Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех компонентов межличностного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_master-klasse_vospitateley.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог
Кангина К.А.
Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых»
Януш Корчак
Игра является ведущей деятельностью в жизни дошкольника и оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов. Доставляя ребенку удовольствие и развлечение, игра способствует усвоению необходимых норм и правил нравственного поведения в обществе.
Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех компонентов межличностного взаимодействия.
Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А.А. Катаева, Е.А. Екжанова, Е.А Стребелева). Таким образом, совокупное использование мотивационно-игровой ситуации и обучение действовать в ней способствует более прочному усвоению детьми необходимых знаний, умений и навыков.
В организации процесса обучения игре принимают участие учитель – дефектолог, воспитатели, учитель – логопед и другие специалисты, работающие в дошкольном учреждении.
Работа по формированию игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ начинается с организации и проведении наблюдений, экскурсий. Дети учатся рассказыванию по картинам, знакомится с литературными произведениями. Используемые дидактические игры осуществлять обучение игровым действиям, цепочке игровых действий. Проводятся обучающие занятия по введению игровых ролей и т.п.
К деятельности детей в детском саду активно привлекаются родители. Организуются выставки совместных работ и поделок, спортивные мероприятия, праздники для родителей в группе.
Формирование и закрепление представлений о себе, об окружающем социальном мире осуществляется в художественно – продуктивной деятельности, во всех режимных моментах, в свободной деятельности детей, в повседневной жизни детей.
В обучении нашей игре мы проходили следующие этапы:
- демонстрация педагогом элементов сюжетно – ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла (педагог в роли покупателя, педагог в роли продавца);
- последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию, выполнение детьми игровых действий по подражанию (ребёнок в роли покупателя, ребёнок в роли продавца);
- самостоятельное выполнение детьми игровых действий (дети в роли продавца и покупателя).
При организации игр мы соблюдали следующую последовательность в применении приёмов обучения:
- проигрывание действий педагогом на глазах у детей (например, момент примерки);
- совместное проигрывание действий педагогом и детьми (например, момент покупки);
- выполнение действий ребёнком с опорой на образец педагога (например, момент помощи продавца покупателю в выборе товара) ;
- выполнение действий ребёнком по словесной инструкции (например, приветствие покупателей).
Библиографический список:
1.Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд – во «Союз», 2001.
2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4 – е изд. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ под ред. Баряевой Л.Б. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...
Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"
Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....
Доклад на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД".
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками....
Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх»
Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя. В игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать ч...
Статья на тему: "Развитие социально - коммуникативной компетенции через сюжетно - ролевую игру".
В статье рассказано, что у детей раннего возраста через сюжетно - ролевую игру более эффективно развивается социально - коммуникативная компетенция...
Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры....
ОО Социально-коммуникативное развитие Тема: Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Сюжетно-ролевая игра «Школа»....