В мире животных.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Психолого-педагогический практикум с родителями и детьми
Память - это способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
05_v_mire_zhivotnyh.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический практикум с родителями и детьми старшей группы.
Тема: «В мире животных».
Цель: Развитие памяти у детей с ОНР.
Теоретическая часть для родителей.
Игра «Давайте познакомимся» Я прошу вас представиться так, как вам хотелось бы это сделать и ответить на один из вопросов (вытягивают листочки с вопросами). Спасибо. Мы только что познакомились и, отвечая на весёлые вопросы, вы перечисляли то, что помните. Это упражнение позволяет увидеть важность такого познавательного процесса, как память. «Мы - это наша память!» И если её потерять, человек не сможет ничего рассказать.
Память - это способность человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Главная особенность дошкольной памяти - это то, что малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без постоянных повторений) забывает. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития памяти. Для достижения хороших результатов достаточно заниматься развитием памяти с ребёнком по 10-15 минут в день, но систематически (каждый день). Память дошкольника - пластичная и нуждается в постоянной тренировке. Вот несколько советов касательно тренировки памяти:
- Помните, что на силу памяти влияет время суток. Наиболее «сильной» память у человека наблюдается утром с 8 до 12 часов и днём с 14 до 17.
- Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Без какого-то минимума внимания ничто не может быть записано в нашем мозгу.
- Страх перед забыванием - одна из главных причин сбоев в работе памяти. Наш ум часто оказывается во власти этого неотвязного чувства, особенно если и раньше случались неудачи в этом плане. Вера в свои способности поможет снять с ваших действий тормоз, обрекающий на поражение.
- У памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся, что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас. Если что-то не всплыло в памяти сразу, в мозгу возникает напряжение и беспокойство. Очень важно избавиться от беспокойства - с его исчезновением память будет разблокирована. Для этого надо успокоиться, расслабиться и, по возможности, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Память нужно «кормить» полезной для неё пищей. Важно кормить ребёнка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Это будет способствовать оптимальной работе мозга. Рекомендуется отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, сыру, фруктам, овощам, жирным сортам рыбы, бобовым, грече, орехам, семечкам, растительным маслам. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных плохо усваиваются в организме и могут вызывать ухудшение памяти.
- Объём заучиваемого материала увеличивайте постепенно.
- Заучиваемый материал должен быть понятен ребёнку.
- Исключите запоминание одного материала сразу же после другого.
- Легче всего запоминается интересная, яркая, необычная для ребёнка информация.
- У ребёнка должна быть сильная мотивация к запоминанию (это пригодиться тебе на всю жизнь) информации. А это можно организовать только в игре.
- Важно активизировать у детей разные виды памяти. Существует множество видов памяти: зрительная, слуховая, тактильная (память пальцев рук), двигательная, обонятельная (память на запахи), вкусовая память.
Легче всего развивать память у детей в игре.
Игра на развитие зрительной памяти: запомни 10 картинок (игрушек). Запишите то, что запомнили (игра: «Особый маршрут»).
Игра на развитие слуховой памяти: запомни 10 слов. Запишите то, что запомнили (игра: «Магазин» - создаёте мотив, побуждающий к запоминанию).
Помогите детям освоить некоторые методы и приёмы запоминания:
- Используйте метод «Перевода словесной информации в образную форму». Попросите ребёнка закрыть глаза во время прочтения слов и представить их в виде образа с определённым звуком, запахом, вкусом, фактурой материала (см. и заполни табл.). Запишите то, что запомнили.
- Метод «Пиктограмм» или «Зарисовка слов» (нарисуй схематичную картинку к слову, а затем по картинке вспомните все слова). Игра с домиком при составлении рассказа (нарисуй картинки к каждому предложению, а затем по картинкам вспомни текст).
- Метод «Продуктивного использования жестов». Когда при заучивании текста ребёнок использует жесты и движения, соответствующие содержанию материала. Затем ребёнок по жестам взрослого воспроизводит текст.
- Метод «Придумывание сказки». Что бы запомнить слова по-порядку, научите ребёнка представлять их персонажами какой-то истории, сказки, мультфильма.
