Познавательно - исследовательский проект по формированию финансовой грамотности "Занимательная экономика".
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Сафиюлина Татьяна Викторовна

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ

«ДЕТСКИЙ САД №1 «ЕЛОЧКА»

(МАДОУ г.Нягани «Д/с №1 «Елочка»)

Познавательно – исследовательский проект

по формированию финансовой грамотности

«Занимательная экономика»

Авторы проекта:

Сафиюлина Т.В.

Фомина В.В.

Нягань, 2023г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Комплекс проводимых мероприятий ………………………………………….. 6

Заключение ………………………………………………………………………10

Список литературы …………………………………………………………….  11

Приложение 1 ………………………………………………………………….. 12

Приложение 2 ………………………………………………………………….  14

Приложение 3 ………………………………………………………………….. 15

1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Нягань детский сад №1 «Ёлочка».

2. Проект «Занимательная экономика».

3.Тип проекта: познавательно - исследовательский, групповой.

4. Продолжительность: долгосрочный.

5. Сроки реализации: 1 ноября 2023г. – 1 марта 2024г.

6. Участники проекта: дети подготовительной группы №10 «Капельки», воспитатели группы, родители.

7. Авторы проекта: Сафиюлина Т.В., Фомина В.В.

Актуальность

Экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией, пока еще на начальном уровне.

Введение экономического воспитания - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. И это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей, научить бережливости, поиску рационального решения проблемы, открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, а не делать все за него.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования разных видов образовательной деятельности максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Проблема

Помочь детям дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, деньги, товар, цена, бартер.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Задачи реализации проекта:

1.     Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2.     Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

3.     Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

4.     Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.

Ожидаемые результаты

Для детей: 

- приобретение новых знаний социально-экономического характера;

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- применение практических советов в решении конкретных ситуаций.

Этапы реализации:

Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Обновление содержания РППС группы.

- Создание мотивации для реализации проектной деятельности.

Практический:

- Реализация проектных мероприятий.

Заключительный:

- Анализ и оценка результатов реализации проекта;

- Обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта.

Продукт проекта: обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы (центр финансовой грамотности), выставка рисунков – профессии родителей, создание лэпбука.

Комплекс проводимых мероприятий

Форма работы с детьми

Цель

Дата

Ноябрь

1

Вводная беседа «Экономика и мы»

Продолжать знакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

01.11.2023

2

Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

08.11.2023

3

Беседа «Потребности».

Создать условия для ознакомления детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», помочь уяснить различия между «хочу» и «надо».

15.11.2023

4

Д/И «Хочу – надо».

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между понятиями «хочу» и «надо».

22.11.2023

5

Сюжетно – ролевая игра «Банк».

Накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор».

29.11.2023

Декабрь

1

Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

06.12.2023

2

Д/И «Кому что нужно».

Закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий.

13.12.2023

3

Просмотр мультфильма «Богатый бобренок». 4 серия «Профессии в наших семьях. Роль профессий».

Объяснить, что такое труд, его значение в жизни каждого человека; формировать убеждение в общественной значимости и необходимости труда; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью.

20.12.2023

4

Рисование «Все работы хороши».

Продолжать знакомить детей с профессиями; расширять знания детей о профессиях и орудиях труда; воспитывать интерес к различным профессиям.

27.12.2023

Январь

1

Беседа «Что такое товар, продавцы товара».

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

10.01.2024

2

Д/И «Разложи товар».

Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

17.01.2024

3

Беседа «Что такое цена?».

Способствовать формированию первоначальных представлений о цене.

24.01.2024

4

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

31.01.2024

Февраль

1

Беседа «Что такое бартер?»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег на основе сказочных персонажей.

07.02.2024

2

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Помочь понять суть натурального обмена (бартера); ввести в словарь детей экономическое понятие «бартер».

14.02.2024

3

Д/И «Давай поменяемся».

Закрепить представление о цене товара; дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность; дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

21.02.2024

4

Обсуждение экономических пословиц и поговорок.

Помочь детям увидеть разную философию русского народа в отношении денег; развивать умение рассуждать и анализировать.

28.02.2024

Заключение

В качестве основного метода экономического воспитания используется

метод проектов. У детей развивается умение планировать результат и

добиваться его, приобретается способность рассуждать: осознавать свои

интересы, ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать

последствия.

Кроме того, совместная работа над проектом обеспечивает накопление

опыта взаимодействия детей друг с другом, ставит ребенка в позицию

ответственности перед собой и другими. Умение договариваться, принимать

чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвинутые другими, сотрудничать

и оказывать содействие. Использование метода проектов способствует

развитию таких качеств как честность, самостоятельность, настойчивость,

ответственность, аккуратность, бережливость, способствующих формированию экономически воспитанной личности. Он интегрирует не только сведения из разных областей знаний, устанавливая внутри предметные и межпредметные связи, но и другие методы обучения и воспитания, тем самым, развивая познавательную активность детей.

Метод проектов позволяет обеспечить индивидуальный подход к

каждому ребенку, открывает возможности проявить себя, выявить свои

способности, создает положительную мотивацию для самовоспитания и

самообразования.

