Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
статья по теме
Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, это работа с родителями, так как большую часть времени дети находятся в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prizentaciya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместная деятельность
учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии»
(из опыта работы)
Работая по теме «Поиск эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии», мы пришли к выводу, что одно из наиболее важных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, это работа с родителями, так как большую часть времени дети находятся в семье. Несмотря на то, что дети, посещающие коррекционные дошкольные учреждения, получают всестороннюю помощь специалистов, с ними проводятся занятия, оздоровительные процедуры, но зачастую этого оказывается мало, так как малыши болеют или находятся на санаторно-курортном лечении, а по возвращении в детский сад очень часто с ребенком приходится начинать работу с начала. Поэтому важна совместная работа родителей с педагогами ДОУ. То, что ребенок видит, слышит и узнает в детском саду, обязательно должно закрепляться дома.
Мы поставили перед собой цель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Чтобы данная работа была целенаправленной, поставили задачи.
- Привлекать родителей к проблемам воспитания детей в детском саду.
- Обучать правильной организации досуга детей.
- Учить выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманности.
- Формировать из родителей коллектив единомышленников, способных воплощать новаторские идеи в воспитании своих детей.
- Знакомить с теоретическими знаниями по педагогике, с традиционными и нетрадиционными методами работы с детьми.
- Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого родителя в педагогически процесс.
- Настроить на активное участие в жизни детского сада.
Прежде чем начать работу в данном направлении, мы изучили литературу, сделали подборку анкет и памяток для родителей, разработали анкету «Помогите нам, пожалуйста», перспективный план работы с родителями на год. В этом плане отразилось: анкетирование, экскурсии, собрания, школа для родителей, открытые занятия, выставки. Для участников собрания изготовили пригласительные открытки. На первом родительском собрании ознакомили родителей с годовым планом.
Нам хочется порекомендовать вам некоторую литературу, которую мы использовали в своей работе. В книге, «Работа ДОУ с семьей» авторов Козловой Анастасии Владимировны и Дошеулиной Раисы Прокофьевны, вам будут представлены разные виды диагностических исследований, в виде таблиц, опросников, анкет, тестов. Также вы сможете найти рекомендации по планированию с перечнем тем собраний в разных возрастных группах, конспекты лекций, консультации, мониторинги.
Очень интересные ток-шоу, устные журналы, родительские собрания и консультации представлены в книге «Родительские собрания в ДОУ» авторов Зверевой Ольги Леонидовны и Кротовой Татьяны Викторовны.
Если в вашей группе есть дети с отклонениями в развитии, мы рекомендуем использовать книгу Елены Михайловны Мастюковой и Аллы Григорьевны Московкиной «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии». Эта книга поможет вам оказать любую консультативную помощь родителям имеющим особенных детей.
Книга английского автора Дженни Лешли поможет вам решить некоторые психолого-педагогические проблемы, которые встают перед педагогами и родителям. В центре внимания автора вопросы коррекции поведения детей и развития речи.
Очень интересно представлена психокоррекционная работа с родителями в книгах Ткачевой. В них вы можете найти рекомендации по формированию и организации психокоррекционных групп, конспекты групповых занятий. В своей работе мы используем рекомендованные Викторией Валентиновной аутотренинги, релаксации, разминки в виде игр.
В книге «Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ» авторов Микляевых Натальи Викторовны, Юлии Викторовны и Яровой Юлии Васильевны вы узнаете о современных подходах к анализу и моделированию ситуаций в целостном воспитательно-образовательном процессе и организации сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.
Познакомиться с системой взаимодействия педагогов с семьей можно в книге «Приходите к нам на праздник» авторов Сидоровой Людмилы Александровны, Шарифуллиной Кадрии Шавкатовны и Яговкиной Татьяны Викторовны. Также здесь можно найти сценарии праздников и развлекательных мероприятий.
«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», автором-составителем которой является Глебова С. В., можно познакомиться с системой работы с родителями и педагогическим коллективом. Издание содержит материалы, рассчитанные на педагогов с целью структуирования работы с родителями, а также конспекты мероприятий с участием родителей.
В сентябре месяце мы провели диагностику взаимодействия родителей и детей во время утреннего приема детей в группу, где отмечалось настроение ребенка и родителя, процедура раздевания, общение, прощание.
Также была проведена диагностика во время вечернего прощания детей с группой, куда вошли реакция ребенка на приход родителя, взаимодействие ребенка с родителем (разговоры, активность ребенка и родителя), настроение родителей, процедура сбора домой. Используя эти данные, с родителями велись индивидуальные беседы и консультации. В конце учебного года результаты диагностики изменились в положительную сторону.
Анкета: «Помогите нам, пожалуйста» помогла узнать какие родительские собрания, встречи, занятия, экскурсии хотят посетить родители, что необходимо учитывать, приглашая их на собрания, занятия и консультацию, наиболее свободные дни и часы недели, которыми располагают родители, какую помощь могут оказать сами родители в проведении совместных мероприятий.
По результатам анкеты был разработан перспективный план работы с родителями на год. В нем указывается месяц, планируемое мероприятие, его цель, ответственный и дата проведения. В проведении мероприятий принимали участие воспитатели, логопед, дефектолог, психолог, медсестра лечебной физкультуры, музыкальный руководитель и сами родители.
К каждому собранию для родителей изготавливали пригласительные открытки, в которых было написано приглашение на собрание и даны памятки для родителей по воспитанию детей. В изготовлении данных открыток посильную помощь принимали сами дети. В клювике открытки – «Утенок» можно написать приглашение, а если её развернуть, можно написать рекомендации и памятки по теме вашей встречи. На открытки – «Пингвин», приглашение и памятку можно написать с обратной стороны. Приглашение – «Ёлочка», содержит много листочков, на которых можно записать много полезной информации. Приглашение «Домик» в дальнейшем может послужить рамкой для фотографии. В красивом цветочке – книжке, откуда выглядывает пчелка или бабочка, можно записывать короткие советы.
Чтобы заинтересовать родителей предстоящей встречей, мы тщательно продумывали текст приглашения, два из которых предлагаем вашему вниманию.
В нашем банке данных собрано 25 памяток для родителей, 4 из которых разработаны нами.
Памятка «Для Вас родители» знакомит с режимом работы и услугами детского сада.
Чтобы узнать удовлетворены ли родители первым проведенным собранием, им были предложены вырезанные из цветной бумаги шарики, где они написали отзыв о проведенной встрече.
Очень интересно прошла совместная осенняя экскурсия. Наш детский сад находится в живописном месте, на окраине города. Мы смогли понаблюдать за домашними животными. Воспитатели показали родителям, как правильно провести наблюдение, на что следует обратить внимание и как задавать вопросы. Прямо на дорожке ребята нашли грибы. Педагоги вместе с детьми рассмотрели строение грибов, загадали загадку, провели беседу. Интересное наблюдение было около реки. Дети вспоминали, какой речка была весной и летом. Провели сравнительный анализ об изменениях в природе. Вспомнили правило поведения около водоемов. Родители, педагоги и дети играли в подвижные и пальчиковые игры. Ребята подкрепились на лоне природы и не забыли убрать все за собой. Лежащее неподалеку бревно помогло выполнить упражнения на равновесие. А какой золотой дождь они устроили вместе с воспитателями. Когда пришло время прощаться, дети не хотели идти домой, были даже слезы.
После проведенного мероприятия мы предложили родителям заполнить анкету «Проведение экскурсии с родителями» с целью выявить удовлетворенность данным мероприятием и как часто, по мнению родителей, они должны проводиться, что еще можно привнести в их организацию.
Интересное собрание было проведено в форме брейн-ринг «Этот чудный мир природы» между родителями и детьми двух групп. Перед началом собрания в соответствии с темой был украшен музыкальный зал, организованна выставка поделок из природного материала, выполненная руками родителей вместе с детьми. В начале игры, после приветствия команд, родителей ознакомили с результатами предварительного анкетирования «С любовью к природе». После чего с детьми и родителями была проведена разминка в виде «мозгового штурма».
Жюри, в составе старшего воспитателя и учителя-дефектолога, за правильные ответы награждали команды фишками. Между заданиями с детьми проводили пальчиковые и малоподвижные игры.
Дети рассказывали родителям стихи, выученные в группе с воспитателями. Родителям была предложена игра «Наборщик», со словом ЛЕСНИЧЕСТВО, а дети в это время выкладывали по контуру из семян фасоли узоры. Ребята показали родителям театрализованную сценку «Лиса и еж». В конце игры победила дружба, а дети получили в подарок от Лесовичка вкусные печенья в форме медвежат. Родители написали отзывы об игре на приготовленных заранее силуэтах.
Сможете ли вы собрать родителей на собрание 27 декабря, попробуйте, а у нас получилось. Единственным препятствием был карантин в группе, поэтому не все родители смогли подойти. Тема собрания была «Семейные традиции». Родители как всегда заполнили анкету, были сделаны пригласительные билеты.
Во время собрания, после короткой беседы, родители с детьми делали елочные украшения. И как не странно, многие из них пришли в затруднение, они не сразу сообразили, что можно сделать из бумаги. Им также было предложено сделать экибано для новогоднего стола. Одна из мам выступила в роли деда Мороза. Дети рассказывали стихи, проводились совместные подвижные и малоподвижные игры. Был устроен конкурс загадок для детей и родителей. Наигравшись, родителям было предложено оформить новогоднюю открытку. На снеговике надо было продолжить фразу «Мне сегодня понравилось …», на елочке «В следующий раз мне бы хотелось …», а на облачке просто написать новогоднее поздравление. После чего все вместе сели пить чай.
Не одно родительское собрание у нас не проходит без игр и конкурсов. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями. Расслабиться, отдохнуть, снять напряжение после рабочего дня, помогает релаксация.
Объединение педагогов детского сада и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"
Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»
Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»с использованием современных образовательных...
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей".
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей"....
Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Насекомые. В гости к пчелке Майе"...
Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ
Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех ...
Краткосрочный Проект совместной деятельности учителя дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
laquo;Семья-это…, когда все вместе…, мама, папа и я» (или приключение маленького Мамонтенка)» Цель:Учить решать интеллектуальные и личностные задачи.Находить способы ре...