Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Насекомые. В гости к пчелке Майе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия учителя-дефектолога

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема занятия: «Насекомые. В гости к пчелке Майе»

Тип занятия: обобщающее занятие.

Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаках.

Задачи:

Образователные:

  1. Закреплять знания детей о насекомых, их внешнем виде, строении.
  2. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием схем.
  3. Закреплять навыки чтения.

Коррекционно – развивающие:

1. Закреплять навыки словообразования, активировать употребление в речи предлогов,

2. Упражнять согласовывать имена существительные с числительными.

3. Развивать связную речь: давать на вопросы полные ответы.

4. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации: фронтальная.

Оборудование: игрушка – пчелка; предметные картинки с изображением насекомых, карточки, схемы строения насекомых; карточки для чтения глаголов; цветок, карточки с изображением насекомых, счетный материал «Божьи коровки».

Пропедевтическая работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки;  уточнение знаний о строении тела, количестве лапок; рассматривание книг и иллюстраций о насекомых; разучивание подвижной игры, пальчиковой гимнастики; разучивание диалога (индивидуальная работа с Лизой, Артемом).

        

Ход занятия:

I. Мотивация предстоящей деятельности

Загадка.

Вопросы на выявление знаний детей

- Ребята, послушайте, а кто это жужжит?

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед.

            - Кто же это?

            - А как вы догадались?

- Это пчела Майя. Она приглашает нас в гости к своим друзьям.

- А вы хотите попасть в гости?

           Кто друзья пчелы Майи?

           Кого вы уже видели?

           Где их можно встретить?

           Назовите их одним словом (насекомые).

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласила нас пчела Майя. Здесь и живут ее друзья.

II. Усвоение, закрепление знаний. Речевая логическая задача (развитие зрительного и слухового восприятия)

Уточнение, обобщение знаний о насекомых, их внешнем виде, строении (с использованием схем).

Закрепление навыков чтения (индивидуальные занятия)

Дифференциация насекомых по действиям (использование знаний в новой ситуации)

- Ребята, докажите мне, что Майя и ее друзья – это насекомые!

- Давайте вспомним, что общего у всех насекомых.

1. Тело насекомых состоит из 3-х частей: голова, грудь, брюшко (насечки).

2. У насекомых есть усики.

3. У большинства насекомых есть крылья.

4. У насекомых 6 ног (8 ног – у пауков).

5. Питаются соком, нектаром, личинками, другими насекомыми, некоторые сосут кровь.

6. Откладывают яички.

- Майя приглашает вас на дорожку и предлагает узнать, а что же умеют делать ее друзья?

(Дети читают глаголы):

летать – кто умеет летать?

собирать – Кто умеет собирать?

ползать – Кто умеет ползать?

жалить – Кто умеет жалить?

строить – Кто умеет строить?

рыть – Кто умеет рыть?

плести – Кто умеет плести?

порхать – А кто умеет порхать?

Физкультминутка (действие детей по сигналу), звукоподражание

(Фонетическая зарядка)

- Какие вы трудолюбивые ребята. Пчела Майя предлагает вам отдохнуть и поиграть вместе с ней в игру «Веселые пчелы» (По считалочке выбирается «пчела» - ловишка)

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Хотят пчелы поиграть.

        Что нам делать, как нам быть?

        Будет пчелка нас ловить,

        Снова будем мы считать:

        «1, 2, 3, 4, 5»

- Давайте вспомним, как пчелки жужжат?

Дети – «пчелы» бегают, жужжат до сигнала педагога:

        Пчелы в поле полетели,

        Зажужжали, загудели,

        Сели пчелы на цветы

        Мы играем, водишь ты!

Вылетает «пчела» - ловишка старается поймать «пчелок», уводит в  свой домик. Игра повторяется 2 раза.

Речевая игра «Назови ласково» (применение полученных знаний)

- Ребята, Майя приготовила для вас игру с цветком. Кому пчелка дает цветок и называет насекомое, тот должен назвать насекомое ласково.

комар – комарик

стрекоза – стрекозка

таракан – тараканчик

жук – жучок

пчела – пчелка

муха – мушка

муравей – муравьишька

паук – паучок

шмель - шмелек

Употребление предлогов: на, с, над, за, под.

 - Скажите, пожалуйста, а где сейчас находится пчелка Майя?

Упражнение «Скажи одним словом» (упражнение на словообразование).

- Встаньте на лужок и сделайте кружок.

           Закончите предложения

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют … (пестрокрылой)

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой)

У таракана длинные усы, поэтому его называют … (длинноусым)

У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногим)

А если пчела любит труд, то это какая пчела? (трудолюбивая)

Д/и на ВПФ «Кого не стало?»

Загадка

Проблемный вопрос (обучение доказательной речи)

Упражнение «Сосчитай Божьи коровки»

 - Угадайте, к кому мы сейчас пойдем в гости?

          Надевает эта крошка

          Платье красное в горошек

          И летать умеет ловко,

          Это … (Божья коровка)

- А как вы догадались?

           Почему у Божьей коровки такой яркий окрас, ведь ее очень хорошо видно на зеленом листе, любая птица заметит?

           А как защищается муравей?  Бабочка? кузнечик? Стрекоза? Осы и пчелы?

- Ребята, посмотрите, сколько на листе Божьих коровок.

            Давайте посчитаем их.

Д/и на ВПФ «Кто лишний»

Сюрпризный момент. Диалог пчелы и комара. (умение действовать в соответствии с диалогом)

- Ребята, вы слышите, по – моему, кто – то разговаривает.

       Села пчелка на цветок

       Опустила хоботок.

       Подлетает к ней комар:

       - Что ты ищешь там?

       - Нектар.

       - А тебе не надоело, не наскучило искать?

       - Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать.

- Какая пчелка трудолюбивая! Знаете, для вас она собрала нектаринки. Хотя насекомые очень маленькие, они приносят свою пользу. Давайте никогда не будем обижать насекомых!  

III. Итог занятия

Рефлексия.

- Ребята, пчелке Майе очень понравилось с вами играть. А вам понравилось в гостях у насекомых?

- Где мы с вами сегодня побывали?

- С кем мы поиграли?

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Вестники Весны" с детьми подготовительной к школе группы.

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи: Воспитывать любовь к природе, к птицам.Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать развитию интереса детей к жизни птиц.Закреп...

Конспект совместной деятельности сюжетного характера с детьми подготовительной к школе группы в бассейне "Любимый город"

Цель:Формирование навыков плавания кролем на груди и кролем на спине Задачи: ОО «Познавательное развитие»1.      Знакомить детей с историей г. Санкт-Пете...

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми подготовительной группы

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога  с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Путешествие в Царство геометрических фигур"...

Конспект ККРЗ учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития «Осенние заботы»

План – схема непрерывной  комплексной коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития&la...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по лексической теме: «Весна».

Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:Закрепление знаний о временах года, зиме и весне.Активизация словаря по лексической теме : «весна».Совершенствование навыков звуко-слогового анал...

Совместная деятельность учителя-дефектолога с воспитанниками подготовительной к школе группы с использованием игрового набора В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат" "Нетающие льдинки озера АЙС"

Пришла зима в природе и, конечно, в Фиолетовый Лес. Воспитанники старшего дошкольного возраста с большим увлечением переключились на игровой набор "Нетающие льдинки озера АЙС". Данный игрово...