Доступность метода обусловлена накоплением определенного социального опыта (общение со сверстниками, разнообразная совместная деятельность), развитием самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Список литературы

1.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.

2.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.

3.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007.

4.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

10.Шатова, А.Д. Дошкольник и экономика //Обруч. – 1999. – №1.

11.Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

Приложение 1

Дидактические игры

Дидактическая игра «Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными

возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Дидактическая игра «Что кому нужно?».

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии профессией человека.

Материалы: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Дидактическая игра «Разложите товар».

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

Ход игры:

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например, «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

Дидактическая игра «Давай поменяемся».

Цель: познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

1 Закрепить представление о цене товара.

2 Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.

3 Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Приложение 2

Пословицы и поговорки

1.  Копейка к копейке - проживёт семейка.

2. Кто долго спит, тот денег не скопит.

3. Не купля учит - продажа.

4. Здоров буду и денег добуду.

5. Делу - время, потехе - час.

6. Без труда и отдых не сладок.

Приложение 3

Конспект беседы «Что такое бартер?»

Цель: Ознакомление детей с таким понятием, как «Бартер».

Задачи:

• Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;

• Учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного; ввести в словарный запас такие слова, как «бартер»

• Развивать у детей чувство справедливости;

• Закрепить знание детей о сказках: Муха - Цокотуха» К. Чуковского; В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой».

Словарная работа: деньги, товар, равноценный обмен, бартер.

Материал: Презентация,

Предварительная работа: чтение сказок: Муха - Цокотуха» К. Чуковского;

В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок-хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?

Ответы детей.

Но здесь замок и мы его должны открыть.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова)

На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок

Кто его открыть бы мог?

(Пытаются разъединить руки)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Я открываю сундучок. и что это? (Самовар)

В какой сказке есть этот предмет? («Муха - Цокотуха» Корнея Чуковского.)

Давайте вспомним начало сказки

(Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.)

А что было дальше?

(Пошла муха на базар

И купила самовар).

А что она отдала за самовар? (денежку)

Она заплатила за самовар денежку.

Денежка — это что такое? (ответы детей)

Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.

А зачем муха купила самовар? (чтобы угостить гостей чаем)

Нужную покупку сделала муха?

Игра «Хочу и надо». (Показ слайдов «Надо» предметы, без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение).

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И тихонько все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгали,

И работать продолжаем.

А что еще можно купить на рынке? (Дети перечисляют) Как все это называется? (товар)

У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется груш. Как мне их получить? (предположения детей)

Да, я могу обменять груши на яблоки. И это называется бартер.

Бартер - это обмен одних товаров на другие.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим бартер.

Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята? (Дудочка)

- Из какой сказки дудочка? («Дудочка и кувшинчик» В. Катаева)

Давайте вспомним эту сказку

• Кого в лесу встретила Женечка?

• Что предложил ей старичок – боровичок в обмен на кувшинчик?

(Ответы детей)

Как по-другому можно сказать об их обмене? (бартер)

Воспитатель: Такой обмен называется равноценным, т. к. и Женечка, и старичок – боровичок остаются с выгодой, у Женечки – дудочка, а у боровичка – кувшинчик.

Давайте все вместе повторим равноценный обмен.

Воспитатель: Давайте рассмотрим другую ситуацию, когда Женечка поняла, что, отдав старичку – боровичку кувшинчик ей некуда собирать землянику, тогда она сказала, что ей непременно нужны и кувшинчик, и дудочка.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, такой обмен будет считаться равноценным? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, такой обмен будет не равноценным, т. к. Женечка окажется и с дудочкой, и с кувшинчиком, а старичок – боровичок останется с не с чем!

А вот еще один предмет из сундучка. (Скалочка) Какому сказочному герою она принадлежит? (Лисичке). А сказка называется? (Лисичка со скалочкой)

Что делала лисичка в сказке? (она делала обмен)

Правильно. Как по-другому можно сказать? (Она совершала бартер).

Действия лисы были честными? (Нет) Почему вы, так думаете? (ответы детей)

Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки?

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.

Игра ситуация «Бартер».

На разных концах стрелок располагаются герои сказок. Около них выкладываются предметы, которыми они меняются. Дети объясняют, правильно ли произведен обмен, называют его равноценность.

Подведение итогов: На занятии дети познакомились с понятиями бартер. Дети научились отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного. В ходе занятия у детей развивалось чувство справедливого обмена. Были закреплены знания детей о сказках Муха - Цокотуха» К. Чуковского; В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Лисичка со скалочкой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...

Детский познавательно - исследовательский проект с элементами исследования и внедрения финансовой грамотности "Эколята дошколята спасают Землю от мусора"

Актуальность: Мусор – это большая проблема, с которой человек сталкивается каждый день. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Мы  решили провести исследова...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей 2й младшей группы: «Первые шаги в страну Экономики»

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников "По тропинкам в экономику"

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства....

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет финансовой грамотности

Паспортобразовательного проекта по финансовой грамотностиНаименование проектаПознавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет  фин...