- Метод «Тактильного запоминания». Хорош для запоминания цифр и букв (выложить их из палочек, верёвочек, слепить из пластилина, обвести по точкам, раскрасить цветными карандашами, нарисовать на песке и т. д.).
- Метод «классификации материала». Чтобы запомнить множество картинок предложите ребёнку разделить предметы на группы (посуда, одежда, фрукты и т. д.), это облегчит припоминание каждого изображения в отдельности.
- Метод «Зацепы». При заучивании незнакомых и сложных слов (фамилий), попробуйте «зацепить» внимание ребёнка на том, что он хорошо знает (напр., фамилия Заходер по звучанию похожа на слово «заходи», буква «Д» похожа на дом, а «Ф» - на фонарь и т. д.). Подумав о знакомом слове, ребёнок быстро вспомнит нужную информацию.
Практическая часть для детей и родителей.
Игра «Знакомство». Мамы «гуляют» под музыку «Светит месяц» по залу. Музыка останавливается, одна мама себя называет (например, «Я мама кошка – ищу своего малыша»), к ней подбегает её малыш называет себя («я твой котёнок»), и они дальше ходят, взявшись за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не найдёт свою маму.
Упражнение «Выложи из счётных палочек домик» по памяти (3 картинки с изображением разных домов).
Игра: «Засели домик и запомни, где ты живёшь». Цель: Развитие зрительной памяти Ход: на поле из 9 квадратов разместить от 2-х до 5-и пуговиц. Ребёнку нужно запомнить их расположение и воспроизвести рисунок по памяти, не допустив ни одной ошибки.
Игра «Что изменилось?». Цель: Развитие зрительной памяти. Ход: детям предлагается 2 почти одинаковые картинки. Внимательно рассмотрев первую картинку, надо по памяти найти отличия со 2-ой картинкой.
Игра «Неведомое животное». Цель: Развитие зрительной долговременной памяти. Ход: ребёнок должен узнать, из каких животных нарисовано «неведомое» существо и назвать их.
Игра «Нарисуй животное». Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти. Ход: Дети договариваются рисовать какое-нибудь животное. Затем каждый из них по очереди называет одну часть тела животного, а ведущий её рисует. Получившееся животное прячут и дорисовывают ему дополнительные детали. Показав затем рисунок детям, просят сказать, что изменилось.
Физ. минутка: Цель: Развитие двигательной памяти. Ход: дети под музыку выполняют движения животных (кошки, змеи, цапли, обезьянки), а затем по памяти их воспроизводят.
Игра «Найди маму по шкурке». Цель: развитие тактильной памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по тактильной дощечке свою маму.
Игра «Угадай маму по запаху». Цель: развитие обонятельной памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по запаху флакона свою маму.
Игра «Найди маму по голосу». Цель: развитие слуховой памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать по голосу (или по муз. инструменту) свою маму (в руках у мам разные музыкальные инструменты).
Игра «Узнай на вкус». Цель: развитие вкусовой памяти. Ход: ребёнок-водящий, закрыв глаза должен угадать на вкус, чем накормила его мама.
Релаксация: Цель: расслабление, снятие напряжения. Ход: детки целый день резвились, много узнали нового, интересного и, конечно же, очень устали. Поэтому они сели к мамам на коленки, прижались к ним и услышали нежную колыбельную песню (звучит колыбельная Азовцевой).
Памятка для родителей.
Развитие памяти у детей с нарушениями речи.
Память - это совокупность психических процессов, которые позволяют человеку запоминать, сохранять и воспроизводить тот или иной материал.
Главная особенность дошкольной памяти - это то, что малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без постоянных повторений) забывает. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития памяти. Для достижения хороших результатов достаточно заниматься развитием памяти с ребёнком по 10-15 минут в день, но систематически (каждый день). Память дошкольника - пластичная и нуждается в постоянной тренировке. Вот несколько советов касательно тренировки памяти:
1. Помните, что на силу памяти влияет время суток. Наиболее «сильной» память у человека наблюдается утром с 8 до 12 часов и днём с 14 до 17.
- Плохая работа памяти часто бывает результатом недостатка внимания. Без какого-то минимума внимания ничто не может быть записано в нашем мозгу.
- Страх перед забыванием - одна из главных причин сбоев в работе памяти. Наш ум часто оказывается во власти этого неотвязного чувства, особенно если и раньше случались неудачи в этом плане. Вера в свои способности поможет снять с ваших действий тормоз, обрекающий на поражение.
- У памяти есть парадоксальная особенность: чем больше мы силимся, что-то вспомнить, тем больше оно ускользает от нас. Если что-то не всплыло в памяти сразу, в мозгу возникает напряжение и беспокойство. Очень важно избавиться от беспокойства - с его исчезновением память будет разблокирована. Для этого надо успокоиться, расслабиться и, по возможности, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
- Объём заучиваемого материала увеличивайте постепенно.
- Важно активизировать у детей разные виды памяти, такие как:
• слуховую память: игра «Продолжи предложение» («Я купил в магазине...»; «Я положил в корзину...»; «Я был...»; «Я видел...» и т. д.)
• зрительную память (упр. «Посмотри на картинки и вспомни, что изменилось?»; «Выложи из спичек по памяти узор»; игры: «Найди домик для пуговиц», «Рисуем вместе», «Особый маршрут» и др.);
- двигательную (память на движения);
- тактильную (память пальцев рук);
- обонятельную (память на запахи);
- вкусовую (память на вкус);
- музыкальную (память муз. произведений);
- эмоциональную память (связанную с сильными устойчивыми эмоциями).
7.Помогите детям освоить некоторые приёмы запоминания:
- Используйте метод «Перевода словесной информации в образную форму». Попросите ребёнка закрыть глаза во время прочтения слов и представить их в виде образа с определённым звуком, запахом, вкусом, фактурой материала.
- Метод «Пиктограмм» (нарисуй схематичную картинку к слову);
- «Мнемотехника». Что бы запомнить слова по-порядку, научите ребёнка представлять их персонажами какой-то истории, сказки, мультфильма, используя следующий алгоритм: рассмотри, закрась, придумай историю (запомни по ассоциациям). Воспроизведи по памяти (нарисуй или назови).
8. Успешность запоминания зависит от: интереса, активности ребёнка и установки (это пригодится тебе на всю жизнь).
9. Используйте тетради для развития памяти.
конфета | озеро | бабочка | мяч | облако | лимон | лев | ветер | шляпа | букет | |
вижу | ||||||||||
слышу | ||||||||||
трогаю | ||||||||||
вкус | ||||||||||
запах |
Анкета для родителей.
Тема: В мире животных.
Цель: Развитие памяти у детей с нарушениями речи.
Ведущий: педагог-психолог Саблина И. В.
игры и упражнения: | оценка: |
Игра «Знакомство» | 1 2 3 4 5 |
Упражнение «Выложи из счётных палочек домик» | 1 2 3 4 5 |
Игра: «Засели домик и запомни, где ты живёшь» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Что изменилось?» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Неведомое животное» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Нарисуй животное» | 1 2 3 4 5 |
Физ. минутка: под музыку | 1 2 3 4 5 |
Игра «Найди маму по шкурке» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Угадай маму по запаху» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Найди маму по голосу» | 1 2 3 4 5 |
Игра «Узнай на вкус» | 1 2 3 4 5 |
Расслабление | 1 2 3 4 5 |
2.Я хотел(а) бы изменить (добавить, убрать и т. д.):
3. Неожиданным для меня было:
4. Я научился(ась):
5. Актуальная для меня тема по развитию и воспитанию ребёнка это…
Дата: Подпись:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"
Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....
Экология Тема: «В мире животных» (Корова и коза – домашние животные).
Цель:Дать общее представление о домашних и диких животных, познакомить детей с особенностями коровы и козы.Задачи Обучающие: Формировать обобщенное представление о диких и домашних животных; рас...
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"
Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....
НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"
НОД формирование целостной картины мира "В мире животных"...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром - «В мире животных» через дидактическую игру
НОД расширит и углубит знания детей о жизни диких животных....
Конспект по окружающему миру во второй младшей группе викторина «В мире животных»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о диких и домашних животных....