Технологическая карта образовательной ситуации Экспериментирование « Радужная соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Рябинина Любовь Николаевна

Цель Создать условия для понимания детьми причинно – следственных связей в процессе экспериментальной деятельности с солью. ( Окрашивание соли цветными мелками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С.А.Богомолова»

Технологическая карта образовательной ситуации

Экспериментирование « Радужная соль»

                                                                                         Выполнила: воспитатель старшей

                                                                                                                                     дошкольной группы

Рябинина Любовь Николаевна

Технологическая карта образовательной ситуации

ФИО педагога  Рябинина Любовь Николаевна

Возрастная группа воспитанников Старшая

Направленность группы  Общеразвивающая

Тема  «Радужная соль»

Цель Создать условия для понимания детьми причинно – следственных связей в процессе экспериментальной деятельности с солью. ( Окрашивание соли цветными мелками).

Образовательная область Познавательное развитие ( ФЦКМ)

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации ситуации Экспериментирование

Форма обучения Подгрупповая

Материал и оборудование Видеозаставка « Лаборатория», шапочки лаборантов из картона на каждого ребёнка, карточки с правилами поведения при проведении опыта, 2 мешочка с солью, лупа, одноразовые ложки, чёрный картон, цветные мелки, прозрачная ваза.

Планируемый результат  Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Предварительная деятельность с воспитанниками Беседа « Соль в жизни человека», пословицы и поговорки о соли, чтение русской народной сказки « Соль дороже золота», наблюдение « Как мама использует соль».

        

Части ОС

Деятельность воспитателя

(Подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.)

Деятельность детей

(Прописывается деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.)

Возможные способы поддержки детской инициативы

Введение в ситуацию

Цель: Создание условий для принятия детьми цели деятельности.

Предлагаю детям закрыть глаза и сосчитать до трёх. Включаю заставку « Лаборатория».

С помощью наводящих вопросов выясняю, где мы оказались, кто работает в лаборатории, чем занимаются лаборанты.

Предлагаю детям стать настоящими лаборантами и надеть шапочки.

Дети  закрывают глаза и считают до трёх.

Отвечают на вопросы.

Надевают шапочки лаборантов.

Поощрять желание детей стать лаборантами.

Актуализация детского опыта

Цель: Актуализация у детей знаний и умений соблюдать технику безопасности при проведении эксперимента.

Предлагаю детям с помощью карточек повторить правила поведения в лаборатории ( ничего не брать в рот, не трогать глаза руками, не шуметь, слушать внимательно, убирать своё рабочее место)

Повторяют правила по нарисованным картинкам.

Поощрение совместных действий.

Затруднение в ситуации

Цель: Предъявление нового сюжетного содержания.

Передаю завязанный мешочек, наполненный солью.

Говорю о том, что в нашу лабораторию на исследование прислали какое –то вещество.

Для того, чтобы выяснить предлагаю поиграть в игру « Передай мешочек».

Предлагаю детям высыпать соль на чёрный картон и рассмотреть с помощью лупы. Что мы видим под лупой? На что похожа соль?.

Предлагаю придавить соль ложкой и выяснить почему хрустит соль и какого она цвета? Может ли быть соль цветная?

Ставлю перед детьми задачу: «Как покрасить соль»

Дети передают мешочек, высказывают свои предположения.

Пересыпают соль, рассматривают её под лупой, придавливают соль ложкой.

Дети высказывают своё мнение, сравнивают, делают выводы.

Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к их мнению внимательно, с уважением.

Открытие детьми нового знания или способа действий

Цель: Создание условий для открытия детьми последовательности окрашивания соли цветными мелками.

Предлагаю детям превратить белую соль в цветную при помощи цветных мелков.

Объясняю, что покрасить соль можно двумя способами: целым бруском мела и порошком, сделанным из мела.

С помощью карточек - подсказок предлагаю составить последовательность окрашивания.

На основе карточек – подсказок дети составляют алгоритм эксперимента.

Поддержка детских высказываний и действий.

Включение нового знания или способа действий в систему знаний

Цель: Применение полученных знаний при окрашивании соли цветным мелом двумя способами.

Для того, чтобы лучше запомнить ход эксперимента, предлагаю детям самостоятельно покрасить соль.

Уточняю, понравился ли детям эксперимент. С помощью готовой цветной соли прошу нарисовать соответствующий смайлик.

Дети повторяю алгоритм эксперимента.

Выбирают способ окрашивания соли.

Делятся на две группы.

Самостоятельно выполняют подкрашивание соли.

Окрашенной солью рисуют смайлики.

При необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности.

Осмысление

Цель: Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.

Предлагаю детям рассказать о том, чему они научились.

С помощью наводящих вопросов уточняю: где можно использовать цветную соль.

Из окрашенной соли предлагаю сделать « Сосуд дружбы»

Высказывают свои предположения.

Сравнивают, делают вывод, что окрашивая соль бруском мела и порошковым мелом, получается результат один.

Наполняют сосуд ( вазу) цветной солью.

Поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной ситуации с детьми подготовительной группы «ЦВЕТНАЯ СОЛЬ».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАобразовательной ситуациис детьми подготовительной группы«Цветная соль»....

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"

Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....

Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"

Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...

Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...

По страницам Красной книги | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей. Познакомить детей с Красной книгой, её структурой....