Проект по экологическому воспитанию "Эколята - дошколята".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект направлен на формирование экологической культуры и природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata_-doshkolyata.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Нягани «Д/с №1 «Елочка»

Проект «Эколята – дошколята»

Срок реализации:

02.09.23-31.05.24

Группа №10

Руководитель: воспитатель

Сафиюлина Т.В.

г. Нягань 2023

Оглавление:

О проекте…………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………4

Комплекс проводимых мероприятий…………………………………………..8

1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Нягань детский сад №1 «Ёлочка».

2.Проект «Эколята - дошколята».

3.Тип проекта: социально-познавательный, экологический, групповой.

4.Продолжительность: долгосрочный.

5.Сроки реализации: сентябрь 2023 – май 2024 г.г.

6.Участники проекта: дети подготовительной группы №10 «Капельки», воспитатели группы, родители.

7.Авторы проекта: Сафиюлина Т.В., Фомина В.В.

Введение

Актуальность

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Проблема

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.  Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

* дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

* способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

* помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

* расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

* помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

* разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

* способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Ожидаемый результат реализации проекта:

* формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

* повышение общей культуры ребёнка;

* формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

* развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

* расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Проект предусматривает:

* использование учебных пособий по данной теме;

* создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам;

* использование в совместной занятийной деятельности образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

* организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

* организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы.

Формы работы:

* беседа; прослушивание тематических сказок и рассказов; просмотр мультфильмов; обсуждение;

* задание и игра; викторина;

* тематическое оформление помещения;

* прогулка и работа на природе; наблюдение; проведение опыта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

* обсуждение целей и задач проекта с детьми;

* создание условий, необходимых для реализации проекта;

* обогащение предметно-развивающей среды;

* сбор и анализ литературы по данной теме;

* разработка плана реализации проекта;

* подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

* разработка конспектов образовательной деятельности по формированию

целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому

развитию.

Основной этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов,

соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

обобщение материалов проекта.

Комплекс проводимых мероприятий.

Форма работы с детьми

Цели

Сентябрь

1

Беседа «Я природу берегу».

Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

2

12 сентября - День осенних цветов.

Рисование «Цветы осени».

Передавать характерные особенности цветов осени. Закреплять знания детей о цветах, воспитывать положительное отношение к природе.

3

21 сентября – День без выбросов.

Чтение экологической сказки «Как воздух заболел».

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется). Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни.

4

Аппликация из осенних листьев "Осенние фантазии".

Способствовать развитию творческих способностей воспитанников; приобретение навыков работы с природным и подручным материалом; развитие воображения, мышления, мелкой моторики рук; воспитание любви к природе.

5

Консультация для родителей «Учите ребенка уважать и любить природу».

Октябрь

1

5 октября – Всемирный день животных.

Дидактическая игра «Узнай, какой ты зверь?»

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

2

Оригами «Любимые животные».

Овладение детьми приемами оригами. Продолжать учить детей дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной, используя навыки, полученные на занятиях по рисованию и конструированию. Воспитание любви к природе.

3

Чтение экологической сказки «Лесной доктор».

Формирование первоначального экологического мировоззрения и культуры, и гармоничное развитие личности ребёнка.

4

Беседа «Осенние хлопоты зимующих птиц».

Расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.

5

Рекомендации родителям «Как провести время с ребенком на природе».

Ноябрь

1

1 ноября – День образования Российского экологического союза.

Беседа.

Воспитание экологической культуры дошкольников. Познакомить с организацией, рассказать о важности ее возникновения, чем она занимается.

Сюжетно – ролевая игра «Экологи».

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на

подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета.

Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее

необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

2

12 ноября – Синичкин день.

Аппликация «Синички».

Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней. Побуждать детей создавать выразительный образ синицы, передавая характерные особенности строения, средствами аппликации.

3

Разучивание пословиц о бережном отношении к природе.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству, обучение детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах.

4

Рисование «Собака – друг человека».

Закрепление представлений о домашних животных; учить правильно изображать части тела животного на бумаге. Учить рисовать собаку; познакомить детей с историческими фактами свидетельствующими о преданности и отваге этого животного.

5

30 ноября – Всемирный день домашних животных.

Викторина «Домашние животные».

Закрепление знаний о домашних животных. Выяснить знания детей о домашних животных и их детенышах. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.

6

Консультация для родителей «Почитайте детям книги о природе».

Декабрь

1

4 декабря – День угощения птиц и белок.

Экологическая акция «Кормушка».

Формировать представление детей о празднике; рассказать о том, что праздник создан, чтобы привлечь внимание общественности к подкормке зверей и птиц, которые нас окружают в холодный период года. По традиции, именно к этому дню принято готовить кормушки не только для птиц, но и для пушистых шустрых белок.

2

11 декабря – Международный день гор.

Презентация «Что мы знаем о горах?»

