Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех компонентов межличностного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_master-klasse_vospitateley.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог

Кангина К.А.

Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ

 «Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых»

                                                                                                   Януш Корчак

Игра является ведущей деятельностью в жизни дошкольника и оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов. Доставляя ребенку удовольствие и развлечение, игра способствует усвоению необходимых норм и правил нравственного поведения в обществе.

Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех компонентов межличностного взаимодействия.

Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А.А. Катаева, Е.А. Екжанова, Е.А Стребелева). Таким образом, совокупное использование мотивационно-игровой ситуации и обучение действовать в ней способствует более прочному усвоению детьми необходимых знаний, умений и навыков.

 В организации процесса обучения игре принимают участие учитель – дефектолог, воспитатели, учитель – логопед и другие специалисты, работающие  в дошкольном учреждении.

Работа по формированию игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ начинается с организации и проведении наблюдений, экскурсий. Дети учатся рассказыванию по картинам, знакомится с литературными произведениями. Используемые дидактические игры осуществлять обучение игровым действиям, цепочке игровых действий. Проводятся обучающие занятия по введению игровых ролей и т.п.

К деятельности детей в детском саду активно привлекаются родители. Организуются выставки совместных работ и поделок, спортивные мероприятия, праздники для родителей в группе.

Формирование  и закрепление представлений о себе, об окружающем социальном мире осуществляется в художественно – продуктивной деятельности, во всех режимных моментах, в свободной деятельности детей, в повседневной жизни детей.

В обучении нашей игре мы проходили  следующие этапы:

- демонстрация педагогом элементов сюжетно – ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла (педагог в роли покупателя, педагог в роли продавца);

- последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию, выполнение детьми игровых действий по подражанию (ребёнок в роли покупателя, ребёнок в роли продавца);

- самостоятельное выполнение детьми игровых действий (дети в роли продавца и покупателя).

При организации игр мы соблюдали следующую последовательность в применении приёмов обучения:

- проигрывание действий педагогом на глазах у детей (например, момент примерки);

- совместное проигрывание действий педагогом и детьми (например, момент покупки);

- выполнение действий ребёнком с опорой на образец педагога (например, момент помощи продавца покупателю в выборе товара) ;

- выполнение действий ребёнком по словесной инструкции (например, приветствие покупателей).

Библиографический список:

1.Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд – во «Союз», 2001.

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4 – е изд. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ под ред. Баряевой Л.Б.  – СПб.: Издательство «Союз», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"

Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....

Доклад на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД".

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками....

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх»

Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя. В игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать ч...

Статья на тему: "Развитие социально - коммуникативной компетенции через сюжетно - ролевую игру".

В статье рассказано, что у детей раннего возраста через сюжетно - ролевую игру более эффективно развивается социально - коммуникативная компетенция...

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры....