Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера
учебно-методический материал по психологии
Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Индивидуализация воспитательно-образовательной деятельности основывается на принятии уникальности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
В общих положениях ФГОС ДО в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Групповая индивидуализация.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста.
Примером индивидуализации образования на уровне подгруппы является увлечение нескольких детей рисованием или игрой на музыкальных инструментах. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация на персональном уровне.
Наконец, индивидуализация обучения может быть характерна для каждого ребенка, так как каждый-уникальная личность, самоосуществляющаяся в своих условиях жизнедеятельности. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития. Например, особенности физического развития, нарушения интеллекта и речи, дети испытывающие трудности эмоционально-поведенческого характера, требующие коррекционной работы.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Для создания условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера, мы используем ООП ДО «Теремок». Целью этой программы, является создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта, с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
При работе с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, агрессивном или протестном поведении мы используем «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой», авторами которой являются С. Г. Белая, В. Н. Лукьяненко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apr.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера
Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Индивидуализация воспитательно-образовательной деятельности основывается на принятии уникальности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
В общих положениях ФГОС ДО в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Групповая индивидуализация.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста.
Примером индивидуализации образования на уровне подгруппы является увлечение нескольких детей рисованием или игрой на музыкальных инструментах. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация на персональном уровне.
Наконец, индивидуализация обучения может быть характерна для каждого ребенка, так как каждый-уникальная личность, самоосуществляющаяся в своих условиях жизнедеятельности. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития. Например, особенности физического развития, нарушения интеллекта и речи, дети испытывающие трудности эмоционально-поведенческого характера, требующие коррекционной работы.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Для создания условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера, мы используем ООП ДО «Теремок». Целью этой программы, является создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта, с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
При работе с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, агрессивном или протестном поведении мы используем «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой», авторами которой являются С. Г. Белая, В. Н. Лукьяненко.
Например, игра «Куклы поссорились» Цель: учить детей доброжелательному отношению к сверстникам, освоению конкретных способов разрешения и предупреждения ссор. Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что куклы поссорились из-за игрушек, и предлагает помочь им подружиться: выбрать другую игрушку для игры. Дети жалеют кукол, веселят, радуются, когда они помирились.
Особое значение для психологического развития детей раннего возраста имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей.
При работе с агрессивными, тревожными детьми, детьми с тяжелой адаптацией мы используем «Арт методики для развития малышей», под редакцией И. А. Лыковой. Например, Арт-методика «Рисование на песке», направлена на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики. Работа с песком помогает ребенку расслабиться и освободится от всего, что его беспокоит и волнует. Работа с песком позволяет воспитанникам безопасно выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания.
Так же, при работе с агрессивными, тревожными детьми, детьми с тяжелой адаптацией мы используем «Адаптационные игры для детей раннего возраста», Е. Е. Кривенко. Они помогают снять эмоциональное напряжение, достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц тела. Например, игры с прищепками, релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной прищепки. Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания, Игра «Согреем бабочку» и т. д.
Для детей, которые хотят побыть одни в группе есть центр уединения с подушечками «Радости» и «Грусти». Цель: предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы; - облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.
Сенсорная комната — это некая интерактивная среда, наполненная различного рода стимуляторами, целью которых является воздействие на органы чувств. Занятия в сенсорной комнате благотворно влияют на детей с нарушением речи, интеллекта и различными особенностями поведения. Так, например, наблюдая за движением воздушных пузырьков колонны, развивается внимание, координация зрения, достигается состояние покоя и расслабления. Мягкая среда сенсорной комнаты способствует релаксации и умиротворенности.
Вывод: Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. Педагог, создав условия для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, способен найти подход к любому ребенку, даже испытывающему трудности эмоционально-поведенческого характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяливнимание многие представит...
«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по образовательной области «Коммуникация»
небольшой доклад об организации условий в соответствии с ФГТ по образовательной области "Коммуникация"....
Специфика работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Подробно рассказано о том как работать с детьми, которые сипытывают трудности в обучении. Какие методы и приемы для этого надо использовать....
"Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы"
Рекомендации для воспитателя...
Методические рекомендации по проведению игр с детьми, испытывающими трудности в общении.
Как можно построить работу с детьми, которые испытывают трудности в общении.Предлагается поэтапная работа с детьми в игравой форме.Игры разного характера....
«Технология развития личностного потенциала детей средствами индивидуализации воспитательно-образовательного процесса», индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса....
СМО "Практики создания условий для индивидуализации педагогического процесса"
организационно- методические материалы в рамках организации работы краевого СМО "Практики создания условий для индивидуализации педагогического процесса"...