Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников "По тропинкам в экономику"
проект
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin.gramotnost.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников
«По тропинкам в экономику»
Проект разработан и реализован
воспитателем
МБДОУ№137 корпус 2
Сазоновой Т.И.
г. Ростов-на-Дону
2023 г.
Аннотация проекта
Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Введение
Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
- сроки и этапы реализации проекта,
- управление и обеспечение проекта,
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
- планируемые мероприятия в рамках проекта,
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность и социальная значимость
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена»
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
- Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
- Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
- Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
- Заработная плата – цена работы по производству товаров.
- Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
- Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи:
- Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
- воспитатели группы,
- родители.
Сроки реализации проекта: в течение 1 недели
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап -Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Управление и обеспечение проекта
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».
«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, дискуссия,
- просмотр слайд-презентации, мультфильма,
- коллекционирование,
- чтение художественной литературы,
- игровые ситуации,
- решение проблемных ситуаций,
- рассматривание картин,
- сюжетно-ролевая игра,
- продуктивная деятельность,
- экскурсия,
- «познавательные маршруты».
Ресурсное обеспечение:
- Компьютерное оборудование
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
- Художественная литература:Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
- Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
- Карта «Путешествие денежки»
- Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
- Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
- Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
- При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
- В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тема дня | Время проведения | Мероприятия |
Утро первого дня (понедельник) | Обсуждение с детьми проекта Составление календаря проектных мероприятий | |
Деньги. Семейный бюджет. | 1 день - понедельник | 1. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег» 2. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. 3. Оформление «Коллекции денег» 4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» 5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)) Задание на дом: 1. Принести деньги для пополнения коллекции (по желанию) 2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) |
Рынок. Где и что покупают люди. | 2 день – вторник | 1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке» 2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 3. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило» 4.Чтение «Муха цокотуха» К. Чуковского. 5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Задание на дом: Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей) |
Цена. От чего зависит цена | 3 день - среда | 1. Рассказ воспитателя о цене товара. 2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» 3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) 4. Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене. |
Реклама. | 4 день - четверг | 1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». 2.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. 3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи») 4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)
|
Итоговое мероприятие | 5 день – пятница | Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» |
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал:
карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.;
игровое поле.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Цели: Развивать смекалку, сообразительность, фантазию, стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Ход
Ведущая: Ребята, смотрите, здесь висят ключи. Наверное, нам надо открыть ворота, подобрать ключ. Ворота откроются тогда, когда мы ответим на хитрые вопросы (висят ключи, на которых написаны вопросы).
1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Сколько ушей у трех мышей? (6)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)
(Ворота открываются, там сидит царь Горох и плачет)
Царь Горох: Вижу, вижу, сколько гостей сюда ко мне пожаловало (и ревёт).
Вед: Что ты ревешь, царь Горох?
Царь: Да приходила в моё царство инфляция и забрала гнома-эконома и разорила все моё царство. Помогите мне, пожалуйста. Вот инфляция оставила письмо (схема пути).
Вед: берет конверт и читает письмо: Если следы вы соберете, может, что-то вы найдете. Ну а если не найдете, то совсем вы пропадете.
Вопросы
1. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
2. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
3. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
4. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
5. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)
6. Что такое бартер (обмен товара один на другой)
7. Любой предмет, который можно купить или продать (товар)
8. Информация о товаре (реклама)
Собирают 2 следа
Куда же смотрят следы? В обруч (в обруче лежат картинки)
Вед: Вы цепочку по порядку разложите, но бежать вперед вы не спешите и всё объясните.
- Дети раскладывают цепочку, как получается товар «Как рубашка пришла в магазин», «Как книга оказалась в магазине?»
Вед: Смотрите речка. Как она называется? (дети читают «Наоборот»). А вот и удочка.
Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово ты прочти, к нему слово подбери и объясни (дети подбирают слова наоборот: дорого, доход, зло, экспорт, импорт, опт, прибыль, ленивый, много).
Дальше путь на поезде: Давайте сядем в вагоны и отправимся в путь, ведь нам надо что-то найти (дети рассаживаются за столы).
Смотрим по схеме первая станция «Бюджетная». В стране экономике все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Откуда появляются доходы, и какие бывают расходы (дети отвечают).
(Звучит музыка, путешествие продолжается)
Остановка «Денежная»: Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядится деньгами в разных случаях:
1. Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?
2.Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?
3.Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?
4.Где будет дороже бутылка пепси-кола в пустыне или на севере?
5.Какие расходы бывают в детском саду?
6. Кот Матроскин. Я решил накопить денег и купить все что захочу, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор.
Могу я купить: (детям раздаются карты, там написаны слова) корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку?
Вед: Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги, отправимся до станции «Товарная».
Вопрос поступил от Дяди Федора. Ребята! Помогите! Собираюсь поехать в гости в деревню. Нужно купить подарки моим друзьям из Простоквашино. Мама мне составила список, где и что можно купить, а я его потерял.
Проверьте, правильно ли я написал, в каких магазинах можно купить эти товары (соедините линией, что и где можно купить):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наше путешествие продолжается. Остановка «Рекламная»
Для чего нужна реклама?
Какая бывает реклама?
Баба Яга предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку:
Покупайте слона, он без уха и хвоста.
С красным, длинным языком и оранжевым звонком.
Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.
Купят ли игрушку слона после такой рекламы? Почему?
Остановка «Прибыльная»
У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившее слово.
1. Учреждение, в котором хранятся деньги (банк)
2. Информация, которая помогает продать и купить товар (реклама)
3. То, что продается или покупается (товар)
4. В чем измеряется цена товара (деньги)
И получается по вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход. Это КЛАД. Дети находят клад в шкатулке, там деньги разных стран, и идут в книжный магазин, где каждый себе покупает книгу за те деньги, из какой страны она прибыла. Над каждой полочкой висит флаг той страны.
Рекомендации для родителей.
1.Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2.Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3.Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4.Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5.Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6.Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7.Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8.Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9.Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10.Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...
Проект " По формированию финансовой грамотности у дошкольников"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.К сожалению, финансовой грамотности почти не обуч...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста «Как Лунтик финансовой грамотности учил»
Создание условий для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у детей 2й младшей группы: «Первые шаги в страну Экономики»
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...
Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей «Игровой мир семейной экономики»
Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей «Игровой мир семейной экономики»Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического ...