Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района
Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Проект
по формированию финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
«Познаём основы экономики»
Воспитатель:
Халимова Нясимя Фатиховна
Пгт Стройкерамика, 2021г
Проект по формированию финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
«Познаём основы экономики»
Пояснительная записка.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, среднесрочный, групповой.
Продолжительность проекта: с 15.02 по 10.04.2021
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данной группы, родители.
Актуальность темы, определение проблем
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель проекта:
Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи проекта:
- Развивать представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет;
- Формировать представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
- Формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
- Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Продукт проекта:
Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Азбука финансов».
Фотовыставка: «Родители разных профессий».
Презентация проекта:
Презентация проекта «Познаём основы экономики»
План реализации проекта в старшей группе «Познаём основы экономики»
Подготовительный этап проекта.
Сроки: (15.02 -26.02)
Задачи | Формы работы |
Разработка плана реализации проекта. Сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист». Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Создание развивающей среды по теме. | Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, создание развивающей среды по теме проекта. Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях. «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о братьях и сестрах, рассказы о маме и папе. |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. | Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность» Консультации: «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах». Беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Дети и деньги» и др. |
Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. | Подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций. Разработка конспектов НОД по разным областям. |
Исследовательский (основной) этап проекта.
Сроки: (01.03 – 30.03)
Перспективно-тематическое планирование проекта
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии», «Как старик корову продавал», «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы». Демонстрация презентации «История возникновения денег», «Семейный бюджет». Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет». Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара» Работа со схемой "Потребности человека" | Папка-передвижка для родителей Памятка для родителей:Консультация для родителей на тему |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Магазин», «Подарок для друга» «Парикмахерская». «Игровая ситуация «Всё ли можно купить» Дидактическая игра «Нужные покупки», «Товары и услуги», «Размен» , «Давай положим в корзинку» Игра «Доход - расход» | Домашнее задание: «Составить совместно с ребенком список покупок в магазине» |
Продуктивная | Рисование «Моя будущая профессия» Изготовление коллажа «Продовольственная корзина» Лепка из соленого теста «Товары для игры «Магазин» | Фотовыставка: «Место работы наших родителей» |
Чтение (восприятие художественной литературы) | Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Чтение сказки «Колосок» Чтение произведений: Г.П. Шалаева «Кем мне стать», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия») Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!» Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. | Заучивание дома стихов, чистоговорок по теме проекта. |
Коммуникативная | Составление творческих рассказов «Как можно накопить деньги», «для чего нужна копилка». Ситуативный разговор: «для чего нужны деньги детям» Беседа: «Труд и продукты труда (товар)», «Потребности семьи», «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Ситуативная беседа: «Все работы хороши». Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?» Рассказы детей из личного опыта. Решение проблемной ситуации: «Хочу и надо». «Мини-спектакль « Денежкин домик". | Консультация «Нужно ли давать деньги детям» |
Заключительный этап проекта.
Сроки: (1.03 -10.03)
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Педагогическое наблюдение за дошкольникамив процессе игр с целью определения знаний по теме проекта. | Выявление уровня знаний по теме проекта. |
Анализ результатов диагностики дошкольников. | Подтверждение актуальности реализации данного проекта. |
Фотовыставка «Родители разных профессий» | Презентация результатов проекта. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. |
Изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Азбука финансов» | |
Вывод: Обобщая результат педагогического проекта «Познаём основы экономики» можно сделать вывод, что к концу проекта у детей сформированы первичные экономические представления и понятия: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». Сформировано правильное отношение к деньгам, и разумному их использованию. Дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность. Понимают, что потребности семьи (и его личные) не должны быть расточительными, и что ребенок, будучи экономным, может уменьшать расходы. Ребята овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Родители приобрели дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»
Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:игровая деятельность как ведущая ...