Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
материал (старшая группа) по теме
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли
внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Коменского – великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том , что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.
В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. У одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны, их способности и интересы не проявляются столь ярко.
Есть дети непоседы, шумные и энергичные, они всегда в курсе всех событий , их интересует всё новое и необычное. Есть дети, медлительные и спокойные, которым нравится подолгу сидеть, рассматривать книжки, играть в куклы. Некоторые очень обидчивы, малейшее невнимание может вызвать у них переживание и слёзы. И все они требуют к себе внимания и заботы со стороны взрослых.
Индивидуальный подход нацелен, прежде всего, на укрепление положительных качеств ребёнка и устранение недостатков. Опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка должна сочетаться
с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой в ребёнка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода является единство требований к нему как педагогов, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешать вне связи с семьёй.
Проблема индивидуального подхода к ребёнку всегда волновала меня.
Работая по типовой программе воспитания и обучения детей, я была больше нацелена на выполнение программы. Занятия проводились с группами детей,
и не было возможности изучить конкретного ребёнка. Всё обучение ориентировалось на ребёнка среднего уровня развития. Чаще всего мне приходилось индивидуально работать с отстающими детьми в утренние и вечерние часы. Учитывать интересы и способности каждого ребёнка мне не удавалось.
Сейчас я работаю по образовательной программе детского сада разработанной на основе программы : « Сообщество». Эта программа мне понравилась тем, что в ней я увидела возможность индивидуализировать воспитательно - образовательный процесс обучения. Дети сами выбирают деятельность, когда идут в определённый центр. С этой целью я организовала семь центров активности, которые насыщены всевозможными материалами, соответствующими разным уровням развития детей.
Я стараюсь придумать такие виды деятельности, чтобы они подходили каждому ребёнку и работали на развитие каждого ребёнка. Я считаю, что разнообразие занятия в центрах должны бросить вызов и одновременно позволять каждому ребёнку добиться успеха.
Наблюдая за детьми и планируя виды деятельности, я при необходимости заменяю материалы и задания в центрах. Я включаю в распорядок дня различные занятия- индивидуальные и в малых подгруппах, самостоятельные и при участии взрослых. Работая в малых подгруппах , также способствует индивидуализации процесса обучения и позволяет детям приобрести навыки взаимодействия друг с другом.
Перед тем, как планировать деятельность в центрах, я изучаю интересы каждого ребёнка. Я считаю, что в обстановке , где ориентируют на реализацию собственных интересов, у них развивается чувство значимости и
инициативы. От всякой работы дети должны получать удовольствие и пользу. Делая то, что им интересно, дети получают для себя информацию и извлекают из неё соответствующие выводы.
Прежде, чем развернуть какую-то тему, я задаю детям вопросы о том, что их интересует, или прошу рассказать о событиях, которые их волновали. Например, на утреннем сборе Софья рассказала, что летом она с родителями ездила на море. Она видела морские водоросли и привезла с собой красивые раковины. Саша, сказал, что у него есть большая книга про море и морских обитателей, которую они с бабушкой читают. В результате дальнейшей беседы я выяснила, что многих детей интересует подводный мир. Вадиму было интересно узнать про морские водоросли, Никите- про акул и китов, Аязу- про водолазов и рыб.
Чтобы выяснить уровень знания детей о подводном мире, я задаю следующий вопрос: « Что мы знаем об этом?» По мере того, как дети отвечают на вопрос, я записываю их ответы на большом листе бумаги, чтобы вся группа могла их видеть. Рядом с ответом указываю имена детей.
Для формирования целенаправленности более глубокого изучения интересов полезно задать вопрос: « Что мы хотим узнать о подводном мире?» Ответы детей снова записываются на листе бумаги. Эта информация
и будет определять содержание тематического проекта. Я учитываю все ответы детей, какими нелогичными они бы показались. Когда все дети выскажутся, я задаю следующий вопрос: « Как найти ответы на наши вопросы?» Дети сами предлагают способы сбора информации: Булат и Амир
предлагают прочитать в энциклопедии, Никита- спросить у родителей, Саша и Ярослав хотят посмотреть по телевизору, Арина и Мадина- попросить воспитателей рассказать об этом.
