума внимания ничто не может быть записано в нашем мозгу.
  3. Страх перед забыванием - одна из главных причин сбоев в работе памяти. Наш ум часто оказывается во власти этого неотвязного чувства, особенно если и раньше случались неудачи в этом плане. Вера в свои способности поможет снять с ваших действий тормоз, обрекающий на поражение.
  4. У памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся, что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас. Если что-то не всплыло в памяти сразу, в мозгу возникает напряжение        и беспокойство. Очень важно избавиться от беспокойства - с его исчезновением память будет разблокирована. Для этого надо успокоиться, расслабиться и, по возможности, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.

Память нужно «кормить» полезной для неё пищей. Важно кормить ребёнка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Это будет способствовать оптимальной работе мозга. Рекомендуется отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, сыру, фруктам, овощам, жирным сортам рыбы, бобовым, грече, орехам, семечкам, растительным маслам. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных плохо усваиваются в организме и могут вызывать ухудшение памяти.

  1. Объём заучиваемого материала увеличивайте постепенно.
  2. Заучиваемый материал должен быть понятен ребёнку.
  3. Исключите запоминание одного материала сразу же после другого.
  4. Легче всего запоминается интересная, яркая, необычная для ребёнка информация.
  5. У ребёнка должна быть сильная мотивация к запоминанию (это пригодиться тебе на всю жизнь) информации. А это можно организовать только в игре.
  6. Важно активизировать у детей разные виды памяти. Существует множество видов памяти: зрительная, слуховая, тактильная (память пальцев рук), двигательная, обонятельная (память на запахи), вкусовая память.

Легче всего развивать память у детей в игре.

Игра на развитие зрительной памяти: запомни 10 картинок (игрушек). Запишите то, что запомнили (игра: «Особый маршрут»).

Игра на развитие слуховой памяти: запомни 10 слов. Запишите то, что запомнили (игра: «Магазин» - создаёте мотив, побуждающий к запоминанию).

Помогите детям освоить некоторые методы и приёмы запоминания:

  1. Используйте метод «Перевода словесной информации в образную форму». Попросите ребёнка закрыть глаза во время прочтения слов и представить их в виде образа с определённым звуком, запахом, вкусом, фактурой материала (см. и заполни табл.). Запишите то, что запомнили.
  1.  Метод «Пиктограмм» или «Зарисовка слов» (нарисуй схематичную картинку к слову, а затем по картинке вспомните все слова). Игра с домиком при составлении рассказа (нарисуй картинки к каждому предложению, а затем по картинкам вспомни текст).
  2. Метод «Продуктивного использования жестов». Когда при заучивании текста ребёнок использует жесты и движения, соответствующие содержанию материала. Затем ребёнок по жестам взрослого воспроизводит текст.
  3. Метод «Придумывание сказки». Что бы запомнить слова по-порядку, научите ребёнка представлять их  персонажами какой-то истории, сказки, мультфильма.
  4. Метод «Тактильного запоминания». Хорош для запоминания цифр и букв (выложить их из палочек, верёвочек, слепить из пластилина, обвести по точкам, раскрасить цветными карандашами, нарисовать на песке и т. д.).
  5. Метод «классификации материала». Чтобы запомнить множество картинок предложите ребёнку разделить предметы на группы (посуда, одежда, фрукты и т. д.), это облегчит припоминание каждого изображения в отдельности.
  6. Метод «Зацепы». При заучивании незнакомых и сложных слов (фамилий), попробуйте «зацепить» внимание ребёнка на том, что он хорошо знает (напр., фамилия Заходер по звучанию похожа на слово «заходи», буква «Д» похожа на дом, а «Ф» - на фонарь и т. д.).  Подумав о знакомом слове, ребёнок быстро вспомнит нужную информацию.

Практическая часть для детей и родителей.

Игра «Знакомство». Мамы «гуляют» под музыку «Светит месяц» по залу. Музыка останавливается,  одна мама себя называет (например, «Я мама кошка – ищу своего малыша»), к ней подбегает её малыш называет себя («я твой котёнок»), и они дальше ходят, взявшись за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не найдёт свою маму.

Упражнение «Выложи из счётных палочек домик» по памяти (3 картинки с изображением разных домов).

Игра: «Засели домик и запомни, где ты живёшь». Цель: Развитие зрительной памяти  Ход: на поле из 9 квадратов разместить от 2-х до 5-и пуговиц. Ребёнку нужно запомнить их расположение и воспроизвести рисунок по памяти, не допустив ни одной ошибки.

Игра «Что изменилось?». Цель: Развитие зрительной памяти. Ход: детям предлагается 2 почти одинаковые картинки. Внимательно рассмотрев первую картинку, надо по памяти найти отличия со 2-ой картинкой.

Игра «Неведомое животное». Цель: Развитие зрительной долговременной памяти. Ход: ребёнок должен узнать, из каких животных нарисовано «неведомое» существо и назвать их.

Игра «Нарисуй животное». Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти. Ход: Дети договариваются рисовать какое-нибудь животное. Затем каждый из них по очереди называет одну часть тела животного, а ведущий её рисует. Получившееся животное прячут и дорисовывают ему дополнительные детали. Показав затем рисунок детям, просят сказать, что изменилось.

Физ. минутка: Цель: Развитие двигательной памяти. Ход: дети под музыку выполняют движения животных (кошки, змеи, цапли, обезьянки), а затем по памяти их воспроизводят.

Игра «Найди маму по шкурке». Цель: развитие тактильной памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по тактильной дощечке свою маму.

Игра «Угадай маму по запаху». Цель: развитие обонятельной памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по запаху флакона свою маму.

Игра «Найди маму по голосу». Цель: развитие слуховой памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по голосу (или по муз. инструменту) свою маму (в руках у мам разные музыкальные инструменты).

Игра «Узнай на вкус». Цель: развитие вкусовой памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать на вкус, чем накормила его мама.

Релаксация: Цель: расслабление, снятие напряжения. Ход: детки целый день резвились, много узнали нового, интересного и, конечно же, очень устали. Поэтому они сели к мамам на коленки, прижались к ним и услышали нежную колыбельную песню (звучит колыбельная  Азовцевой).

Памятка для родителей.

Развитие памяти у детей с нарушениями речи.

Память - это совокупность психических процессов, которые позволяют человеку запоминать, сохранять и воспроизводить тот или иной материал.

Главная особенность дошкольной памяти - это то, что малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без постоянных повторений) забывает. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития памяти. Для достижения хороших результатов достаточно заниматься развитием памяти с ребёнком по 10-15 минут в день, но систематически (каждый день). Память дошкольника - пластичная и нуждается в постоянной тренировке. Вот несколько советов касательно тренировки памяти:

1. Помните, что на силу памяти влияет время суток. Наиболее «сильной» память у человека наблюдается утром с 8 до 12 часов и днём с 14 до 17.

  1. Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Без какого-то минимума внимания ничто не может быть записано в нашем мозгу.
  2. Страх перед забыванием - одна из главных причин сбоев в работе памяти. Наш ум часто оказывается во власти этого неотвязного чувства, особенно если и раньше случались неудачи в этом плане. Вера в свои способности поможет снять с ваших действий тормоз, обрекающий на поражение.
  3. У памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся, что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас. Если что-то не всплыло в памяти сразу, в мозгу возникает напряжение        и беспокойство. Очень важно избавиться от беспокойства - с его исчезновением память будет разблокирована. Для этого надо успокоиться, расслабиться и, по возможности, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
  4. Объём заучиваемого материала увеличивайте постепенно.
  5. Важно активизировать у детей разные виды памяти, такие как:

•        слуховую память: игра «Продолжи предложение» («Я купил в магазине...»; «Я положил в корзину...»; «Я был...»; «Я видел...» и т. д.)

•        зрительную память (упр. «Посмотри   на   картинки   и   вспомни,   что изменилось?»; «Выложи из спичек по памяти узор»; игры: «Найди домик для пуговиц», «Рисуем  вместе», «Особый маршрут» и др.);

  1. двигательную (память на движения);
  2. тактильную (память пальцев рук);
  3. обонятельную (память на запахи);
  4. вкусовую (память на вкус);
  5. музыкальную (память муз. произведений);
  6. эмоциональную    память    (связанную    с    сильными    устойчивыми эмоциями).

7.Помогите детям освоить некоторые приёмы запоминания:

  1.  Используйте метод «Перевода словесной информации в образную форму». Попросите ребёнка закрыть глаза во время прочтения слов и представить их в виде образа с определённым звуком, запахом, вкусом, фактурой материала.
  2.  Метод «Пиктограмм» (нарисуй схематичную картинку к слову);
  3. «Мнемотехника». Что бы запомнить слова по-порядку, научите ребёнка представлять их  персонажами какой-то истории, сказки, мультфильма, используя следующий алгоритм: рассмотри, закрась, придумай историю (запомни по ассоциациям). Воспроизведи по памяти (нарисуй или назови).

8. Успешность запоминания зависит от: интереса, активности ребёнка и установки (это пригодится тебе на всю жизнь).

9. Используйте тетради для развития памяти.


конфета

озеро

бабочка

мяч

облако

лимон

лев

ветер

шляпа

букет

вижу

слышу

трогаю

вкус

запах

Анкета для родителей.

Тема: В мире животных.

Цель: Развитие памяти у детей с нарушениями речи.

Ведущий: педагог-психолог Саблина И. В.

игры и упражнения:

оценка:

Игра «Знакомство»

1  2  3  4  5

Упражнение «Выложи из счётных палочек домик»

1  2  3  4  5

Игра: «Засели домик и запомни, где ты живёшь»

1  2  3  4  5

Игра «Что изменилось?»

1  2  3  4  5

Игра «Неведомое животное»

1  2  3  4  5

Игра «Нарисуй животное»

1  2  3  4  5

Физ. минутка: под музыку

1  2  3  4  5

Игра «Найди маму по шкурке»

1  2  3  4  5

Игра «Угадай маму по запаху»

1  2  3  4  5

Игра «Найди маму по голосу»

1  2  3  4  5

Игра «Узнай на вкус»

1  2  3  4  5

Расслабление

1  2  3  4  5

2.Я хотел(а) бы изменить (добавить, убрать и т. д.):

3. Неожиданным для меня было:

4. Я научился(ась):

5. Актуальная для меня тема по развитию и воспитанию ребёнка это…

Дата:                                                                              Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"

Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....

Экология Тема: «В мире животных» (Корова и коза – домашние животные).

Цель:Дать общее представление о домашних и диких животных, познакомить детей с особенностями коровы и козы.Задачи Обучающие: Формировать обобщенное представление о диких и домашних животных; рас...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"

НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"...

Конспект по окружающему миру во второй младшей группе викторина «В мире животных»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о диких и домашних животных....