Познакомить детей дошкольного возраста со значением праздника, рассказать о подвигах людей, чья профессия связана с покорением вершин, и о роли альпинистов и скалолазов, туристов; развивать у детей интерес к природе своей страны.

3

Стенгазета «Спасаем елки в новый год».

Способствовать сохранению зеленого богатства планеты Земля, обратить внимание на не обоснованную гибель молодых елок в предновогодние праздники и призвать взрослых не рубить елки к Новому году.

4

Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Январь

1

9 января – День снегиря.

Коллективная аппликация «Снегири на рябине».

Формировать экологическую культуру у детей, учить детей передавать в аппликации образ снегиря. Закрепить и расширить представление детей о снегире, его внешнем виде и особенностях поведения.

2

15 января – День зимующих птиц.

Конструирование из бумаги «Птицы у кормушки».

Закрепление знаний детей о зимующих птицах. Вызвать у детей интерес к созданию птиц. Развивать умение аккуратно наклеивать изображение на основу, внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

3

Чтение и разучивание стихотворений о птицах.

Познакомить детей со стихотворениями о птицах; развивать умение понимать смысл образных выражений, память; воспитывать добрые отношения к пернатым.

4

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».

Февраль

1

2 февраля – День ежа.

Чтение экологической сказки «Как Ёжик полянку спас».

Формирование интереса к ежикам с помощью художественной литературы. Расширять представление о ежах. Формировать доброжелательное отношение к окружающей природе.

2

Беседа

«Батарейки, сдавайтесь!»

Дать детям элементарное представление об аккумуляторных батарейках , их пользе для человека и вреде для природы.

3

Мультфильм

«Фиксики. Батарейки».

Формирование экологической культуры детей посредством просмотра мультфильмов.

4

Экологическая дидактическая игра

«Что было бы, если бы…»

Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

5

27 февраля – Международный день полярного медведя.

Рисование «Умка».

Развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем (белым медведем). Воспитывать интерес к животным Севера. Познакомить с внешним видом, повадками, отличительными особенностями белого медведя.

6

Памятка «Лес – наше богатство!»

Март

1

1 марта – Всемирный день кошек.

Участие в зоозащитной акции.

Формирование у детей ответственного обращения с животными.

2

Рисование «Подводный мир».

Развитие творческих способностей, создание положительного. эмоционального настроения у детей. Воспитывать эстетические нравственные чувства, желание, сочувствовать, сопереживать

и помогать.

3

Опыт «Животворное свойство воды».

Подвести детей к пониманию и значению животворное

свойство воды.

4

22 марта – Всемирный день воды.

Презентация «Берегите воду».

Расширить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, что без нее не могут жить человек, растения, животные; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

5

Экологическая дидактическая игра  

«Пищевые цепочки водоема».

Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

6

Памятка «Экономь воду – береги природу!»

Апрель

1

1 апреля – Международный день птиц.

Экологическая дидактическая игра «Экологическая цепочка».

Сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

2

7 апреля - традиционный праздник «Ворнга хатл» (Вороний день).

Выставка детских работ.

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры — ханты и манси. Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

3

Опыт «Где лучше расти?»

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

4

19 апреля –День подснежника.

Рисование «Подснежник – улыбка весны».

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, Формировать творчество. воспитывать чувства прекрасного, любви к природе и бережного отношения к ней.

5

22 апреля – Международный День Земли.

Коллективная аппликация «День Земли».

Развитие инициативы и самостоятельности в ходе продуктивной деятельности. Воспитание любви к окружающей природе, правильного общения с ней, желания заботиться о ней.

6

Мультфильм «Мальчик и Земля».

Расширить знания детей о природе и побудить к дальнейшему изучению экологии. Формирование экологического сознания у детей.

7

Памятка «Планете Земля нужна наша помощь».

Май

1

Беседа «Насекомые - польза и вред».

Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

2

22 мая – Международный день биологического разнообразия.

 Загадывание загадок с зарисовками «Что это?»

Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

3

Конкурс рисунков на асфальте «Эколята дружат с Природой!»

Изобразить, как Эколята дружат с Природой, помогают Природе, заботятся о Природе, приходят на помощь Природе, помогают братьям нашим меньшим.

4

Памятка «Наша планета – цветущий сад!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»...

Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”

АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...

Проект по экологическому воспитанию " Дошколятам о пластике"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад № 1 «Колокольчик»  Номинация «Педагогический проект по экологическому воспитанию до...

Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята".

Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята"для детей подготовительной группы...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников: «Реализация волонтерского движения «Эколята – дошколята» с детьми 3-5 лет»

Цель воспитательного проекта – изучение животного и растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-5 лет. Задачи:В деятельности с детьми:- повышать знания о животных, птиц...

Проект Тема: «Мы эколята - дошколята» (Экологический проект в старшей группе)

Содержание1.Актуальность проекта2.Паспорт проекта3.Формы детской деятельности4.Методы и приемы работы с детьми по экологическому и туристическому воспитанию5.Этапы проекта6.Список литературы: При...