Все поступившие предложения от детей я оформляю в учебный план, где предполагаю следующие занятия : чтение о подводном мире, рассматривание иллюстраций, экскурсии на речной вокзал, приглашение в группу родителей, просмотр видео- фильмов. Исходя из выбранной темы, интересующей многих детей, я провожу планирование.
Кроме того, я могу ежедневно вносить некоторые изменения в этот план, учитывая потребности детей. В зависимости от выбранной темы я меняю материалы в центрах активности.
Таким образом, освобождается время для индивидуальной работы с детьми или подгруппой. Мы стараемся найти правильный баланс между спокойными или активными занятиями, организованным и свободным временем детей. Кроме того, я обязательно учитываю в плане события.
Также обсуждаем успехи и проблемы каждого ребёнка и определяем дальнейшие задачи развития для него или подгруппы детей.
Письменные планы помогают мне предусматривать дополнительные изменения в тематических центрах, а также регистрировать проведённые занятия с детьми.
Ещё одним вариантом планирования деятельности является составление учебной схемы. Мне кажется такой вид плана очень удобным, т.к. он располагается на учебной панели и зрительно отражает связи между темой занятий и центрами активности.
Я использую ещё и такой вид планирования, как расписание на день. Такие
Расписания позволяют установить ежедневный распорядок, к которому дети привыкают, и который удобен для них. В расписаниях на день разумно сочетаются активные и спокойные занятия. Представляю детям возможность по своему выбору, изучением учебных материалов, имеющихся в группе, и на
открытой площадке. Дневное расписание даёт возможность мне или помощнику наблюдать за детьми, говорить и работать с ними индивидуально или в небольших подгруппах.
Как уже говорилось, организация занятий по какой-либо теме, инициируется самими детьми. В основе тематического проекта лежит интерес детей к данной теме. Если по ходу реализации проекта интерес детей не ослабевает, то мы развиваем тему дальше.
При планировании я учитываю также характеристики конкретной группы. Каждая группа детей, очень уникальна: то, что интересно одной, может быть безразлична другой. Всё это я стараюсь отразить в элементах учебного плана и способах их представления. Занятия по конкретной теме адаптируются в зависимости от степени развития навыков, заинтересованности и возраста детей.
При составлении недельного плана я предусматриваю индивидуальные
задачи развития каждого ребёнка или небольшой подгруппы детей. Из
наблюдений за детьми и бесед с родителями я узнаю сильные и слабые стороны, а также потребности каждого ребёнка. Эта информация позволяет мне определить задачи обучения. Для одного ребёнка эта задача может состоять в том, чтобы он участвовал в разных видах деятельности, научился
в спокойной манере обсуждать с детьми вопросы очерёдности. Для другого –
в том, чтобы он научился считать до десяти и более активно участвовал в общих беседах.
При определении индивидуальных задач я стараюсь охватить все области развития : социальную, эмоциональную, познавательную, физическую. Чтобы
помочь детям в достижении поставленных целей, я использую различные методы, учитывающие их и личностные качества.
Как известно, наиболее значительное влияние на детей оказывает воспитатель.
От меня зависит, как будут организованы центры, какие будут выбраны материалы для них, как будет распланирован день. Моя задача- создать в группе такую атмосферу, чтобы чувствовались взаимные уважения, взаимопонимание и забота друг о друге. Если ребёнок ощущает уважение со стороны взрослых, то у него развивается самоуважение, что в свою очередь закладывает основы взаимоотношений с другими детьми. Я стараюсь приложить все усилия, чтобы каждый ребёнок знал, что его понимают и уважают, чтобы он ощущал себя свободно и комфортно.
Во время работы в центрах, я предоставляю им возможность самостоятельно действовать, наблюдая за ними со стороны. Я стараюсь помочь в их деятельности и не руководить ею, так как это может затормозить творчество и фантазию.
Я считаю, что необходимо быть внимательной ко всем детям во время работы и показать одобрение их усилий. Я предлагаю детям рассказывать о своих работах и о своих интересах.
Хочется сказать о правилах поведения детей в группе. Я приглашаю детей к разработке правил, их оформлению. Это помогает выработать навыки решения проблем и самоконтроля.
Дети, работая в центрах в основе малых подгрупп, получают возможность естественного общения. Они многому учатся друг у друга. Общаясь в процессе игр, дети решают проблемы, принимают решения, выражают свои
мысли и чувства.
Когда дети меняются предметами, у них формируется умение договариваться. Они учатся находить компромисс, когда приходится соблюдать очерёдность.
В ходе взаимодействия дети приобретают друзей и общаются с ними в атмосфере непринуждённости.
Совместная игра учит детей планировать и реализовывать свой замысел, воспитывает уважение к чужим идеям.
При планировании деятельности у меня возникает много вопросов: интересны ли материалы в центрах активности; способствуют ли запланированные виды деятельности развитию детей; как индивидуализировать занятия в центрах. Чтобы они соответствовали разным уровням развития детей. Чтобы найти ответы на эти вопросы, я провожу наблюдения за каждым ребёнком в то время, когда работает или играет. При этом я не вмешиваюсь в деятельность детей. Я стараюсь, чтобы мои наблюдения были объективными и не содержали оценок. Я не указываю своего отношения и чувств по поводу наблюдаемого эпизода, а лишь констатирую факт.
Эти наблюдения я оформляю в виде записок, которые затем хранятся в личной папке ребёнка.
Наблюдения я стараюсь сделать как можно более подробными и детализированными, так как выводы из них помогут при планировании индивидуальных задач, и будут содержать полезную информацию для родителей.
Ещё один способ сбора информации о ребёнке, который я применяю –
Это образцы работ, которые выполнил ребёнок.. Это могут быть рисунки, рассказы, попытки написания слов и цифр. Каждый ребёнок имеет свой
« портфель» работ. Детям очень нравится просматривать свои работы, это
вызывает у них чувство гордости и повышает самооценку. Кроме того, беседы с детьми об их работах, играх, семьях дают мне много информации
том, как взаимодействует с другими детьми и с взрослыми; как владеет языком; каков его характер и темперамент; кем является в группе.
Индивидуализация воспитательно- образовательного процесса будет неполной, если не взаимодействовать с родителями. Кто знает о ребёнке больше всех? Так же, как я изучаю ребёнка, я изучаю его семью. Для меня
Важно всё: возраст родителей, профессия, уровень материального обеспечения, культурные традиции , состав семьи. Я должна знать, что хотят родители от детского сада. Я выявляю социальный запрос и в своей работе стараюсь его выполнить. Очень полезным бывает изучение интересов самих
родителей.
Родителям предоставляется много возможностей участвовать в жизни нашей группы. Я считаю, что общение, взаимное уважение признание важности интересов ребёнка создают основу для плодотворного взаимодействия детского сада и семьи.
Процесс индивидуализации очень сложен. Но думаю, очень эффективен в развитии детей. Подтверждениями его эффективности служат результаты психологического обследования: дети имеют хороший уровень интеллектуального развития, созданы благоприятные условия для эмоционально- личностного развития. Большинство детей имеет высокий уровень самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...
Мастер-класс "Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса с учётом типов восприятия информации у детей"
Высказывание о том, что все люди разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции - это больше относится к определению интровертов и экстра...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительной ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "БЕЗОПАСНОСТЬ". Цель: расширять и обобщать знания детей об опасных...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. ТЕМА "ДЕТСКИЙ САД"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДАТема недели: Детский садЦель: вызвать у детей радость от нахождения в детском саду: развивать представление...
«Технология развития личностного потенциала детей средствами индивидуализации воспитательно-образовательного процесса», индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса....
Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера
Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответств...