«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по образовательной области «Коммуникация»
материал по теме
небольшой доклад об организации условий в соответствии с ФГТ по образовательной области "Коммуникация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_organizatsionno.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по образовательной области «Коммуникация»
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мама начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. Но в дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического строя языка.
Коммуникация дошкольников - это общение детей друг с другом, с воспитателем, сообщением им информации. Причём, это общение всегда происходит в процессе какой-либо познавательно-игровой деятельности. А речь - это средство общения.
Воспитатель учит культуре общения, звуковой культуре речи, основам связной речи, формирует словарь дошкольников, знакомит с грамматическим строем языка, его лексикой, диалогической и монологической речью, в старших группах особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, в подготовительной к школе группе осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи коммуникативного общения дошкольников - это умение элементарно осознавать факты слышимой речи, словесно формулировать мысль. Также ребёнка нужно научить отвечать на вопросы взрослого, самому их задавать, устанавливать с окружающими эмоционально положительные контакты, высказывать своё мнение, вести спор, беседу. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребёнок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и общаться с окружающими; реализовывать свои планы. Поэтому общение с ребёнком должно быть организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой — сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Для обучения детей общению необходимо: уточнить ситуацию общения, создать потребность и мотивацию у каждого ребёнка вступить в это общение, а также включить детей во взаимодействие друг с другом, т.е. создавать благоприятные условия игровой, практической и познавательной деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства, методы обучения и воспитания, формы работы.
Достижение целей поставленных в образовательной области «Коммуникация» можно осуществить через решение следующих задач:
-развитие активной речи детей в различных видах деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие интеллекта и личных качеств.
Принципы образовательной области «Коммуникация»:
- развитие речи как целостного процесса; коммуникативно-деятельный подход;
- учёт возрастных особенностей детей (доступность, индивидуальность);
- мотивация речевой деятельности; развитие языкового чутья;
- общая активность ребёнка в процессе речевого общения;
- принцип стимулирования воспитанников;
- взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- принцип опоры на интересы ребёнка;
- принцип наглядности, системности и прогрессивности.
Средства образовательной области «Коммуникация»:
- общение взрослых и детей в деятельности;
- культура языка семьи и детского сада;
- обучение речи и языку в непосредственно организованной образовательной деятельности, художественная литература, искусство.
Можно выделить следующие методы обучения, которые можно использовать
в образовательной области «Коммуникация»:
- Словесные методы. Средством данного метода является слово педагога или печатное слово (книга): речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос, беседа, дидактический материал.
-Наглядные методы. Средством метода являются - наглядные пособия - показ иллюстративного материала (плакаты, опорные конспекты, таблицы, карты, схемы, зарисовки), методы демонстрации (использование приборов, просмотр фильмов), положение органов артикуляции.
- Практические методы. Средством методов выступают упражнения: устные, письменные, графические, творческие.
- Игровые методы: словесные, наглядные и практические.
В образовательной деятельности используются различные формы воспитательной работы: беседы, лекции, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами и т.д. В самостоятельной деятельности детей можно использовать следующие формы работы: рассматривание альбомов, картинок, настольные игры, игры-имитации. Формы работы при взаимодействии с родителями - это консультации, коммуникативные тренинги, участие в работе семейных и родительских клубов. Образовательная область «Коммуникация» предполагает использование вспомогательных форм организации педагогического процесса - это посещение кружков, студий, выполнение домашних самостоятельных работ детьми и т.д.
Очень важно для коммуникативного развития ребёнка необходимо создать в группе развивающую речевую среду. Необходимо включить в окружение детей картинки, иллюстрации, открытки (животные, транспорт, растения, достопримечательности родных мест), любимые книги, разные приборы для исследовательской деятельности. Т.е. всё то, что может развивать у ребёнка любознательность. Общаясь со своими воспитанниками, создавать непринуждённую обстановку, располагающую к общению. Надо выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, которые более точно отражают особенность предмета, помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Весь образовательный процесс строится по следующим направлениям.
Это звуковая культура речи. Она включает в себя:
1 .Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
2.Развитие артикуляционного аппарата.
3.Развитие фонематического слуха.
4.Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.
Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу.
Можно сделать вывод, что педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дошкольникам было комфортно, уютно, созданы благоприятные условия для взаимодействия педагога и воспитанников. Одна из задач дошкольного образования и воспитания - это развитие интеллекта. А показателем уровня интеллекта является развитие речи- это умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы!
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.
Задача педагогов дошкольного образования делать всё возможное и невозможное, чтобы повышать уровень коммуникативных способностей дошкольников, используя для этого различные методы и средства обучения и воспитания как в непосредственно организованной образовательной области, так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ...
"Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ с детьми 3-4 лет"
"Методические рекомендации"...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ
В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....
«Комплексно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии ФГОС с интеграцией образовательных областей»
для педагогов...
ПРОЕКТ «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»
Проект «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственн...
Создание условий для индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, испытывающими трудности эмоционально-поведенческого характера
Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответств...